Фрустрационные, негативные, отрицательные психические эмоциональные состояния личности

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс – это вид эмоционального психического состояния, которому личность подвергается в связи с нервной и эмоциональной перегрузкой.

Фрустрация. Термин «фрустрация» буквально переводится с латыни как обман, расстройство. Фрустрация – это психическое эмоциональное состояние, которое возникает у субъекта в связи с неудовлетворением его персональных потребностей и с нереализацией их в его жизнедеятельности. Фрустрация это психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, это психологическая реакция, связанная с личностным разочарованием, связанная с неудачей в настойчивой попытке человека достичь какой-либо важной цели.

В простейшем случае фрустрация возникает тогда, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Обстоятельства могут быть объективными. Например, человеку хочется пить, а воды поблизости нет. Однако, нередко обстоятельства носят субъективный характер. Таким образом, фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений, запретов, налагаемых обществом, группой, поскольку не всегда может быть обеспечен баланс между потребностями человека и нуждами социального окружения.

Фрустрация обычно рассматривается как явление, вредное для человека. Меньший акцент, как правило, делается на том факте, что вызванное фрустрацией напряжение может способствовать достижению цели, фокусируя психическое внутреннее внимание субъекта на нереализованной в деятельности мотивации, которая могла вызвать фрустрацию, и фиксируя рефлексию субъекта на конкретном мотиве, действующем в данный момент.

Если конструктивные пути выхода из фрустрирующей ситуации не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов психологическое напряжение, то есть состояние фрустрации, достигает того уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. В частности, это происходит тогда, когда существенно превышается так называемый уровень полезной тревоги, который помогает достижению цели, так как имеет тонизирующий характер. Здесь мы видим, что состояния тревоги и фрустрации в некоторых своих аспектах психически сходны.

Последствия фрустрации могут быть как кратковременными, так и длительными. В состоянии фрустрации одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склонны винить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются личностно понизить значение неприятности или пытаются вовсе не замечать её. Четвёртые проявляют агрессию, направленную на себя (аутоагрессию).

Преодоление фрустрации предполагает применение приёмов аутогенной тренировки для снятия эмоционально-волевого напряжения. Для преодоления состояния фрустрации необходимо общее ослабление конфликтности ситуации ее вызвавшей. Преодолению фрустрации способствует дружеское общение, психологическое отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-нибудь приятное.

Тревога – это психическое эмоциональное состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны: эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящее выполнение сложной задачи и так далее. Тревога может возникнуть на почве предчувствия будущей угрозы чему-то личному, например угрозы наказания или потери близких людей. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций.

Тревога может быть психическим состоянием ожидания фрустрации. Тревога также может являться психическим эмоциональным результатом возникновения фрустрации. Тревога часто является первичным психологическим проявлением стресса. Николай Дмитриевич Левитов, исследуя психические состояния беспокойства и тревоги, рассматривает их как внутренние переживания, личностные опасения и нарушения психологического покоя, вызываемые возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого.

Индивидуальные эмоциональные переживания психического состояния тревоги тесно связаны с изменениями привычной обстановки, особенно с теми из них, которые могут грозить каким-либо неблагополучием для индивида. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, происходит изменение самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствует о достаточности, о соответствии и адекватности физиологических, психических и поведенческих форм реакций в ответ на нарушение равновесных взаимоотношений организма со средой и о возобновлении психологического гомеостаза. Психологическая роль тревоги выражается в ее мотивационных и охранительных функциях и ее психическое эмоциональное значение можно сопоставить с органической функцией боли в организме.

В психиатрическом ключе тревога понимается как аффект, возникающий в ожидании неопределенной опасности или неблагоприятного развития событий. Тревога отличается, например, от страха беспредметностью, потому что страх это реакция, как правило, на конкретную угрозу, а тревога это так называемое разлитое психическое состояние. Эта особенность тревоги, возможно, является следствием неосознаваемости повода возникновения такого рода аффекта. Аффект тревоги побуждает человека искать источник возможной опасности, угрозы его благополучию. Отсюда роль тревоги в возникновении бреда и неврозов.

Итак, в общепсихологическом смысле, тревога это особое психическое эмоциональное состояние личности, более всего схожее по своим характеристикам с аффектом, и являющееся производной от психического качества личности тревожность.

Тревожность. Тревожность это особое, по своей психической природе эмоциональное, психическое качество человека, являющееся причиной возникновения у субъекта психического состояния тревоги. Тревожность является таким психическим качеством личности, которое многие исследователи, например, Карен Хорни, выделившая т.н. базальную (базовую) тревожность, считают самостоятельной и значимой личностной чертой.

Современные же исследователи называют базальную или базовую тревожность личности, – так называемой конституциональной, или, пользуясь научным синонимом, общей, или, что чаще всего встречается, просто личностной тревожностью. Наряду с личностной тревожностью, современные учёные выделяют так называемую реактивную, или, используя более распространённый синоним, ситуативную тревожность, характеризующую самочувствие личности в настоящее время.

Психиатры выявили, что тревожность часто сочетается с бредовыми переживаниями, и даже может перерасти в тревожно-параноидный синдром.

Общепсихологический смысл тревожности сводится к следующему. Тревожность это психическое качество человека, которое переживается им в виде психического эмоционального состояния тревоги. Тревожность может перерасти в тревогу в каких-либо условиях, а может и не перерасти. Это будет зависеть от степени стрессогенности данной ситуации и общей фрустрированности субъекта.

Если у субъекта высокий уровень личностной тревожности, то мы говорим то, что это тревожный человек, и он действительно тревожится в очень многих классах жизненных ситуаций. Если же у субъекта низкий уровень личностной тревожности, то про него говорят, что он слаботревожный, малотревожный человек, и он действительно очень немногие классы жизненных ситуаций воспринимает как угрожающие, то есть не испытывает в отношении них тревогу, не беспокоится за результат своей деятельности в ситуациях этого рода.

Итак, чем выше у субъекта уровень личностной тревожности, тем чаще он испытывает состояние тревоги, в данном случае верно также и обратное утверждение о том, что чем чаще субъект тревожится, тем больше психологическая вероятность того, что у него высокий уровень личностной тревожности.

Что же касается ситуативной тревожности, то, как ясно из предыдущих рассуждений, она тем выше, чем выше у субъекта личностная тревожность. Это психологически логично, и это тенденция, психологическая закономерность, то есть то, что встречается как правило, что выявляется диагностически очень часто, то, что наиболее распространено. Однако, практически из любого правила бывают исключения, есть они и в данном случае. Так, у человека может быть низкий уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной тревожности. Не будем забывать, что ситуативная тревожность, это тревожность в определённом классе социальных ситуаций, тревожность только по поводу конкретных социальных параметров. Например, выделяется и является весьма распространенной ситуативная тревожность относительно социальных ситуаций оценки компетентности субъекта, или, как часто называют данный класс ситуативной тревожности, – экзаменационная тревожность. Представим себе, что мы тестируем, проводим психодиагностику именно такого субъекта, у которого даже сам процесс тестирования вызывает тревожность. Скорее всего, это отразится в результатах теста данного испытуемого. При этом, он может показать низкий уровень личностной тревожности и это, возможно, будет соответствовать истине, поскольку этот субъект действительно может не воспринимать как угрожающие подавляющее большинство других классов жизненных социальных ситуаций. Также может встретиться и обратная тенденция. У человека высокий уровень личностной тревожности, но он показывает низкий уровень ситуативной тревожности, потому, что наличная ситуация, как, возможно и весь класс экзаменационных ситуаций, не вызывает у него опасений и беспокойств.

Таким образом, надо очень аккуратно оценивать, во-первых, испытывает ли человек тревогу в данный момент, во-вторых, является ли она личностной или ситуативной, и, в-третьих, надо иметь ввиду, что в данных условиях может произойти соединение двух видов тревожности, то есть, человек может быть и высоко личностно тревожным, и, также, тревожным относительно наличной ситуации.

Психологические механизмы меланхолии по З. Фрейду и П. Жане.

Глобальное угнетение настроения при нарушениях психики. Особенности эмоционально-чувственной сферы личности при психопатиях по П.Б. Ганнушкину. Триада признаков психопатии по П.Б. Ганнушкину О.В. Кербикову: 1) тотальность патологических проявлений характера; 2) длительность патологических проявлений характера; 3) очень высокая степень социальной дезадаптированности (в рамках целого ряда классов социальных ситуаций взаимодействия и общения субъект проявляет себя полностью дезадаптивно).

Страсть – ещё один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, идеи или предмета. Объектом страсти может стать также какой-либо конкретный человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «... страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Наиболее распространённые методы и повсеместно используемые психодиагностические тестовые методики исследования эмоционально-чувственной сферы людей (См. и применяйте Приложение № 2 к пособию).

Базовые способы психокоррекционной работы с личностными поведенчески-деятельностными эмоционально-чувственными проявлениями людей. Технологические основы психологической коррекции переживания людьми разнообразных эмоций и чувств.

Основные приёмы психоконсультационой деятельности (изучение производится на практических примерах), осуществляемой с людьми, имеющими эмоциональные проблемы. Начальные формы психотерапевтического воздействия на эмоциональный строй личности при негативных переживаниях.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 15 и № 16:

1. Опишите психологические механизмы меланхолии по З. Фрейду и П. Жане.

2. Каковы особенности эмоционально-чувственной сферы личности при психопатиях по П.Б. Ганнушкину?

3. Охарактеризуйте метод наблюдения как способ получения информации об особенностях эмоциональных реакций субъекта (См. и применяйте Приложение № 1 к пособию). Какие ещё методы (методики) исследования эмоций и чувств вы знаете?

4. Подготовьте реферат (доклад) по теме «Физиологические особенности и психическая специфика личностного проявления (выражения) эмоций, чувств и аффектов».

5. Осуществите психодиагностическое обследование эмоциональной сферы ряда субъектов, используя «батарею» тестов из Приложения № 2.

6. Какие психокоррекционные способы и консультативные приёмы психологической работы с эмоциями и чувствами людей вы знаете?

7. Представьте отчёт о процессе оказания вами психологической помощи субъекту (психокоррекционной работы с человеком) в решении его эмоциональной проблемы.

8. Каковы первичные формы осуществления психотерапевтической помощи при стрессах, фрустрациях, тревогах?

9. Специфика и особенности состояний стресса, фрустрации, тревоги, страсти.

10. Обширная характеристика разнообразных видов тревожности.

Рекомендуемая по теме № 15 и по теме № 16 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Василюк Ф.Е. Пережить горе. О человеческом в человеке. – М.: Просвещение, 1991.

3. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Левченко И.Ю., Кулагина И.Ю. Клиническая психология (учебное пособие): Электронный учебник. – М.: МГППУ, 2008.

4. Донцов Д.А., Донцова М.В. Механизмы психологической защиты личности: учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2010.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Шарагин В.И., Кононов С.В. Комплексное учебно-методическое по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», специальность 030300.62 – «Психология». Степень (квалификация) выпускника «Бакалавр психологии». – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В., Поляков Е.А., Седых Р.К. Основы психологического консультирования. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2013.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Че-Ро: МГУ, 1997.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

9. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

10. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

11. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

12. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

13. Методики оценки уровня психологического здоровья детей школьного возраста: Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В.Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.

14. Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008.

15. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

16. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

17. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

19. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

20. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

21. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

22. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

23. Тарабрина Н.В. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1,2. – М.: Когито-центр, 2007.

24. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства. Под редакцией Э. Фоа. – М.: Когито-центр, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: