Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязатель­ную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответствен­ности и ее реальным поведением. Основная функция ответственности как социальной категории состоит в активизации соци­ального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявле­ния ответственности на основе понимания общественной важ­ности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество лич­ности фокусирует в себе ее субъективные положительные отно­шения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разно­образных ситуациях социального взаимодействия и строить оп­тимальную стратегию собственного поведения. Главная характе­ристика данного качества — «устойчивость просоциальной на­правленности во всех сферах социальных отношений, наиболее полная реализация возможностей человека в нравственных це­лях» [3]. Данное положение вновь подчеркивает тесную взаимо­связь между выделяемыми нами ценностными ориентациями — ответственностью и общественно-полезной деятельностью, что подтверждает верность их выбора в качестве ве­дущих педагогических целей при организации образовательной деятельности.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьников: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение. Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствую­щей образовательной среды организуется такая общая деятель­ность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер со­вместной деятельности.

Кроме того, в психологии предлагается рассматривать два типа ответственности, характеристика которых основана на так назы­ваемой теории локуса контроля. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если в ней преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, т.е. человек при­нимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способ­ностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуаци­ям, различного рода случайностям. У таких людей преобладает экстернальный (внешний) локус контроля.

Таким образом, тип ответственности личности, основанный на определенном локусе контроля, указывает на склонность ви­деть источник управления своей жизнью либо в самом себе, либо преимущественно во внешней среде (что и определяет во мно­гом зависимость человека от внешней среды и часто создает не­способность управлять своими делами).

Ответственность первого типа (или внутренняя локализация ответственности) тесным образом взаимосвязана, как показы­вают исследования, с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у под­ростков является социальный инфантилизм, который выражает­ся, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в дегра­дации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников по­является определенное знание об этом, но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоциональ­ного переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в слож­ную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Кроме того, условием воспитания устойчивых (ответственных) форм поведе­ния, по мнению Л.И. Божович, является не только продуманная организация поведения учащихся, но и обеспечение тех моти­вов, по которым нужное поведение становится фактом, поскольку ответственность в поступках и действиях важна не столько перед другими, сколько перед самим собой. [3]

Целенаправленное формирование личной ответственности предполагает предупреждение (профилактику) и преодоление со­циального инфантилизма, а это, в свою очередь, предполагает выработку у подростков ряда жизненно важных способностей: принимать решения и оценивать их последствия, критически мыслить и проводить анализ получаемой информации и опыта, самовыражаться различными социально приемлемыми способа­ми, осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности в преодолении возникающих жизненных трудностей.

Оп­ределяя педагогические позиции по отношению к подросткам и организуя образовательную среду, важно помнить, что развить в личности ответствен­ность окажется невозможным, если будут существовать ограни­чения свободы личности при принятии решений. (К сожалению, в реальной педагогической практике эти ограничения весьма рас­пространены.) Важно постоянно поощрять самостоятельность уча­щихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориента­цию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Образовательное учреждение должно помочь формирующейся личности заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: