Ритуальное действие четвертое

— Когда я впервые приступил к освоению четвертого ритуального действия, — рассказывал полковник, — оно показалось мне очень сложным. Однако через неделю тренировок его выполнение стало для меня делом таким же легким, как и практика предыдущих.

— Для выполнения четвертого ритуального действия нужно сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Вы­прямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми паль­цами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.

— Затем запрокиньте голову как можно дальше назад вверх, а потом — поднимите туловище вперед до горизон­тального положения. В конечной фазе бедра и туловище до­лжны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки — располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько се­кунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом — рас­слабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком (Рис. РД - 4).. Затем — повторить все сначала.

— И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову — выполнить глубокий плавный вдох. Во время напря­жения — задержать дыхание, и опускаясь — полностью вы­дохнуть. Во время отдыха между повторениями — сохранять неизменный ритм дыхания.

— Перед тем, как я покинул монастырь, —продолжал свой рассказ полковник, —ламы-учителя сказали мне, что я должен передать полученное знание тем людям, которые за­хотят к нему приобщиться, но ни в коем случае не превра­щать его в источник собственного обогащения. Это в точности соответствовало тому, о чем говорил мне когда-то лама Кы. Поэтому я решил некоторое время попутешествовать по Индии, в качестве эксперимента провести занятия по практике «Ока возрождения» для желающих —как индусов, так и англичан — в нескольких больших городах. В первые же дни занятий с самыми первыми моими учениками я стол­кнулся с проблемой, которая поначалу казалась мне нераз­решимой. Ученики-англичане и американцы, которых было около пятнадцати человек, начали спрашивать у меня, сколько они должны заплатить мне за обучение. Когда я сказал, что являюсь человеком вполне обеспеченным и занятия про­вожу вовсе не для того, чтобы заработать, некоторые из них просто перестали ко мне приходить. Оставшиеся же не перес­тавали требовать, чтобы я установил размер платы за обучение. Один пожилой джентльмен объяснил мне, что, занимаясь у меня бесплатно, он чувствует себя должником, и это вызывает у него постоянное ощущение внутреннего дискомфорта. По всей видимости, такое же чувство испытывали и все остальные мои ученики. Я находился в глубоком замешательстве, не представляя себе, как решить эту проблему, пока однажды, прогуливаясь вечером по берегу реки не увидел одного из учителей индусской йоги в окружении учеников. И тут меня осенило - вот у кого следует спросить как традиция разрешает такого рода проблемы. Через одного из его учеников выступившего в роли переводчика, я обратился к гуру — так называют в индии йогов-учителей — и попросил меня просветить. «Я вижу перед собой глаза муд­рого человека, — ответил гуру, — и мне непонятно, почему ты не можешь решить такую простую задачку. Твои учителя велели не превращать данное тебе знание в источник обога­щения, но разве они запрещали принимать плату за обучение от тех, кто очень хочет заплатить? «Гуру-варта» или «гуру-дакшина» —так мудрые называют подношение, которое бла­годарные ученики приносят учителю, чтобы хоть как-то за­платить за все, что он им дает. И, если учитель не принимает подношение, он либо поступает несправедливо, либо дает ученику понять, что тот в чем-то не оправдал доверия и ему надлежит уйти. Пусть каждый приносит то, что хочет, в таком количестве, в каком считает достойным. Тем самым он прекратит мучиться от ощущения невыплаченного долга, удовлетворив свою потребность отблагодарить тебя сообраз­но своим возможностям и тому значению, которое имеет для него даваемое тобою знание. Видишь, все очень просто. Та­кова традиция, и незачем ее нарушать. Если ты считаешь себя вправе отдавать людям то, чем владеешь, ты должен предоставить такое право и им. Иначе возникнет неспра­ведливость, а всякая несправедливость пагубно отражается равным образом на карме учителя и на карме ученика. Ибо очень немногим кармой дано право быть благодетельствуемыми, карма же благодетельствовать достойно — удел избранных». Я поблагодарил гуру и с облегчением отправился к себе в номер гостиницы. С того дня проблема оплаты перестала для меня существовать. Я ставил в классе вазу, куда любой желающий мог положить то, что считал нужным. И никто, даже я, не знал, кто и сколько туда положили. А деньги, которые приносили мне мои ученики, я использовал для того, чтобы оплачивать аренду помещения, в котором проходили занятия.

— Вернемся, однако, к четвертому ритуальному действию, —сказал сэр Генри. — В моих группах было до­вольно большое количество стариков, которые почему-то полагали, что, если они не смогут с самого начала полноцен­но выполнить четвертое ритуальное действие, у них никогда ничего не получится. Мне приходилось тратить массу сил и времени на то, чтобы убедить их попробовать делать так, как получается. Когда же они начали просто пытаться максимально приблизиться к требуемой форме, успех не замедлил прийти, и через месяц практики ни у кого уже не возникало проблем с выполнением четвертого риту­ального действия.

— Я помню, как в Калькутте одна из групп оказалась почти на две трети состоящей из стариков. Большинство из них не только не могли поднять туловище горизонтально в четвертом ритуальном действии, они едва были способны вообще оторвать ягодицы от пола. Остальные члены группы — мужчины и женщины средних лет и молодежь — справ­лялись с этим ритуальным действием с легкостью, что очень смущало стариков, чувствовавших себя неполноценными. В конце концов мне пришлось разделить группу на две части и проводить занятия отдельно для стариков и для всех осталь­ных. На первом же занятии «старшей группы» я рассказал, что значение имеет не идеальное исполнение упражнения, а регулярность настойчивых попыток. Я сообщил им, что сам способен выполнить пятьдесят повторений четвертого риту­ального действиям, не ощутив при этом ни малейшей уста­лости, что и сделал тут же на их глазах, дабы не быть голос­ловным. А после добавил, что сам я, приступая к освоению этого упражнения, выглядел ничуть не лучше, чем любой из них. И они мне поверили. С того дня эта группа стала едва ли не лучшей по скорости улучшения результатов.

— Единственная разница между молодостью и ста­ростью, здоровьем и болезнью заключается в различии режимов функционирования вихрей. Достаточно привести вихри в порядок, и старик снова станет молодым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: