Примерный образец рассуждения на основе тезиса
Не могу не согласиться с высказыванием К. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста….
В основной части (это примеры) можно взять небольшой отрывок из стихотворения (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т.д.), в котором поэт использует прекрасные слова-эпитеты для изображения картин природы. Либо можно опереться на живописную прозу Гоголя, которая также богата образными словами и выражениями (описание Невского проспекта в одноимённой повести, летнего дня в Малоросии в «Сорочинской ярмарке») – 1 предложение.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения (сохранить для себя!).
|
|
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
· сформулировать позицию автора высказывания;
· выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
· автор анализирует
· характеризует
· рассуждает
· отмечает
· доказывает
· сравнивает
· сопоставляет
· противопоставляет
· называет
· описывает
· разбирает
· подчёркивает
· ссылается на...
· останавливается на...
· раскрывает содержание
· отмечает важность
· формулирует
· касается
· утверждает
· считает, что...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
· действительно
· на самом деле
· не могу не согласиться с автором высказывания
· я полностью согласен с...
· вынужден согласиться с...
· я разделяю точку зрения автора высказывания
· я поддерживаю мнение автора
· бесспорно мнение автора о том, что...
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
|
|
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими словами
· Присмотримся повнимательнее к словам в тексте...(называем фамилию автора текста)
· Обратимся к тексту русского писателя...(фамилия автора текста)
· Докажем эту мысль на примерах из текста...
· Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...
· Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
· Таким образом,...
· Итак,...
· Следовательно,...
· В итоге можно прийти к такому выводу:...
· В заключение можно сказать, что...
· Мы убеждаемся в том, что...
· Обобщая сказанное,...
· Из этого следует, что...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Общий план:
1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2.Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3.Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки, т о есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.