Патопсихологический подход к исследованию нарушений памяти осуществляется с позиций деятельностного подхода. В рамках этого подхода в исследовании патологии памяти наиболее важными являются вопросы о:
а) строении мнестической деятельности опосредованного и непосредственного, произвольного и непроизвольного запоминания;
б) динамике мнестического процесса;
в) мотивационном компоненте памяти.
Амнестические синдромы имеют сложное строение, в них не всегда удается вычленить отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются; однако экспериментально удается нередко выделить ведущую роль того или иного компонента.
В патопсихологии наиболее полно экспериментально исследованы такие формы нарушения памяти, как:
- нарушение непосредственной памяти;
- нарушение опосредованной памяти;
- нарушение динамики мыслительной деятельности;
- нарушение мотивационного компонента памяти.
Вопросы и задания:
1. Познакомьтесь с психологическим исследованием нарушений памяти по книге [2].
|
|
2. Какие методики используются для исследования нарушений памяти?
3. Какова сущность Корсаковского синдрома, и какой процесс памяти при этом нарушается?
4. В чем проявляется нарушение динамической стороны памяти?
5. Что такое "эффект Зейгарник", и как он проявляется у психически больных людей?
Литература
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 70-84.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 147-169.
3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 113-119.