Практическая психология базируется на научных знаниях о закономерностях психической жизни человека и возрастных особенностях ее развития. Основными принципами практического психолога являются следующие.
Признание самоценности любого человека и его права на отличие от других безотносительно к его культурным и социальным особенностям. Это особенно важно в современных условиях России, для которой характерно смешение культурных моделей, проникновение западноевропейских ценностей, поиск новых ориентиров и устоев в нестабильном социальном мире.
Уникальность ситуации и психологической проблемы, индивидуальный путь ее решения. Для каждого человека его жизнь и особенности
восприятия, способов разрешения ситуации являются единственными и непохожими на другие. Опыт других случаев может помочь в понимании проблемы, но решение должно быть принято такое, которое подходит данной личности.
Соблюдение принципов "Не навреди" и "Во имя ребенка" в детской практической психологии. Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос, а запрос родителей и педагогов частот носит манипулятивный характер. Это ставит перед психологом задачу формирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку со стороны заказчика.
|
|
Субъективное переживание не может оцениваться как плохое или хорошее, оно может только быть или не быть. Ребенок склонен оценивать себя, ориентируясь на отношение к нему близких взрослых. Возникающая при этом необходимость подавления своих чувств ведет к неврозам и другим нарушениям в развитии ребенка. Поэтому недостаточно психологу базироваться на этом принципе, он должен быть доведен до сознания родителей и педагогов.
Любая психологическая проблема имеет свои причины и принципиально может быть решена. Необходимо выявлять причины возникновения психологических проблем, что особенно важно при работе с детьми, так как их психика еще находится в стадии развития и отказ от своевременной психологической помощи чреват серьезными последствиями для их будущего.
Тема 7. Профессиональные требования к практическому психологу
В профессиональные требования входит необходимость наличия общих и специальных (необходимых для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и навыков работы. Для детского практического психолога обязательно знание возрастной психологии, владение навыками общения с детьми разного возраста и с родителями.
Способность к эмпатическому слушанию. Это требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояния ребенка.
|
|
Принятие клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы на оценку взрослого и функция взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу приходится учиться специально.
Принятие ответственности и рефлексия своих действий. Не подменять проблему и не решать проблему за клиента. Необходимо
учитывать, что проблемы детей значительно отличаются от проблем взрослых. Для их адекватного понимания нужны не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также необыкновенно высока.
Доверие к клиенту как имеющему потенциал для решения своих проблем, вера в способности и возможности ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть и поддержать проявление инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что ребенок "не может быть плохим", а сложности и отклонения в его поведении свидетельствуют об отсутствии у него способов конструктивного выхода из создавшейся ситуации. Потенциал и перспективы развития всегда есть у ребенка.
Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической работы. Это особенно важно при работе с детьми, так как они сами не способны предъявить претензии и требования к психологу. Мера ответственности и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.
Умение общаться с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями как профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоционально-личностное общение с младенцем, уметь разделять деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, применять адекватные для возраста формы вербального и невербального общения, учитывать индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении со взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.
Тема 8. Этические нормы практического психолога
Этические нормы практического психолога приняты в разных странах, причем они могут различаться для разных видов психологической практики (диагностики, консультирования, терапии). Основными из общепринятых этических норм являются следующие.
Ответственность за изменение внутреннего мира клиента. В разных видах психологической практики она разная, но всегда существует. Любое прикосновение к душе другого человека, особенно профессиональное, основанное на знании особенностей и закономерностей психической жизни, несет в себе серьезные последствия. Их мера должна быть отрефлексирована психологом.
Следование принципам психологической работы. Критическая оценка уровня своей квалификации и профессиональной ориентации. Психолог всегда должен четко представлять меру и уровень своей компетентности и быть готовым переадресовать клиента другому
специалисту, при этом недопустимо только предложить клиенту искать другую помощь, необходимо посоветовать, куда и к кому ему можно обратиться.
Обеспечение тайны информации. Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители. В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.
|
|
Запрет на использование информации в манипулятивных целях. Информация об особенностях психического развития ребенка и его психологических проблемах не может быть использована в ущерб развитию и благополучию ребенка, с целью оказать давление на его родителей и т. п.
Формы этического кодекса практикующего психолога за рубежом и в нашей стране. Этический кодекс практикующего психолога принимается сообществом психологов и добровольно ими выполняется. В странах с давними и устоявшимися традициями психологической практики (США, Западная Европа) этот кодекс существует достаточно длительное время. В нашей стране эти нормы были приняты в общем и в основном соответствуют существующим в других странах.
Особенности этических требований к психологу, работающему с детьми и семьей, с детьми с нарушением развития. Эти особенности касаются отношения к ребенку как изначально не отягощенному ответственностью за свои проблемы, всегда нуждающемуся в помощи и поддержке, которую ему обязаны оказывать не только профессиональные психологи, но и все взрослые, взаимодействующие с ним. Семья является ближайшей и самой главной средой развития ребенка, она имеет приоритетные права в принимаемых относительно ребенка решениях.
Раздел 2. Прикладная детская практическая психология