Основные черты рыночного хозяйства

Наиболее эффективной экономической системой в современном мире признана рыночная экономика. Что позволяет ей быть лидером мирового экономического развития? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Уясним, прежде всего, природу рынка. Многочисленные определения данного понятия связывают рынок с обменом, называют его сферой товарного обращения, институтом или механизмом, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. Современный рынокэто система экономических отношений в сфере товарооборота, основанных на активном учете спроса и предложения, максимальной свободе хозяйственной деятельности, многообразии и равноправии всех форм собственности, свободном ценообразовании и конкуренции.

Основу рыночной системы составляет товарное производство. Товаром называется продукт, произведенный специально для обмена – только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей. Понятия «рынок» и «товар» взаимосвязаны: без товаров не может быть рынка, а без рынка не может быть товаров. Товар обладает двумя важными свойствами: потребительной стоимостью, полезностью вещи, в которой учтены интересы покупателей (вещь бесполезна, не нужна – ее не будут спрашивать на рынке, товар продан не будет), и стоимостью, выраженной в цене товара, – в ней учтены интересы продавца. Обмен одних товаров на другие и будет составлять сущность рыночных отношений.

Элементы рынка складывались из натурального, родового хозяйства. Рынок в принципе возможен только при наличии излишка продуктов сверх того количества, которое необходимо самому производителю. Сначала излишек возникал спорадически (небывалый урожай, сильный раб), поэтому и обмен носил случайный характер. Регулярный излишек возникает на основе общественного разделения труда: каждый конкретный производитель сосредотачивается на выполнении какого-то конкретного вида труда или его элемента, получая возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного труда только через обмен. Следствием разделения труда становятся рост производительности труда (она измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени), повышение умелости отдельного работника (он концентрирует свои усилия на изготовлении какого-либо одного изделия или операции), экономия времени при переходе от одной работы к другой, интерес к изобретению и применению машин и т.д.

Углубление разделения труда расширяет сферу рыночных отношений. Каждый участник рынка видит, что ему выгоднее, к примеру, произвести лишние метры ткани и обменять их на мясо, хлеб, обувь, чем все это производить в своем хозяйстве собственными силами. Получается, что люди работают друг на друга, удовлетворяя вместе с тем свои самые разнообразные потребности в материальных и духовных благах. В этом есть и плюс, и недостаток: человек становится зависимым от других производителей, что само по себе еще больше ускоряет и подталкивает людей к обмену.

Общественное разделение труда – материальная основа рынка, необходимое, но не достаточное для его возникновения условие: в семье труд также разделен, а меновых отношений не возникает. Главным условием для рынка является экономическое обособление производителей, изначально происходившее на основе частной собственности: производство осуществляется самостоятельными производителями, за счет их собственных средств, ради личной выгоды. Предметы потребления являются продуктами независимых друг от друга частных работ – перемещаясь от одного собственника к другому, продукт труда становится товаром.

Обменять товар на товар не просто. Чтобы удовлетворить всех при обмене каждого из товаров на один из других, пришлось бы затеять невероятно длинную цепочку обменов. Человечество научилось эту трудность преодолевать. Люди условились: какой-нибудь один общепризнанный товар будут принимать в обмен на свои товары все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами. Обмен товара на деньги называется продажей, а обмен денег на товар – покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой, а система хозяйствования, где свободные товаропроизводители связаны между собой отношениями товарного обмена, получила название рыночная экономика.

Таким образом, рыночная экономика характеризуется господством частной собственности, обособленностью товаропроизводителей, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. В ней действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе участников рыночных отношений.

Рынок – сложное структурное образование. В зависимости от признака, положенного в основу выделения рыночных элементов, структура рынка может выглядеть по-разному. С точки зрения отдельных товарных групп выделяют рынок нефти, зерна, автомобильный и компьютерный рынок, рынок медицинских услуг и фармацевтический рынок… По степени зрелости рыночных отношений в рыночной структуре выделяют развитый и формирующийся (развивающийся) рынок. Согласно территориальному (пространственному) признаку различают местный, региональный, национальный, международный региональный, мировой рынок. По степени ограничения конкуренции выделяют рынки совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и монопольный рынок. С точки зрения соответствия действующему законодательству различают рынок легальный и нелегальный (теневой, «черный» рынок).

Основополагающее значение в теории и практике хозяйствования имеет экономическое назначение объектов рыночных отношений. Согласно этому критерию в структуре рынка выделяют:

1. Рынок товаров и услуг. Здесь продаются и покупаются потребительские товары, средства производства, а также научно-техническая продукция (патенты, лицензии, торговые марки). Поскольку главное назначение данного рынка – удовлетворять потребности самых разных потребителей, покупателей конкретных товаров, его часто называют потребительским рынком.

2. Рынок труда. Здесь продается особый товар – труд, способность людей производить ту или иную продукцию, нужную потребителям. Продавцами на нем выступают наемные работники, а покупателями – предприниматели, нуждающиеся в рабочей силе (продается не сама рабочая сила, а ее услуги на определенное время).

3. Финансовый рынок. Его назначение состоит в перемещении денежных средств из сфер и отраслей, где они временно свободны, туда, где в них нуждаются, а также в движении ценных бумаг и капиталов.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом. Их взаимодействие и образует единую экономическую систему под общим названием «рыночная экономика», «рынок». В качестве основных действующих лиц на рынке выступают покупатели и продавцы. Каждый стремится достичь своей цели, а это возможно только в том случае, если участники рыночных отношений смогут договориться. Так закладываются основы координации между ними. Если на рынке строго соблюдаются правила торговли, нравственные принципы, уважаются интересы партнеров, такой рынок называют цивилизованным.

Отношения между хозяйствующими субъектами осуществляются в особой среде – рыночной инфраструктуре. Ее составляют институты, от которых зависит бесперебойное функционирование рыночной экономики. Это, прежде всего, коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компании, аудиторские конторы, биржи труда, юридические и информационные центры, рекламные бюро и т.д.

Выделим важнейшие функции рынка. Рынок является:

эффективным механизмом удовлетворения потребностей людей. Товарно-денежные отношения ускоряют процесс движения товаров от производителей к потребителям, вовлекая в оборот многочисленные ресурсы, имеющиеся у общества;

уникальным регулятором экономики. Через ценовые сигналы он распределяет ограниченные ресурсы между различными отраслями и сферами экономики, способствуя, тем самым, перетеканию капитала из менее эффективных отраслей в более прибыльные и успешные сферы;

механизмом стимулирования производства. Рынок заставляет конкурирующих между собой производителей использовать последние достижения НТП, повышать качество и расширять ассортимент товаров и услуг, вознаграждая хозяйствующих субъектов дополнительной прибылью и снижением издержек. При этом рынок проявляет гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям. К примеру, на повышение цен на нефть рынок отвечает разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, внедрением режима жесткой экономии энергоресурсов и т.п.;

механизмом санирования (оздоровления) экономики, ее освобождения от неэффективных, экономически неустойчивых и нежизнеспособных предприятий, использующих устаревшее оборудование и отжившие технологии;

посредником, соединяющим в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, которые в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами свой деятельности.

Через цены множества товаров покупатели и продавцы получают объективную информацию о том, какой товар и в каких количествах нужен рынку. Тем самым рынок подсказывает субъектам рыночных отношений наиболее эффективную форму участия в экономическом процессе. В этом заключена информационная функция рынка.

И, наконец, ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей на рынке формируется объективная, не зависящая от желаний отдельных хозяйствующих субъектов, цена на ту или иную продукцию. Она отражает издержки производства товара, а также его полезность, значимость для покупателя, готового оплатить не какие угодно, а лишь общественно необходимые затраты. Не учитывать этого в хозяйственной деятельности производитель не может: он вынужден приспосабливаться к рынку, совершенствуя технологии и качество продукции. В итоге – выигрывают все: потребители, удовлетворяющие потребности в товарах большего количества и лучшего качества; производство, непрерывно совершенствующее технику и технологии; все общество в целом – развитый рынок позволяет достичь высокого уровня благосостояния для граждан отдельно взятой страны, поднять ее престиж на международной арене, занять достойное место среди других стран мира.

Наряду с достоинствами, которыми обладает рыночная экономика, выделим и слабые стороны («провалы») рынка, проследим, где он терпит «фиаско». В общественном хозяйстве есть сферы, где рыночный механизм не срабатывает или работает плохо: наука, здравоохранение, образование, производственная инфраструктура (мосты, дороги, нефтепроводы), экология... Эти отрасли объединяет неявная связь между производителем и потребителем. К тому же, не всегда очевидно, для кого полезно потребление конкретного товара или услуги: делая прививку против инфекционного заболевания, чью потребность мы удовлетворяем – свою или общества? К сожалению, рынок не создает стимулов для производства социально-значимых товаров и услуг коллективного пользования. Он не может укрепить здоровье людей, предотвратить загрязнение окружающей среды. Он безразличен к бесприбыльному производству и т.д.

По своей природе рынок нейтрален к социальным проблемам. Он никому не гарантирует социальной справедливости. Предоставляя возможность выбора, он, вместе с тем, принуждает хозяйствующих субъектов к принятию самостоятельных решений, не всегда учитывающих их интересы. По отношению к отдельным гражданам и социальным группам рынок бывает не просто безразличен, но и жесток.

Рынок несет в себе вирус саморазрушения: он подрывает свободную конкуренцию и не имеет механизма самоконтроля над концентрацией экономической власти. Так, борьба профсоюзов за стабилизацию и повышение заработной платы неизбежно приводит к росту цен. Эти последствия сравнимы с поведением монополии, которая стремится за счет дефицита и повышения цен обеспечить себе высокую прибыль. Действия подобного рода деформируют цены, делают их жесткими, малоподвижными. Искаженная ценовая информация приводит к нерациональному распределению и использованию экономических ресурсов.

Для осознания несовершенств рынка человечеству понадобились столетия. Общество постепенно приходило к мысли о том, что рынок нужно корректировать. Так появился современный, регулируемый рынок. В отличие от рынка свободной конкуренции, его практически невозможно представить без государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и деятельность общества. Используя самые разнообразные рычаги и методы регулирования рыночных отношений, государство смягчает, сглаживает многие негативные явления и процессы, являющиеся следствием функционирования рыночной экономической системы.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения рыночной экономики? Какие факторы определяют условия и интенсивность развития рыночных отношений?

2. Какие принципы лежат в основе рыночного хозяйства? Почему считается, что выполнение государством таких экономических функций как управление собственностью, ценообразование, распределение ресурсов несовместимо с принципами рынка?

3. Какие методы государственного воздействия на фирмы, предприятия считаются эффективными и сочетаются с принципами рынка? Проиллюстрируйте ответ примерами из медицинской практики.

4. Можно ли утверждать, что в современной России сложился и достаточно быстро развивается рынок здравоохранения? Подтвердите или опровергните это мнение.

5. Какова структура рынка здравоохранения? Можно ли его отождествлять с фармацевтическим рынком? Почему?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: