Тема 2.2. Проектная деятельность руководителя ДОО

План:

1. Виды управленческих проектов в ДОО.

2. Алгоритм проектирования программы развития ДОО и основной образовательной программы ДО.

Проектная деятельность руководителя ДОУ напрямую связана со стратегическим планированием.

Стратегическое планирование - набор действий, решений, предпринятых руководителями, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

В ДОО выделяют два вида проектов, которые служат примером стратегического планирования – программа развития и образовательная программа ДОУ.

Программа развития ДОУ - управленческий документ ДОУ, в котором определены цель и стратегии функционирования ДОУ сроком на пять лет. Данный документ составляет опору для развития ДОУ в перспективе, позволяет отслеживать соответствие реального состояния ДОУ задуманным управленческим целям.

Образовательная программа дошкольного образования - программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса (ФГОС ДО).

Стратегическое планирование в наибольшей степени осуществляет руководитель ДОУ. В процессе управления руководитель отвечает и за стратегическое планирование (разработка программы развития) и за тактическое (разработка годового плана ДОУ). Кроме того, руководитель несет ответственность за разработку основной образовательной программы ДО как стратегического проекта педагогической деятельности.

Вопрос

Алгоритм проектной деятельности рукводителя ДОО рассмотрим на примере разработке программы развития и образовательной программы ДО.

Разработка программы развития ДОУ начинается с выбора варианта программы развития и механизма ее разработки. В практике управления исчерпывающая характеристика процедуры разработки программы развития ДОУ дана в исследованиях А. Н. Троян. Автор выделяет два варианта программ развития и два механизма их разработки в зависимости от стадии развития ДОУ, управленческих целей, ситуации, наличия ресурсов развития (12).

Первый вариант – поисковое прогнозирование – перенос, условное продолжение в будущее наблюдаемых сегодня тенденций развития организационной системы. Оно позволяет выявить противоречия, проблемы, подлежащие решению, определить в каком направлении идет развитие. Механизм разработки программы: анализ состояния – оценка возможностей – определение целей как результат развития.

Второй вариант развития - нормативное прогнозирование - определение возможных путей решения проблем на основе заранее заданных критериев. Оно позволяет моделировать переход от будущего к настоящему; определить, как достичь желаемого. Механизм разработки программы: определение цели – оценка возможностей – определение действий (12).

Анализ практики управления показывает, что при разработке программы развития ДОУ преимущественно используется поисковое прогнозирование, и оправдал себя следующий алгоритм действий (10):

1. анализ исходного состояния;

2. целеполагание как разработка системы целей;

3. разработка мероприятий и условий их реализации;

4. формирование (описание) программы.

Процедура проектирования и утверждения основной ОП ДО как педагогического стратегического проекта сегодня является обязательной для всех ДОО согласно ФГОС ДО и может включать несколько этапов (координируются руководителем ДОО):

1. Комплектование проектной группы (куда входят педагоги и зам. руководителя по УВР), разработка плана мероприятий по разработке программы.

2. Анализ ФГОС ДО и выделение требований к структуре и объему ОП.

3. Проблемно-ориентированный анализ существующей модели образовательного процесса ДОО.

4. Адаптация модели образовательного процесса (в том числе сочетаемость комплексных и парциальных программ) к требованиям ФГОС ДО.

5. Наполнение содержанием всех разделов ОП – целевого (проектирование пояснительной записки) содержательного (наполнение содержанием образовательных областей), организационного (проектирование материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения).

6. Рассмотрение проекта ОП на Совете педагогов, коррекция и утверждение.

Контрольные и проблемные вопросы

1. Обоснуйте необходимость разработки управленческих документов – программы развития ДОО и годового плана ДОО.

2. Назовите основные этапы проектирования образовательной программы ДОО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: