Предпосылки образования языка

Происхождение языка не случайное явление в истории человека, не следствие подражания звукам природы, не предмет договора между людьми, а необходимый, единый, охватывающий человечество объективный поступательный процесс его развития.

Образование языка было детерминировано совокупностью многих внешних и внутренних факторов. К предпосылкам образования языка относятся:

1) природные условия. Земные и космические условия сделали возможной не только жизнь на Земле, но одновременно и возможность языка, который мог возникнуть только при наличии околоземной воздушной оболочки, необхо­димой как для дыхания, так и для образования звука.

2) биологические, или антропологические предпосылки. Такими предпосылками являются вертикальное положение человека, которое обусловило принципиально иные, по сравнению с животным миром, усложненные, расширенные образ поведения, действия и вообще деятельность человека, поскольку верхние конечности человека оказались свободны для такой деятельности. Вертикальное положение предполагает совершенно иную группировку всех органов человека; особенно это касается органов, участвующих в выражении и восприятии речи. Как утверждают антропологи, только при таком условии стало возможным образование членораздельных звуков. Вертикальное положение обеспечивает широкий кругозор человека, существенно влияет на восприятие и отражение окружающего мира, дает возможность свободного распространения звуковых волн на сравнительно большое расстояние. Вертикальное положение человека не только обеспечило ему трудовую, предметную деятельность, но и позволило использовать совокупность определенных органов в образовании языка, то есть в их вторичной, чисто человеческой, языкообразующей функции.

3) наличие общества и отношений между людьми. Образование языка
возможно только в обществе. О том, что естественные, биологические задатки
могут реализоваться только в человеческом обществе, свидетельствуют
известные науке экстремальные случаи. Так, ребенок, родившийся в отсталом,
первобытном племени, попав с рождения в цивилизованное европейское общество, в последующее время не обнаруживал каких-либо умственных,
биологических отклонений по сравнению с окружающими его людьми. В то же
время современный ребенок, лишившись в раннем детском возрасте
человеческого общества, так называемые дети-маугли, при всех своих
биологических задатках, не может стать человеком в полном смысле этого
слова.

4) достаточно высокая степень развития доязыкового человеческого мышления,
готового к своему преобразованию под воздействием знакового выражения
мысли. Такая степень развития мышления была подготовлена длительным
использованием неязыковых знаков. Преобразование мышления выразилось в
создании абстракций, в дифференциации психологических процессов, в
расчленении мыслительного потока и образовании дискретных его форм.

5) Одной из важных предпосылок образования языка является общность
психологических законов довербального и вербального мышления
человека.
Как считают ученые, мышление человека, только начинающего говорить, делающего первые шаги в создании языка, в принципе то же, что и у человека, владеющего языком. Но, конечно, с участием языка мышление и психологические законы получили мощный толчок в своем развитии. Это выражается в их дифференцированности и определенности, разработанности и утонченности. Они приобретают новое качественное развитие, поскольку обрели знаковое выражение и закрепление.

6) наличие невербальных знаков. Многие ученые считают, что формирующееся человеческое общество долгое время использовало в качестве средства общения неязыковые знаки: жесты, мимику, выразительные движения, дейст­вия, предметы. Также длительное время параллельно с невербальными знаками применялся и звук как знак мысли. Доязыковой и языковой знаки сходны по структуре.

7) возможность образования членораздельного звука. Только с помощью членораздельного звука стало возможным отчуждение и вычленение из мышления дискретной, членораздельной мысли. Мысль стала выражаться в знаке, наиболее соответствующем ее природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: