В большинстве арабских стран цифры обозначаются «индийскими», как их называют сами арабы, цифрами, а именно:
1 -; 2 -; 3 -; 4 -; 5 -; 6 -; 7 -; 8 -; 9 -; 10 -
Цифры пишутся слева направо: 39-; 572 -
В некоторых североафриканских странах (Тунис, Марокко) пользуются «арабскими» цифрами.
При счете используются следующие названия цифр:
0 - صفر; 1 - واحد 2 - إثنان; 3 -ثَلاثة; 4 - أربعة; 5 -خمسة; 6 - ستة; 7 - سبعة; 8 - ثمانية; 9 - تسعة; 10 - عشرة
Числительные относятся к категории имен и изменяются по родам и падежам. К количественным числительным первого десятка относятся:
женский род | мужской род | Числительное |
واحدة | واحد | |
إثنتان | إثنان | |
ثلاثة | ثلاث | |
أربعة | أربع | |
خمسة | خمس | |
ستة | ست | |
سبعة | سبع | |
ثمانية | ثمان | |
تسعة | تسع | |
عشرة | عشر |
Согласование количественных числительных первого десятка происходит следующим образом:
- числительные «один» и «два» оформляются с именем исчисляемым как согласованное определение:
«одна книга» -كتاب واحد
«две книги» -كتابان إثنان
«в одной книге» -في كتاب واحد
«в двух книгах» -في كتابين(إثنين)
«он прочитал одну книгу» -قرأ كتابا واحدا
«он прочитал две книги» -قرأ كتابين(إثنين)
«одна школа» -مدرسة واحدة
«две школы» -مدرستان إثنتان
«в одной школе» -في مدرسة واحدة
«в двух школах» -في مدرستين إثنتين
«он отправился в школу» -ذهب إلى مدرسة
«он посетил две школы» - زار مدرستين (إثنتين)
После числительных от 3 до 10 имя исчисляемое ставится в родительный падеж, неопределенное состояние и множественное число. При этом имя числительное ставится в род, противоположный роду имени исчисляемого и сопряженное состояние, то есть вся конструкция оформляется как несогласованное определение (идафа):
«три книги» - ثلاثة كتب
«в трех книгах» -في ثلاثة كتب
«он прочитал три книги» -قرأ ثلاثة كتب
«три школы» -ثلاث مدارس
«в трех школах» -في ثلاث مدارس
«он посетил три школы» -زار ثلاث مدارس
ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПЕРЕВОДА
أربعة مساجد - أربع سنوات - ستة معابد - ست كليات - جامع واحد - قصران إثنان - ثمانية تماثيل - عشرة أهرام - ثماني كليات - مسلمة واحدة - مسلمتان
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ
1. Перепишите следующие цифры, заменив их на «индийские»:
39 - 12 - 38 - 157 - 8 - 96 - 14 - 1001 - 40 - 58 - 1389 - 2009 - 2012 - 622 - 323 - 132 - 1986 - 21 - 23 - 87 - 678 - 786 - 768 - 322 - 312 - 3567 - 789 - 1001 - 5
2. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на род имен числительных:
7 طلاب - 6 طالبات - 3 نصوص - 5 أيام - 3 بنات - 1 مدرسة - 2 مدرستان - 4 كليات - 8 فصول - 9 سنوات - 7 تلامذة - 10 رؤوس
3. Запишите имена исчисляемые после цифр:
1 (قصر) - 2 (مسجد) - 3 (أخت) - 4 (أخ) - 5 (بنت) - 6 (كراسة) - 7 (كرسي) - 8 (درس) - 9 (سنة) - 10 (يد) - 2 (أذن) - 1 (حرب)
4. Переведите на арабский язык, записав цифры именами числительными:
3 арабских монарха – 2 маленьких эмирата – 4 высокие горы – 8 арабских государств – 2 берега красивых – 5 великих пустынь – 6 морей - 7 королевст – 10 шейхов – 9 мусульманок – 1 старинная мечеть – 5 сирийских инженеров
5. Прочитайте и переведите, обращая внимание на оформление числительных и имен исчисляемых:
على مكتبي ثلاث كراسات - على السبورة خمس جمل - في كتابين اثنين نصوص ممتعة - هذان فصلان صغيران - في هاتين الكليتين طلاب أجانب - اليوم عند التلامذة ثلاثة دروس - وجدت في هذا الشارع جامعين جميلين - قرأنا في هذا الدرس أربع مقالات قصيرة - لصديقي محمد أختان وخمسة إخوة - لكل أنسان رأس واحد ويدان إثنان - قاموا ببناء ثلاثة سدود - على هذا النهر ثمانية جسور رائعة - نلنا انا واختي شهادتين للتعليم العالي - يتم طفلان إثنان في ويوم واحد