Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности

Для эффективности деятельности юридического лица важное значение имеет имущественное положение, вместе с тем нельзя не сказать о значении нематериальных активах или по-другому: средства индивидуализации юридического лица (наименование, место нахождения, деловая регистрация), средства идентификации продукции, работ, услуг (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, реклама), средства, обеспечивающие автономию юридического лица (коммерческая и служебная тайна).

С момента возникновения любого юридического лица у него появляются права на наименование, место нахождения, деловую репутацию. Права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара возникают с момента регистрации в Патентном ведомстве, а права на рекламу, коммерческую и служебную тайну - с момента наступления конкретных юридических фактов. Эти права регулируются ГК РФ (ст. 138, 1027 1042 и др.), Законом РСФСР "О конкуренции монополистической деятельности на товарных рынках" от 5 апреля 1991 г.; "Парижской конвенцией по охране промышленной собственности" от 20 марта 1883 (с последующими дополнениями и изменениями), Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от14 апреля 1891 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Подобно тому, как всякий человек, выступающий в гражданском обороте как лицо физическое, имеет имя, всякое юридическое лицо имеет свое наименование, называемое фирменным наименованием, или фирмой.

Нормы, касающиеся регулирования права на наименование, закреплены в ст. 54 ГК, а также в других статьях Кодекса и специальных правовых актах, посвященных отдельным видам юридических лиц.

Специальный нормативный акт, посвященный фирменному наименованию или кратко фирме (от немецкого слова "Firma"), - это Положение о фирме, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1977 г.

В этом документе исключительное право на фирменное наименование определяется как право помещать фирму на товарах и упаковке, вывесках и в рекламе, в помещениях данной коммерческой организации.

Современное законодательство не содержит подробного определения фирменного наименования, поэтому можно опираться на то, которое названо в Положении о фирме, тем более, что оно формально не отменено.

В наименовании должно содержаться указание на организационно-правовую фирму (ОАО, ЗАО, ОДО, Полное товарищество, Товарищество на вере, Производственный кооператив) и характер деятельности (для некоммерческих организаций, унитарных предприятий).

В случаях, установленных законом, характер деятельности должен быть указан и в наименовании коммерческой организации, например, для кредитной организации посредством использования слов " банк " или "небанковская" кредитная организация (ч. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР").

Другая существенная составная часть наименования - придуманное название, номер, имя и пр. Кроме того, возможно зарегистрировать фирму в качестве основного обозначения, представляющего собой товарный знак.

Для наименования отдельных юридических лиц введены дополнительные требования к содержанию. Так, наименование полного товарищества включает обязательно имена (наименования) всех его участников с добавлением слова "компания" (п. 3 ст. 69 ГК), наименование унитарного предприятия - указание на собственника имущества (п. 3 ст. 113 ГК).

Юридические лица могут иметь полное и сокращенное наименование. Например, полное официальное наименование музея - Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", сокращенное наименование - Государственный музей Московского Кремля.

Регистрация наименований осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридических лиц. Например, Банк России обязан после рассмотрения заявления кредитной организации произвести регистрацию в государственной регистрации кредитных организаций.

Юридические лица (коммерческие и некоммерческие), зарегистрировавшие свое наименование в установленном порядке, имеют исключительное право его использования (п. 4 ст. 54 ГК, п. 1 ст. 4 закона "О некоммерческих организациях"). Лица, неправомерно использующие чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на него обязаны прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Следует рассмотреть вопрос о правомерности в этой сфере. Несомненно, что право на фирменное наименование принадлежит тому, кому принадлежит право на иное имущество данного юридического лица. Так, если имущество АО является его собственностью, то и фирменное наименование принадлежит тому же субъекту - АО. Традиционно сохраняется фирменное наименование в тех случаях, когда предприятие как имущественный комплекс меняет собственника. Такое правило предусмотрено в законодательстве о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

При слиянии юридических лиц, особенно когда речь идет об известном на рынке данного товара производителем, традицией является и создание объединенных фирменных наименований. Такой же прием используется и при присоединении одних юридических лиц к другим, а также в ситуациях, когда создаются, например, новое АО или иная коммерческая организация с участием прежних фирм.

Так, одним из банков Санкт-Петербурга со стопроцентным иностранным капиталом - "Друдмер Банк - Банк Насьональ де Пари" является российским банком, юридическим лицом по российскому праву, однако имеет в своем наименовании прямое указание на состав своих участников.

Наиболее существенной санкцией, которая может быть применена к тем, кто в процессе внешнеэкономической деятельности вознамеривается использовать чужое фирменное наименование, не имея на то законных прав, предусмотрена Парижской Конвенцией, как наложение ареста на любой продукт (это может быть как товар, так и услуга), незаконно снабженный фирменными наименованиями или товарным знаком, при ввозе в страну, где этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану.

Таким образом, юридическое лицо обязано иметь фирменное наименование, цель которого - обеспечить отличие одного юридического лица от другого, вместе с тем оно вправе пользоваться, в том числе монопольно, фирменным наименованием, принадлежащим прежнему собственнику производств, включенных впоследствии в состав имущества данного юридического лица.

Ст. 152 ГК установлены правила о деловой репутации юридического лица.

Деловая репутация - это набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности.

Как юридическое лицо может пользоваться сложившимся о нем представлении в сфере предпринимательской деятельности?

Во-первых, деловая репутация правообладателя может быть представлена другому лицу (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока для использования в предпринимательской деятельности в комплексе с иными объектами и исключительными правами по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК).

Юридическое лицо может совершать определенные действия по поддержанию или изменению своей деловой регистрации, в частности, путем корпоративной (нетоварной) рекламы о своей деятельности, а также заключения специальных договоров спонсорства и дарения в общеполезных целях детским учреждениям, музеям, религиозным организациям.

Нарушение деловой репутации происходит путем распространения ложных, неточных и искаженных сведений. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" называет также действия одной из форм недобросовестной конкуренции. Причем потерпевшее юридическое лицо вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих ложных сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространителем.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускать различные организации.

Для этого и служат производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

1. Производственная марка - это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; в обязательном порядке помещается на самом товаре или включает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которыми должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных. Продовольственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации, и сама по себе не пользуется правовой защитой.

2. Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для отличия от однородных товаров других потребителей.

Организациям, основная деятельность которых составляет указание услуг, предоставлено право пользоваться знаками обслуживания. По правовому режиму они приравниваются к товарным знакам.

Положение об использовании и охране товарного знака и знака обслуживания закреплены в Законе РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" от 22 сентября 1992 г., Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака, и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г., Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. с последующими изменениями и дополнениями, Мадридском соглашении о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (с изменениями и дополнениями).

Избранное в качестве торгового знака обозначение становится торговым знаком- объектом исключительных прав, после его регистрации.

Исключительному праву присущи одновременно три качества:

· никто не может совершать действия, каким бы то ни было образом ущемляющие права собственника;

· может использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя;

· оно исключает возможность иметь такой же товарный знак у других лиц, т.е. он индивидуален, неповторим.

Документом, удостоверяющим исключительные права юридического лица на использование товарного знака, приоритет самого товарного знака, является свидетельство на товарный знак, выдаваемое после его государственной регистрации.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет.

Права юридического лица, зарегистрировавшего товарный знак, относятся лишь к тем товарам, которые указаны в свидетельстве.

Регистрация товарного знака и выдача свидетельств осуществляется государственными Патентными ведомствами РФ (Патентным ведомством).

Оно проводит предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

Основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака:

· отсутствие различительной способности у представленного обозначения;

· фактическое всеобщее употребление обозначения как обозначения товаров определенного вида;

· ложность или способность ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя;

· обозначение является общепринятым символом или термином, или оно указывает на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и время их производства или сбыта;

· использование в качестве товарного знака обозначения: государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования межправительственных организаций, официальные, контрольные, гарантийные пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения;

· наличие тождественности или сходства до степени смешения с товарными знаками ранее зарегистрированные или хотя бы заявленные на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров с товарными знаками других лиц, охраняемые в силу международных договоров РФ даже и без их регистрации, а некоторых случаях, прямо названных в законе.

Перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим.

После регистрации и получения свидетельства пользуется исключительным правом (пользоваться и распоряжаться) товарным знаком, а также вправе запретить использовать его товарного знака другим лицам.

В то же время у него есть возможность предоставить за плату право использовать товарный знак по лицензионному договору.

Исключительное право владельца товарного знака может быть использовано при формировании уставного договора или складочного капитала хозяйств и обществ;

- может быть использовано как предмет договоров коммерческой концессии (или франчайзинга), по которым предметом сделки являются, наряду с иными правами право на использование товарного знака.

Закон перечисляет действия, которые являются нарушением исключительных прав владельца - несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначением, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Итак, владелец товарного знака приобретает исключительное на его использование и может передать (уступить или предоставить лицензию) другим лицам (ст. 22 Закона).

В качестве использования рассматриваются:

· применение товарных знаков на товарах, для которых он зарегистрирован, а также на их упаковке;

· применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ.

Наряду с применением товарного знака, его владельцы вправе помещать рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ.

Правовая охрана торгового знака может быть прекращена:

· признанием недействительности торгового знака;

· аннулированием торгового знака.

В 1-ом случае это означает, что она была таковой в течение всего срока ее действия.

Такое решение может быть принято Высшей патентной палатой.

Если регистрация признана недействительной, это означает, что никаких прав в отношении данного обозначения у заявителя не возникло никогда; юридические последствия не возникли.

2-ой случай. Аннулирование регистрации товарного знака означает, что с момента аннулирования исключительные права владельца прекращается. Однако до этого момента все возникшие до аннулирования регистрации товарного знака юридические последствия его действия имеют сохраняют свои правовые значения.

Правовая охрана наименования места происхождения товара также предусмотрена Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (ст. 30-48) и возникает на основании регистрации в Патентном ведомстве, о чем выдается свидетельство.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно им, главным образом, определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или сходными факторами одновременно. Примером могут служить тульские пряники, каслинское литье, ростовская финифть, гжельский фарфор, дымковская игрушка и т.п.

Не допускается использования зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства. Срок действия свидетельства 10 лет, причем он может быть продлен каждый раз на 10 лет.

Право пользования этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном порядке, может быть представлено любому юридическому лицу или физическому лицу и производящему товар с теми же свойствами.

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

В случаях незаконного использования зарегистрированного наименования места происхождения товара или сходного с таким наименованием обозначения, обладатель свидетельства, на право пользования наименованием места происхождения товара, вправе требовать: прекращение использования и удаление с товара или его упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товара или обозначения, сходного с ним до степени смешения; возмещение причиненных убытков; опубликования судебного решения в целях восстановления деловой репутации.

Использованием наименования места, происхождение товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, счетах и иной документации, связанной с введением товаров в хозяйственный оборот.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, регулируется Законом "О рекламе" от 18 июня 1995 г.

Реклама - это информация об отдельных субъектах, их деятельности, объектах, доведенная путем популяризации в любой форме до неопределенного круга адресатов (иногда конкретных лиц) в целях наступления для рекламодателя конкретных правовых последствий.

Не допускается недобросовестная, неэтичная, недостоверная, заведомо ложная и открытая реклама.

Нормы Закона о рекламе рассчитаны на применение в традиционных для России сферах обращения. Он регулирует все отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что под воздействием Закона подпадают и новые сферы предпринимательства, не имеющие место в прежней экономике страны - рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с использованием денежными средствам (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Закон работает не только на территории России. Он принимается также в тех случаях, когда действия в области рекламы, совершаемые за пределами РФ юридическим лицами или гражданами РФ, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории России либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках РФ.

Наконец, Закон применяется как к российским юридическим лицам и гражданам, так и к иностранным юридическим лицам без гражданства, которые производят, размещают и распространяют на территории России. На иностранных граждан и лиц без гражданства Закон распространяется при условии, что они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вообще рекламу можно рассматривать как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Реклама - это результат интеллектуальной деятельности и относится к объектам авторского права.

Юридическое лицо может самостоятельно осуществлять правомочия по созданию (продвижению) и пользованию, а может реализовать право на рекламу с помощью третьих лиц - исполнителей и распространителей путем заключения с ними договора на выполнение (создание) рекламы, либо о распространение уже имеющейся рекламы, либо об организации рекламной кампании, если предполагается длительное рекламирование в СМИ.

Неправомерное использование чужой рекламы дает рекламодателю возможность требовать в судебном порядке прекращения использования, изменения рекламы, взыскание причиненных убытков.

И последнее, средства, обеспечивающие автономию юридического лица, - так называемая, коммерческая и служебная тайна (ст. 139 ГК).

Коммерческая и служебная тайна - это информация, отвечающая следующим признакам:

· имеет потенциальную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

· к ней нет свободного доступа на законных основаниях;

· обладатель ее принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, не составляющие коммерческую (служебную) тайну:

· учредительные документы;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.

Подходя дифференцированно к составу коммерческой тайны, хотелось бы выделить секреты производства или деятельности (ноу-хау); конфиденциальные сведения о самом предпринимателе, конфиденциальные сведения о клиенте, контрагенте по договору и об иных, связанных с юридическим лицом субъектах и их операциях.

К первой группе можно отнести технологию производства товаров, не запатентованные изобретения и пр. Вторая группа обычно включает сведения об источниках и объемах финансирования, социальных и управленческих конфликтах, расчеты цен, методы продажи товаров и др.

Третью группу составляет информация, которая чаще всего называют профессиональной, например, тайна страхования для страховщика (ст. 946 ГК).

Право на коммерческую (служебную) тайну возникает после распространения на определенные сведения специального режима руководителям юридического лица.

Юридическое лицо - обладатель коммерческой (служебной) тайны вправе требовать от своих служащих, контрагентов, партнеров сохранения тайны, вправе предоставить соответствующую информацию на определенных условиях другим лицам, вправе снять конфиденциальность.

Получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца является проявлением недобросовестной конкуренции.

Юридическое лицо, пострадавшее от этого, вправе требовать в судебном поведении взыскания причиненных убытков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: