Модуль 2. Общие вопросы специального образования лиц с ОВЗ
Тема: Методологические и теоретические основы специальной педагогики. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Задания для самостоятельной работы обязательной формы (1-3 б):
1. Познакомьтесь с материалом книги Н.Ю. Боряковой Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель, 2008. 113 с. См. приложение к плану занятия.
2. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскройте их сущность. Выполните задание в виде таблицы.
3. Объединитесь в подгруппы и подготовьте пункты III, IV VI, VII. Выступление по проблеме не более 5-6 минут. Возможно использование презентации. Пункты I, II, V готовятся всей группой.
Задания для самостоятельной работы (на выбор студента) (1-3б):
1. Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране. (Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2001. Раздел 2, гл. 2. С.163-204). Подготовьте сообщение.
|
|
Аудиторная работа (1-3б.). Вопросы для обсуждения.
I. Методологические и теоретические основы специальной педагогики
1.Раскройте методологические принципы специальной педагогики.
2. Раскройте наиболее значимые для становления специальной педагогики научные концепции Л.С. Выготского.
3. Как вы понимаете научное положение о системном строении дефекта?
II. Принципы специальной педагогики
1. Какую специфическую реализацию получают общепедагогические дидактические принципы в системе специального образования?
2. В связи с чем выдвигается принцип ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии?
3. Раскройте принцип реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
III. Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса
1. Каковы основные структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса?
2. Раскройте значение диагностики и мониторинга для оптимизации процесса коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
3. Каковы особенности построения учебных планов и программ для специальных (коррекционных) школ?
IV.Сущность процесса коррекционного обучения
1. Раскройте сущность процесса обучения.
2. Каковы движущие силы коррекционно-педагогического процесса?
3. В чем заключается коррекционная направленность процесса обучения детей с отклонениями в развитии?
V. Методы обучения и воспитания.