Самосознание индивида и социальное поведение

В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.

И.Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив; осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).

Виды самопознания:

§ Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности)

§ Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения)

Самопознание идет всю жизнь, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, с 3-8 мес. младенчества (самоузнавание) и заканчивается нередко с последним вздохом.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, она всегда субъективна, хотя в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

Психологи называют три мотива обращения к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками свой значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. Типы самооценки:

ü Реалистическая (адекватная) (соответствует реальным возможностям Ч)

ü Нереалистическая (неадекватная) (проблемы в общении)

§ завышенная (переоценивает себя)

§ заниженная (недооценивает себя).

В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень.

«Я-концепция» - относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе и включает оценки, убеждения, тенденции поведения. Иными словами, Я-концепция – свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Описательную составную Я-концепции называют образом Я или картиной Я.

Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется.

Самореализаци я – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека, в самореализации проявляется смысл жизни. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самореализация связана с саморазвитием. Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализация себя как личности

Основные пути самопознания:

- анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

- саомонаблюдение;

- самоисповедь (внутренний отчет перед самим собой, например, личный дневник).

Самопознание связано с рефлексией (от лат. reflexio– обращение назад), отражающей процесс размышлений индивида о происходящем в его сознании, которая включает и в и дение его окружающими.

По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.

С представлением о личности связано понятие «поведение». Со стороны нас оценивают по нему.

Поведение – внешнее проявление деятельности человека, его отношения к обществу, другим людям; - совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях (характерно всем живым существам, как активность). Проявляется в поступках, особенностью которых является сознательность действий

Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей, средств.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Массовое – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, полит движения и т.д.

Отклоняющееся – не соответствует принятым в обществе нормам.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи (неписаные правила).

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события: преобразуются по мере изменения сознания людей. ← привычка.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.

Нашим поведением руководят врожденные инстинкты (например, инстинкт самосохранения).

Кроме инстинктов человек обладает эмоциями (переживания смысла жизненных ситуаций и явлений, обусловленных потребностями, положительные и отрицательные), чувствами (любовь, страх, гнев).

Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх и пр.).

Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм; эстетические: отвращение, восторг, тоска; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность).

Поведение человека проявляется в его отношении с другими людьми. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, готовности жертвовать собой ради других. Эгоцентризм – противоположное. Правильное поведение заключается в балансе своих интересов и уважении интересов других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: