Под эпохой Возрождения понимается период XIV - XVI вв. - время идеологического и культурного развития стран Европы, связанное с зарождением современного капитализма, возросшим интересом общества к развитию естественных и гуманитарных наук, философии, литературы и
искусства. Это время нового, по сравнению со средневековьем, отношения к человеку, к социальным и культурным ценностям, формирования гума-
низма.
Тысячелетие господства феодалов, проявления тирании средневеко-
вой церкви, жестокости инквизиции, подавления свободы человеческой
мысли, презрения к человеческому телу, как бренной оболочке земного бытия человека, вызвали столетиями накапливающийся в обществе про-
тест передовых людей и стремление вернуться на новом, более высоком
уровне к основным ценностям античной культуры.
Достаточно быстро по историческим меркам шло развитие точных
наук, литературы, физики, географии, астрономии, а также педагогики;
мощный положительный импульс получили живопись, поэзия, литература.
В значительной мере активизировалось формирование идей в области фи-
зического воспитания. Идеалом становится всесторонне физически и ум-
ственно развитый человек, активная деятельная личность. С одной сторо-
ны, это способствовало развитию науки, техники, производства, образова-
ния, необходимости и возможности коммуникаций (общения) между
людьми, а, с другой - способствовало практическому решению проблем и
задач во всех этих и других областях человеческой деятельности. Форми-
ровались и развивались общественные и личностные потребности на но-
вом, более высоком уровне и, соответственно этому, развивались, услож-
нялись, расширялись виды человеческой деятельности. В центре всего
этого сложного процесса становился человек, личность.
Все это находило непосредственное или опосредованное отражение в литературе, живописи, музыке, в знаниях. Возрождаются ценности чело- веческой личности и всех форм ее проявления, формируется и конкрети-зируется социальная установка на культивирование индивидуальности разносторонности и мастерства человека.
Формируется концепция, согласно которой человек является не только творением Бога, но он способен сам творить себя («на бога налейся. а сам не плошай»), он может и должен возвышаться над природой, вообще и своей собственной природой (природной «данностью»), в частности.
В эту эпоху также закладываются основы капиталистического индивидуализма, эгоизма и эгоцентризма. Великие открытия в науке в области географии формировали новый уровень потребностей в педагогике - образование, воспитание, подготовка людей к новым условиям социальной Юкизни общества. Все это нашло отражение в развитии интереса к истории, в, в частности, к античности и истории Древнего Востока. Исследовались идеи использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха в интересах укрепления здоровья, закаливания. Изучались и использовались труды Авиценны, Гиппократа, Платона и др. Это нашло отражение в работах Да Фельтре, Кампанеллы, Рабле, Меркуриалиса.
Идеи гуманизма были широко представлены в поэзии, драматургии,
живописи. В частности, в работах поэта - основателя современного италь- янского языка (итальянского «Пушкина»), автора «Божественной комедии» - Данте, создателя поэтического образа Беатриче; поэта-гуманиста Боккаччо, автора Декамерона, энциклопедии жизни, быта, любви итальян-, ского общества; Петрарки - основоположника романтической итальянской поэзии, творца образа бессмертной Лауры. В работах художников и скульпторов: Микеланджело - автора скульптуры Давида, росписей Сикстинской капеллы, певца физической красоты человека; Рафаэля - автора «Сикстинской мадонны», олицетворяющей физическую и духовную красоту юной женщины-матери; Леонардо да Винчи - художника {автора загадочной «Джоконды»), скульптора, архитектора, ученого, механика, инженера.
Выдающиеся деятели Европы верно определили и высоко ценили значение физического воспитания для деятельности людей. Потребности в нем возросли в связи с великими географическими открытиями, захватническими, колониальными войнами с аборигенами.
Против авторитарной, проповедующей аскетизм и смирение педагогики выступают педагоги новой генерации, борющиеся за воспитание активности, творчества, инициативности личности, социалисты - утописты: Франсуа Рабле (1494-1553), Томазо Кампанелла (1518-1639), Томас Мор (1478-1535).
Франсуа Рабле в своем романс «Гаргантюа и Пантагрюэль» предста-вил помимо всего прочего и свои взгляды на физическое воспитание. Под- ростки в этом романе систематически занимаются упражнениями, исполь- зуя для своего физического развития гантели, перекладину, деревянного «коня», канат. В романе представлена идея необходимости развития в единстве умственных, духовных и физических сил.
Томас Мор - автор работ по философии, политике, астрономии, медицине, педагогике, поэтических сонетов, - в книге «Город Солнца» (фантастический город на острове Утопия) особое внимание уделил проблемам физического воспитания.
Развитие игр с мячом в качестве одного из средств физического воспитания потребовало развития определенных правил поведения и подго- товки к ним. В начале XVI в. появляется первое учебное пособие по играм с мячом руками, ногами. Мячи набивались тряпками, козьей шерстью. М мяч играли как представители богатых слоев населения (даже священно- служители), так и простые люди (крестьяне и горожане).
В пособии по игре с мячом итальянца де Барди есть характеристики игры для укрепления здоровья, правила игры, правила судейства и методи- ка подготовки к игре (1580). Это-одно из самых ранних учебных пособий. содержащих методические указания. Кроме того, де Барди указывает h;i необходимость круглогодичной тренировки, разнообразной по содержанию и интенсивности. В качестве дополнительных средств физической подготовки к игре автор рекомендует плавание, верховую езду, танцы, 6eг, ходьбу.
В средние века большое развитие получило фехтование легким ору-жием (шпага, рапира) в связи с дуэлями и престижностью этого вида среди господствующих классов. Оно не было спортивным. Потребность в ею развитии определялась, скорее всего, дворянскими традициями решения споров путем дуэлей.
Широкое распространение получили соревнования на лодках (регаты). В организации различных соревнований участвовали профессионалы, учителя «манер», которые выполняли функции учителей танцев, фехтова-
ния, верховой езды, игр с мячами, многие из них были воспитателями в богатых семьях.
В эпоху Возрождения в городах силами ремесленников организовывались союзы (братства) фехтовальщиков. Члены союзов выступали в качестве преподавателей (учителей, тренеров) фехтования, стрельбы, игр с мячом, в том числе, игр, напоминающих современный теннис. Открывались специальные залы, «дома игр с мячом».
В северных странах популярными были коньки, игры с мячами на льду каналов, бег на ходулях, метание камня, перетягивание каната. Состязания проводились в дни праздников и на ярмарках.
В 1384 г. в одном из колледжей Англии занятия физическими упражнениями были введены в учебный процесс.
В XV в. многие игры, физические упражнения, народные развлечения перекочевывали из страны в страну, осваивались другими народами. Этому процессу способствовали торговые связи. Купцы, посещавшие страны Востока, знакомились с жизнью, бытом народов, проведением их досуга, народными развлечениями, играми, в том числе, состязательными играми с мячами и другими предметами (палками, шестами, битами, лопатками и т.п.). Такой путь порой пролегал из Индии в Италию, затем во Францию, в Англию и Скандинавские страны, Нидерланды.
В странах Западной Европы большую популярность получает футбол. По свидетельству современников в XV в. это была игра с большим мячом, который молодые люди бьют ногами, не поднимая его в воздух (естественно, потому, что он еще был очень тяжелым, и его покрышка не была резиновой, а камер не существовало). Игра, по-видимому, была весьма азартной, поскольку современник отмечает, что она редко заканчивалась без ущерба, несчастного случая. Поэтому не случайно во многих городах эта игра была запрещена.
Развитие капиталистических отношений, в частности, проявляется в том, что процессы урбанизации, рост городов и городского населения сокращают, соответственно, сельскохозяйственные угодья, снижается численность сельского населения и удельного веса сельскохозяйственного труда (охоты, рыбной ловли). Появление регулярных армий формирует по-
требность в военно-физической подготовке населения и, прежде всего, молодежи.
В условиях протеста сельского населения и, в целом, трудящихся против различных форм эксплуатации и открытых выступлений против новых буржуазных порядков, власти ограничивают возможности проведения народных праздников, состязаний, зрелищ и физической подготовки к ним. И, напротив, передовые прогрессивные мыслители-гуманисты поддерживали стремление трудового народа к занятиям самобытными видами и формами физического воспитания. Так, преподаватель университет;! Мартин Лютер (1483-1546) в обращении к властям городов писал, что для рационального проведения свободного времени необходимо использовать физические упражнения, поскольку они способствуют укреплению здоровья, отвлекают народ от азартных игр. Другими словами, М. Лютер выступает с идеей физической рекреации.
В период Возрождения сложилась в известном смысле парадоксальная ситуация. С одной стороны, правительство запрещало народу заниматься физическими упражнениями, особенно, в процессе различных праздников, народных игр и развлечений, а, с другой стороны, феодалы, рыцари широко использовали в быту и в процессе военно-физической подготовки народные виды физических упражнений, игр и развлечений, которые порождались потребностями труда (охота, бег, прыжки, метания, игры). На первое место выходили потребности военной подготовки и использования физических упражнений, игр и развлечений в качестве средств физической рекреации.
В народной массе физические упражнения, игры, развлечения способствовали объединению людей в борьбе за свои права, против эксплуатации, различных форм проявления несправедливости по отношению к народу, создания материальных благ и ценностей и ограничения свобод, свободного проявления творческих возможностей.
В недрах эпохи Ренессанса зарождаются идеи и элементарные формы проявления буржуазного спорта, с его меркантильностью, элементами дегуманизации, системой шантажа, подкупов, подтасовок и формированием мафиозных структур. Эпоха Ренессанса породила новые прогрессивные
гуманистические идеи в педагогике, вообще, и в сфере физического воспитания, в частности. Одним из выдающихся педагогов и носителей этих идей был великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) -сторонник всеобщего обучения и воспитания, органичной частью которых он считал физическое воспитание. Крепкое здоровье, хорошее физическое развитие является основой формирования полноценной человеческой личности, так считал он.
Основной работой, составившей ему славу великого педагога своего времени, является «Великая дидактика». Основной идеей книги является соединение обучения и физического воспитания, включение его в качестве обязательной черты воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста.
В организации школьного воспитания Коменский не предлагал проводить отдельные занятия (уроки) по физическому воспитанию, но настаивал на включении физических упражнений непосредственно в процесс обучения во время длительных перемен (перерывов), а также использовать для них время послеобеденного отдыха.
Он высоко оценивал значение принципа наглядности в процессе занятий физическими упражнениями, указывал на большое значение физических упражнений, игр и развлечений для духовного и эстетического воспитания детей. Подчеркивал значение игр в воспитании таких личностных качеств детей, как храбрость, упорство, честность в борьбе, умение владеть собой и сдерживать отрицательные эмоции.
Идеи Коменского в XV - XVII в. внедрялись в практическую воспитательную деятельность во многих школах Западной Европы, а впоследствии этические нормы физкультурной, соревновательной деятельности использовались при разработке правил спортивных соревнований.
Детям, как любому животному (котятам, щенятам), свойственна двигательная активность как врожденная, генетическая основа физического развития растущего организма. Это - потребность в движении, которая обогащает организм кислородом, активизирует процессы дыхания, пищеварения, выделения, ускоряет «строительство» костей, мышц.
Средневековая религия, культура аскетизма через свои требования. законы и «уложения» не только ограничивала, но и запрещала различные формы детских и подростковых игр, физических упражнений, зрелищ, различных «бесноватых» развлечений. Эти запреты порой практически сопровождались физическими наказаниями.
Однако тут же возникала необходимость искать и реализовывать средства военно-физической подготовки подрастающих поколений к службе в регулярной армии. Кроме того, эпоха великих географических открытий, исследований земли, планетарных размахов торговли, развития ремесленничества, а затем промышленного производства в широких масштабах требовала большого количества всесторонне развитых (физически и умственно) людей, сильных, здоровых, способных преодолеть различные трудности.
Выдающийся просветитель ранней стадии эпохи Возрождения, итальянский врач И. Меркуриалис (1520-1606) - автор шести книг по ги.м-настике, в которых он показал историю ее возникновения и развития, дал анализ физических упражнений с позиции медицины, предпринял попытку разработки классификации физических упражнений, определив также группы их как истинные (лечебные), военные (необходимые в жизни и военном деле) и ложные (атлетические).
В основу ее он положил лечебно-профилактические и оздоровительно-гигиенические идеи. Кроме своего личного опыта и современной ему практики он опирался на идеи античных деятелей: Гиппократа, Платона. Авиценны.
Видным представителем педагогики эпохи Возрождения был Витто-рино да Фильтре (1378-1446), основатель «Дома игр», который создал школу нового типа, соединил практику обучения и воспитания, средствами которого были подвижные игры на свежем воздухе, плавание, фехтование, верховая езда.
В XV - XVI вв. зародились идеи социалистов-утопистов, которые стояли в оппозиции как к умирающему феодализму, так и к нарождающемуся капитализму. Одним из первых представителей этого направления был автор книги «Утопия» Томас Мор (1478-1535). В этом труде он пред-
ставил придуманное им изолированное от внешнего мира государство на острове «Утопия», где не было частной собственности, эксплуатации, социальной несправедливости. Все люди были равны в своих правах и обязанностях, они создавали богатства, которыми располагало общество.
Большое внимание, много времени и средств утописты уделяли всеобщему образованию, органичной, неотъемлемой частью которого было физическое воспитание, заботы о здоровье членов общества, необходимом для труда, созидательной деятельности в сферах материальной, духовной культуры, для «честных, благородных духовных и телесных удовольствий». В утопическом обществе царили высокая нравственность, образованность, благородство, патриотизм.
В содержание физического воспитания входили различные физические упражнения: верховая езда, плавание, игры, бег, военно-физическая подготовка. Утописты готовились к борьбе за свою независимость, к битвам не только с врагами своей родины, но и к вооруженной борьбе за освобождение других стран и народов, в которых царили эксплуатация, несправедливость, социальное неравенство.
Цели, содержание и место физического воспитания в обществе определялись потребностями воспитания образованных, всесторонне подготовленных членов равноправного, гуманного общества.
Формирование педагогических взглядов на проблемы физического воспитания французского писателя - гуманиста Франсуа Рабле (1494-1553) происходило под влиянием идей античных деятелей и, как результат исследования, обобщений и социальной оценки творчества народа. Основным произведением, в котором он достаточно полно изложил свои педагогические концепции, была книга «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой он доказывал, что правильно организованное воспитание в интересах общества и каждой его личности позволяет готовить свободно мыслящих и социально активных, творческих людей. Оно должно быть комплексным - умственным и физическим. В число средств физического воспитания Рабле включал различные виды физических упражнений: бег, прыжки, метания, стрельбу из лука, плавание, фехтование, верховую езду, лазанье (по канатам, деревьям, скалам), греблю, охоту, игры с мячами и пр. Во взглядах
Рабле видны идеи физической рекреации - смены видов деятельности в процессе обучения.
Те же идеи проповедовал французский гуманист Мишель Монтень (1533-1592). Однако он опирался не только на античность, но и ориентировался на потребности человека в его собственном физическом развитии, на его естественные склонности и вкусы, ратовал за единство физического и умственного воспитания. Опираясь на идеи Платона, он считал, что воспитывать необходимо человека в единстве, а не по отдельности его дух и тело.
Итальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568-1639) в своем произведении «Город Солнца» выражал протест против разделения общества на бедных и богатых, ратовал за всестороннее развитие всех членов общества. Физическое воспитание считал органичной частью формирования всестороннего развития социально активной личности. В процессе обучения и воспитания он, как и Рабле, считал необходимым чередовать занятия физическими упражнениями с образовательными занятиями, изучением естественных наук, математики и т. п. (идея перемены вида деятельности). Он считал, что забота о физическом развитии - основа воспитания всесторонне развитого человека. В детском возрасте это - необходимое условие развития, во взрослом - средство поддержания и развития работоспособности и сохранения здоровья.
В сфере физического воспитания в средние века (XIV - XVI вв.) было два периода:
1) зарождение, развитие и начало упадка феодализма, когда в ос
новном главными идеями и методологической основой обучения
и воспитания были аскетизм и догмы религии, церкви.
2) эпоха Ренессанса (XV - XVII вв.), когда в связи с загниванием
феодализма, возникновением ростков капитализма, в связи с ве
ликими географическими открытиями, захватом колоний, расши
рением торговли, общения возникла потребность в воспитании
и образовании всесторонне развитых людей, способных эффек
тивно решать политические, хозяйственные, экономические, во
енные проблемы.
Мыслители эпохи Возрождения высоко ценили и, в целом, верно определили значение физического развития, крепкого здоровья для осуществления разносторонней деятельности людей в новых исторических условиях. Они в своих взглядах на проблемы воспитания и образования опирались на исторический опыт античности, открытия в области педагогики, психологии, народный опыт использования физических упражнений, игр и развлечений в подготовке к труду и военной службе.
В эпоху Возрождения создаются предпосылки для формирования теории и практики физического воспитания.
В Индии в средние века средством физического воспитания были традиционные физические упражнения (бег, прыжки, метания, борьба). Очень большую роль играли различные танцы, в процессе которых выполнялись специфические движения руками, и, в частности, кистями. Формировались также различные направления йоги, такие как хатхайога. В основном развитие физического воспитания определялось потребностями военного дела, необходимостью защиты от завоевателей и военными походами с целью завоевания новых земель. В Индии были распространены игры с мячами и ракетками, с шарами. Создавались спортивные площадки для игр, развлечений, забав, физических упражнений.
В Китае в связи с народными восстаниями было запрещено ношение и использование оружия населением. Поэтому в народе формировались приемы самообороны без оружия (бой с тенью, захваты, удары руками и ногами, палками (ушу), конные состязания, поднятие тяжестей и пр.).
Физическая подготовленность, мастерство в игре с мячом имели большое значение при выборах на административные должности.
В Древней Японии систему физического воспитания в основном определяли самураи («рыцари»). Средствами их военно-физического воспитания были борьба, стрельба из лука, фехтование, игра с мячом, фехтование на палках, плавание, борьба карате и др.