Этапы развития информатизации избирательных процессов

Одним из самых первых объектов информатизации как процесса удовлетворения информационных интересов (потребностей) в нашей стране стала отечественная избирательная система. В целях совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации, сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний был принят первый официальный документ, в соответствии с которым было положено начало формирования государственной политики в области информационного обеспечения избирательного процесса.

Еще в ходе проведения избирательной кампании, связанной с выборами в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации уже была частично апробирована автоматизация отдельных процедур (ведение списков кандидатов в депутаты, избирательных округов и участков; централизованная рассылка нормативных и организационно - методических документов в окружные избирательные комиссии; сбор, обработка и представление статистической информации об активности избирателей в день выборов; обработка протоколов участковых избирательных комиссий о результатах голосования по общефедеральному округу и определение окончательных результатов выборов и др.).

Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года.

Идеи Концепции были нормативно оформлены в принятых в 1994-1995 гг. указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" от 23 августа 1994 г. № 1723 и "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" от 28.02.1995 N 227. Во исполнение названных указов Правительством Российской Федерации 18.12.1995 постановлением N 1242 была принята Федеральная целевая программа "О Федеральной целевой программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 1996 - 2000 годы" (далее – Программа).

ГАС «Выборы» представляет собойединую автоматизированную систему, предназначенную для информационного обеспечения деятельности органов, проводящих проведение избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов, а также обеспечения достоверности получаемой информации и защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации.

Основной целью Программы явилась автоматизация деятельности избирательных комиссий всех уровней, совершенствование телекоммуникационной среды, унификация организационного, методического, информационного, лингвистического, программного и технического видов обеспечения, а также учет интересов граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий.

Достижение цели обеспечивалось решением основных задач:

· сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов;

· сокращение объемов трудоемких информационных работ на всех этапах проведения избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов;

· информационная поддержка деятельности органов, проводящих избирательную кампанию, в интересах исполнения ими законодательства Российской Федерации о выборах;

· обеспечение достоверности получаемой информации;

· усиление защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации, в частности внедрение электронной подписи;

· повышение уровня организации процессов подготовки и проведения выборов.

Программой предусмотрены мероприятия по развитию ГАС "Выборы":

· автоматизация участковых избирательных комиссий (до 95000 участков) с целью усовершенствования процедуры голосования;

· сопряжение с другими государственными и ведомственными автоматизированными информационными системами в центре и в субъектах Российской Федерации;

· развитие и адаптация программного обеспечения ГАС "Выборы" для информационного сопряжения с общегосударственной автоматизированной системой учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность;

· оснащение комплексов средств автоматизации объектов ГАС "Выборы" с учетом расширения функциональных возможностей системы;

· оснащение и обеспечение Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в части организационного, информационного и методического обеспечения ГАС "Выборы";

· создание залов наблюдения за ходом выборов (ситуационных центров) с использованием средств отображения информации коллективного пользования;

· повышение надежности, расширение функциональных возможностей и улучшение технических характеристик ГАС "Выборы", в том числе за счет технических средств отечественного производства.

Опыт использования ГАС "Выборы" показал правильность выбранного направления автоматизации деятельности избирательных комиссий. В то же время тенденции развития информационных технологий объективно вызвали необходимость дальнейшего развития системы.

Актуальность развития ГАС "Выборы" определяется необходимостью организации системного сопровождения и эксплуатации комплексов средств автоматизации (КСА), повышения уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий и использования ресурсов системы в период между выборами, взаимодействия с различными государственными автоматизированными системами и информационно - коммуникационными сетями общего пользования, совершенствования средств связи и передачи данных. Кроме того, необходимо было законодательно оформить статус ГАС "Выборы" в избирательной системе Российской Федерации и создать регистр избирателей и участников референдума, предъявить специфические требования к системе защиты данных, которые содержатся в базах данных КСА всех уровней системы и передаются по каналам связи.

Дальнейшее развитие ГАС "Выборы" определялось задачами, стоящими перед избирательными комиссиями, комиссиями референдума, в соответствии с Основными направлениями развития ГАС "Выборы" на 2001 - 2004 годы, утвержденными Постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 г. N 122/1221-3.

Такие направления определялись уровнем информатизации уже на начало 2001 г. Приведем отдельные из них:

1) дальнейшее повышение уровня автоматизации избирательных процессов и развитие системы передачи данных;

2) повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы";

3) интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России;

4) совершенствование системы информационной безопасности;

5) создание подсистемы обучения кадров;

6) правовое обеспечение функционирования и развития системы.

Определены основные функциональные и обеспечивающие компоненты ГАС "Выборы", реализующие направления ее развития.

Функциональные компоненты:

· подсистема автоматизации избирательных процессов;

· подсистема регистр избирателей, участников референдума;

· информационно-справочная подсистема;

· подсистема Интернет-портал ГАС "Выборы";

· подсистема отображения информации коллективного пользования.

Обеспечивающие компоненты:

· подсистема связи и передачи данных;

· подсистема управления и контроля функционирования;

· подсистема обучения кадров;

· подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания;

· подсистема обеспечения информационной безопасности.

Каждую из подсистем необходимо было создавать на единой технологической платформе, единых средствах связи и передачи данных, на базе единых общесистемных классификаторов, словарей и справочников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: