Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Вологда
В учебном плане по заочной форме обучения предусмотрено 8 аудиторных занятий (16 часов обзорных лекций), 92 часа самостоятельной работы.
Промежуточная формы контроля по дисциплине — экзамен.
В результате изучения учебной дисциплины «Теоретические основы дошкольного образования» студент должен уметь:
У1 умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
У2 умение структурировать информацию по разным критериям,
У3 умение грамотно, доступно, последовательно излагать информацию по заданному вопросу,
У4 умение ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования
У5 умение планировать образовательный процесс в дошкольной образовательной организации,
У6 умение определять педагогические возможности различных методов, приёмов, форм организации обучения и воспитания дошкольников,
|
|
У7 умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
У8 умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Знать:
З1 знание истории развития дошкольного образования в отечественной и зарубежной практике,
З2 знание основных нормативных документов, регламентирующих деятельность дошкольного образования,
З3 знание особенностей организации жизнедеятельности детей в дошкольной образовательной организации,
З4 знание характеристик целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, его закономерностей, структуры, функций, этапов, специфики,
З5 знание принципов, содержания, видов планирования в дошкольной образовательной организации,
З6 знание вариативных программ воспитания, обучения и развития детей,
З7 знание требований к личности и деятельности педагога дошкольного образования,
З8 знание закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста,
З9 знание психолого-педагогических условий развития мотивации и способностей детей в процессе обучения,
З10 знание принципов дошкольного образования,
З11 знание требований к развивающей предметно-пространственной среде,
З12 знание методов и приемов обучения детей дошкольного возраста,
З13 знание педагогических технологий в дошкольном образовании,
З14 знание основ развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников,
З15 знание направлений развития и образования детей дошкольного возраста.
|
|
Общая характеристика экзамена: на экзамене используются следующие виды оценочных средств: открытые вопросы, анализ ситуации. Вопросы к экзамену студенты получают заранее, педагогические ситуации по каждому из разделов дисциплины подбираются аналогичные тем, которые анализировались при выполнении заданий самостоятельной работы.
Вопросы к экзамену:
1. История дошкольного образования в России.
2. История дошкольного образования за рубежом.
3. Воспитатель дошкольного учреждения. Характеристика педагогической деятельности.
4. Ребенок как объект дошкольной педагогики.
5. Современная система дошкольного образования.
6. Организация образовательного процесса в ДОО.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
8. Основные и дополнительные программы ДОО.
9. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОО.
10. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО.
11. Цели, закономерности и принципы дошкольного воспитания.
12. Воспитание в деятельности. Предметная деятельность детей раннего возраста.
13. Социально-коммуникативное развитие детей. Формирование нравственных качеств личности в дошкольном возрасте.
14. Трудовое воспитание дошкольников.
15. Познавательное и речевое развитие детей.
16. Методы и формы организации обучения дошкольников.
17. Педагогическое общение. Технология педагогического общения с дошкольниками.
18. Культура общения ребенка. Общение со сверстниками. Социализация.
19. Художественно-эстетическое развитие. Художественная деятельность дошкольника.
20. Физическое воспитание. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
21. Игровая деятельность дошкольников. Понятие, виды, функции игры.
22. Сюжетно-ролевая игра дошкольника. Воспитание детей в игре.
23. Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей.
24. Роль семьи в формировании личности дошкольника.
25. Преемственность в работе ДОО и школы.