Необходимость рассматривать ответственность как обязательную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответственности и ее реальным поведением. Основная функция ответственности как социальной категории состоит в активизации социального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.
Представляется важным, что ответственность как качество личности фокусирует в себе ее субъективные положительные отношения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разнообразных ситуациях социального взаимодействия и строить оптимальную стратегию собственного поведения. Главная характеристика данного качества — «устойчивость просоциальной направленности во всех сферах социальных отношений, наиболее полная реализация возможностей человека в нравственных целях» [3]. Данное положение вновь подчеркивает тесную взаимосвязь между выделяемыми нами ценностными ориентациями — ответственностью и общественно-полезной деятельностью, что подтверждает верность их выбора в качестве ведущих педагогических целей при организации образовательной деятельности.
Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьников: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение. Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятельность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер совместной деятельности.
Кроме того, в психологии предлагается рассматривать два типа ответственности, характеристика которых основана на так называемой теории локуса контроля. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если в ней преобладает интернальный (внутренний) локус контроля, т.е. человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуациям, различного рода случайностям. У таких людей преобладает экстернальный (внешний) локус контроля.
Таким образом, тип ответственности личности, основанный на определенном локусе контроля, указывает на склонность видеть источник управления своей жизнью либо в самом себе, либо преимущественно во внешней среде (что и определяет во многом зависимость человека от внешней среды и часто создает неспособность управлять своими делами).
Ответственность первого типа (или внутренняя локализация ответственности) тесным образом взаимосвязана, как показывают исследования, с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.
Негативным следствием отсутствия названной ценности у подростков является социальный инфантилизм, который выражается, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в деградации личностно-смыслового уровня поведения.
Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников появляется определенное знание об этом, но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоционального переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в сложную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности. Кроме того, условием воспитания устойчивых (ответственных) форм поведения, по мнению Л.И. Божович, является не только продуманная организация поведения учащихся, но и обеспечение тех мотивов, по которым нужное поведение становится фактом, поскольку ответственность в поступках и действиях важна не столько перед другими, сколько перед самим собой. [3]
Целенаправленное формирование личной ответственности предполагает предупреждение (профилактику) и преодоление социального инфантилизма, а это, в свою очередь, предполагает выработку у подростков ряда жизненно важных способностей: принимать решения и оценивать их последствия, критически мыслить и проводить анализ получаемой информации и опыта, самовыражаться различными социально приемлемыми способами, осознанно делать выбор и взвешивать свои возможности в преодолении возникающих жизненных трудностей.
Определяя педагогические позиции по отношению к подросткам и организуя образовательную среду, важно помнить, что развить в личности ответственность окажется невозможным, если будут существовать ограничения свободы личности при принятии решений. (К сожалению, в реальной педагогической практике эти ограничения весьма распространены.) Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориентацию учащихся с внешнего на внутренний контроль.
Образовательное учреждение должно помочь формирующейся личности заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью.