Базовый модуль 2

Общие сведения о русском языке (8 часов).

Занятие 1. Из истории русского языка. Формы существования национального языка.

1. Итоги проверки индивидуальных словариков.

2. Заполнить выписку из 1-ого рейтинга группы по входному и первому модулю.

3. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

4. Из истории русского языка. Терминологическое обозначение разных исторических периодов существования языка (беседа).

5. Заполнение опросного листа «Из истории русского языка».

6.. Русский национальный язык. Страты. Характеристика. Современное языковое состояние (беседа).

7. Русский язык в современном мире (студенческий доклад).

8. Домашнее задание: 8.1. 1. Подготовиться к беседе «Формы и типы речи. Стили литературного языка», используя материалы учебных ресурсов КГПУ и учебники: 1). Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Язык // Русский язык и культура речи: хрестоматия / сост. Е.Г. Шестернина: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 208 с. С. 5 – 14, а также в учебных ресурсах КГПУ; 2). Самотик Л.Г. Стили современного русского литературного языка // Русский язык и культура речи: хрестоматия… С.46 – 66, а также в учебных ресурсах КГПУ; 3). Казарцева О.М. Учебно-научная речь. Жанры учебной речи // Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: для студентов педагогических учебных заведений. М.: Флинта, Наука. 1999. 496 с. С. 355 – 356; 359 – 369. 4). Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме языка; Лукьянова Н.А. Рекламный стиль // Русский язык и культура речи: хрестоматия… С. 66 – 78.2.4). 5). Конституция РФ. Закон «О государственном языке» (см. Приложение №1, 7.1. и 7.2). 6). Васильев А.Д. Современное российское языковое законодательство: юрислингвистический анализ и комментарии: монография. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006. 152 с. 8.2. Подготовить доклад на тему «Современная речевая ситуация» (с опорой на статью Л.Г. Самотик «Русский язык на рубеже веков»– Русский язык и культура речи: хрестоматия…. С.140 – 179, а также в учебных ресурсах КГПУ; Лёвина И.Н. Современная речевая ситуация // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 5 – 12 и др. самостоятельно подобранные источники). 8.3. Практическая работа: Ознакомиться с образцами заданий центральных (Приложение 4.2.1). Стилистика). 8.4. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

9. Подготовка к занятию: 4.1.2. Опросный лист «Русский национальный язык».

Занятие 2. Русский литературный язык.

1. Итоги проверки опросного листа «Из истории русского языка».

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

3. Заполнение опросного листа «Русский национальный язык».

4. Формы речи. Устный и письменный язык; монолог, диалог. Типы речи.

Повествование, описание. Рассуждение (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5. Стили РЛЯ (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Конституция и «Закон о языке» о государственном языке и литературном языке. Заключительная беседа.

6. Современная речевая ситуация (студенческий доклад).

7. Домашнее задание. Подготовиться к выступлению «Научный стиль»; к беседе «Подстили научного стиля, учебно-научная речь», используя материалы учебных ресурсов КГПУ и учебники: 1). Лёвина И.Н. Особенности научного стиля. Научно-популярный стиль изложения // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 393 – 413. 2). Самотик Л.Г. Лексика стилеобразующая. Научный стиль (ст.41, с. 221 – 224) // Лексика современного русского языка: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 496 с., а также в учебных ресурсах КГПУ; и др. самостоятельно подобранные источники. 7.2. Практическая работа: 1). Посмотреть рубрикацию в авторефератах диссертаций, дипломных работах студентов факультета. 2). Ознакомиться с терминологией Федерального закона об образовании РФ (Приложение № 2, 7.4. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе).

7.4. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

Занятие 3. Учебно-научная речь. Жанры учебной речи.

1. Итоги проверки опросного листа «Русский национальный язык».

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

3. Научный стиль.

Стилеобразующие черты научного стиля (предварительное обдумывание высказывания; монологический характер; строгий отбор средств; тяготение к нормированной речи, частичная стандартизация). Библиографический стандарт и рубрикация научного текста.

Терминосистемы каждой науки. Язык символов. Научная графика.

Языковые признаки научного стиля речи: лексические, морфологические, синтаксические. Экспрессивные средства языка науки (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

4. Работа в малых группах. Проверка знания терминов Закона об образовании.

5. Подстили научного стиля речи: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный. Ведущие жанры каждого подтипа (беседа).

6. Учебно-научная речь. Жанровое разнообразие и специфика. Перекодировка в учебной деятельности. Элементы речевой деятельности учителя (фрагмент лекции).

7. Домашнее задание: 7.1. Подготовиться к выступлению «Официально-деловой стиль литературного языка. Деловой русский в профессиональной речи». 6.2. Подготовиться к беседе «Стереотипы в педагогической документации», используя и учебники: 1). Лёвина И.Н. Особенности официально-делового стиля // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 435 – 467, а также в учебных ресурсах КГПУ. 2). Самотик Л.Г. Лексика стилеобразующая. Официально-деловой стиль (ст.41, с. 224 – 226) // Лексика современного русского языка: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 496 с., а также в учебных ресурсах КГПУ; 7.2. Практическая работа: 1). Посмотреть в Приложении № 1 в разделе 7. «Язык и закон» статьи: Охрана авторских прав и плагиат, оскорбление (7.3). 2) Прочитать должностные инструкции (Приложение №1, раздел 5 Школьная документация – 5.4 ). 3) Познакомиться с видами педагогической документации (Приложение, раздел 5 Школьная документация). 4) Сделать конспект статьи «Инструкции Министерства по ведению школьной документации» (см. там же, 5.1). 5). Подготовить характеристику на ученика, приглашение на родительское собрание.6). Приготовить резюме и автобиографию.

7.3. Самостоятельная работа: фонодиктанты и тестирование.

Занятие 4. Педагогическая и личностная документация.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Официально-деловой стиль литературного языка.Стилеобразующие черты стиля. Деловой русский в профессиональной речи (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

3.Стереотопы в педагогической документации. Жанры педагогической документации. Должностная инструкция, её значение для педагога. Ответственность за соблюдение норм в документах и соблюдение норм устной педагогической речи (познакомиться с элементами Гражданского и Уголовного кодексов) (беседа).

4. Сдать характеристику на ученика, приглашение на родительское собрание, конспект статьи «Инструкции Министерства».

5. Личностная документация. Автобиография, проект характеристика (на себя), резюме (сдать на проверку). Портфолио показать преподавателю в индивидуальном порядке.

6. Домашнее задание: 6.1. Подготовиться к выступлению «Виды норм, их динамический характер». 6.2. Подготовиться к практической работе по теме «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка», используя материалы учебных ресурсов КГПУ и учебники: 1). Хрымова М.Б. Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 137 – 164, а также в учебных ресурсах КГПУ. 2). Орфоэпия // Современный русский литературный язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2003. С. 100 – 104. 3). Самотик Л.Г. Русский язык в Красноярском крае. Фельде О.В. Коммуникативное пространство Красноярского края. Бебриш Н.Н., Жильцова Т.П. О проблеме изучения регионального варьирования литературного языка // Русский язык и культура речи: хрестоматия / сост. Е.Г. Шестернина: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 208 с. С. 140 – 206, а также в учебных ресурсах КГПУ. 6.3. Практическая работа: 1). Проработать минимум №1 по материалам ЕГЭ – Приложение № 1 4.2.1. 2) Проработать минимум по акцентологии (варианты распределяют тьюторы) (Приложению 4.4.2. Минимум №2. Акцентология).

7. Подготовка к занятию: приготовить линокарты по Приложению 4.3.1. ( Линокарта «Нормы произношения и ударения»).

Рейтинг № 2, занятия 8-11, даты_________________

опросный лист «Из истории…» опросный лист «Нац. РЯ» присутствие. конспект ст. «Инстр. Мин.» термины «Зак. Об обр.» хар-ка, приглаш. автобиогр., резюме ответы, дополн. рец. доклад, дом. зад. самост. раб. общий балл место в рейтинге гр.
                       

Базовый модуль 3. Культура речи учителя (8 часов).

Занятие 1.Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы.

1. Итоги проверки характеристики на ученика, приглашение на родительское собрание; автобиографии, резюме.

2. Заполнить выписку из 2-ого рейтинга группы по второму модулю.

3. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

4. Виды норм, их динамический характер (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5.Как мы говорим в Красноярске (региональный компонент литературного языка) (беседа).

6. Работа в малых группах. Проверка минимума №2 по акцентологии.

7. Работа над тестами № 1 «Нормы произношения и ударения» (с использованием орфоэпического словаря), заполнение линокарт. Сдать линокарты на проверку.

8. Домашнее задание: 8.1. Подготовиться к теме «Грамматические и лексические нормы русского языка», используя учебник: 1). Дунаев А.И. Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю., Силантьев Е.Е. Нормы современной русской речи – VI.3 – VI // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 164 – 1321, а также в учебных ресурсах КГПУ. 8.2. Практическая работа: 1). Проработать минимум № 3 по орфоэпии (варианты распределяют тьюторы) (Приложению 4.4.4).

9. Подготовка к занятию: приготовить линокарты по Приложению 4.3.2. ( «Род существительных»).

Занятие 2. Грамматические и лексические нормы русского языка.

1. Итоги проверки линокарт «Нормы произношения и ударения».

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

3. Минимум №3 по орфоэпии (работа в малых группах). Проверка.

4. Грамматические нормы русского языка (беседа).

5. Тестирование: тест № 2 «Род существительных». Заполнение линокарт.

6. Домашнее задание. 6.1. Подготовиться к выступлению «Основные принципы правописания», используя материалы учебных ресурсов КГПУ и учебники: 1). Дунаев А.И. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции; Шубина Н.Л. Пунктуация как показатель речевой культуры // Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 509 с. С. 321 – 375, а также в учебных ресурсах КГПУ. 2). Современная русская орфография // Современный русский литературный язык / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2003. С. 111 – 123.6.2. Практическая работа: 1).Выполнить тест №3 «Морфология» по Приложению № 1, 4.2.3.

7. Подготовка к занятию: приготовить линокарты по Приложению 4.3.4. («Общие тесты»).

Занятие 3. Основные принципы правописания

1. Итоги проверки линокарт «Род существительных».

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

3. Основные принципы орфографии и пунктуации (материал готовят и проводят занятие две малых группы).

4. Тестирование: тест № 4 «Общие тесты». Заполнение линокарт.

6. Домашнее задание. 6.1. Подготовиться к теме «Текст»», используя материалы учебных ресурсов КГПУ и учебники: 1). Ващенко Е.Д. Текст. Основные типы текстов // Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с. С.59 – 62. 2). Калиткина Г.В. Построение текстов // Калиткина Г.В. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов нефилологических факультетов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. 156 с. С.142 – 143. 6.2. Практическая работа (по: Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 62 – 63): 1). Подготовиться к ответу (устно) на вопросы:

· Чем отличается текст от набора предложений?

· Каковы основные характеристики текста?

· В чем заключаются основные признаки текста?

· Как различить тему и основную мысль текста?

· Какие существуют виды связей между предложениями в тексте?

2). Упражнение 34

Докажите, что перед вами текст. Определите его основную мысль, тему и стиль.

Поэзия — это неожиданность. Неожиданность, новизна чувства, наблюдения, мысли, детали.

Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с поисками, с интонационным строем фразы. Невозможно описать человеческое лицо, отражающее сложный конгломерат чувств и мыслей, состояние человеческой души. Здесь ясности не достигнуть, а точность достижима. Притом язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык...

Поэзия — это судьба, а не ремесло. Пока кровь не выступает на строчках, поэта нет, есть только версификатор. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.

Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.

Поэзия непереводима. Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, чувства, литературных вкусов. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, приблизив его к прозе.

В стихах есть закон «все или ничего». Или это рифмование строк — стихи, или «не стихи». Более квалифицированных стихов попросту не существует (В. Шаламов). Дополнительный вопрос: Кто такой В.Шаламов?

Занятие 4. Текст.

1. Итоги проверки линокарт «Общие тесты».

2. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

3. Текст. Понятие и признаки текста. Текст с нормативной точки зрения (беседа).

4. Проверка практического домашнего задания.

5. Выполнение упражнений в аудитории (по: Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 62 – 63): 1). Проверка (организация проверки студентами малых групп, дополнительные задания и вопросы). Какой тип литературы представляет данный текст? Как вы относитесь к назидательным текстам? Можно ли их создать на историческом материале?

Упражнение 35

Является ли данная группа предложений текстом?

Докажите, можно ли их превратить в текст? Решите: на одну ли тему предложения, возможно ли с их помощью передать основную мысль? Чего недостает этим предложениям, чтобы стать текстом? Чем будет определяться последовательность предложений? Напишите текст, озаглавьте его.

1. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.

3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

4. Мальчик послушал отца.

5. «Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит', и ей будет приятно найти свой прежний домик».

(К. Ушинский)

2). Подумайте, какие зарисовки вы хотели бы включить в сочинение на одну из тем: «Любовь есть высший дар природы!»; «Место, где я люблю мечтать»; «Что интересного пишут в книгах?». К какому стилю и типу речи относится ваш текст?

Предварительно прочитайте Следующий текст:

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка развитие действия, кульминация, развязка.

В художественное повествование могут включаться описательные фрагменты, характеризующие действующих лиц, окружающие предметы, место действия и пр. Например:

Холодным ноябрьским утром, когда мокрый снег падал на глинистую землю, пришел я на подмосковное кладбище Митино. Невдалеке от входа, слева от главной аллеи, тянулись аккуратные ряды одинаковых могил. Белые мраморные доски, золотые надписи. Даты рождения разные, даты смерти обозначены маем 1986 года.

Герои Чернобыля. Жертвы Чернобыля. Возможно, среди них были виновники Чернобыля. Смерть всех уравняла, дав нам, живым, право лишь на одно чувство: безмерной скорби от утраты этих молодых человеческих жизней.

Я поклонился их праху (пришлось при этом, правда, предъявить свое писательское удостоверение постовому милиционеру, словно было в моем поступке что-то подозрительное) и уехал с тяжелой думой о времени, пережитом нами после Чернобыля.

Авария эта своими беспощадными рентгеновскими лучами моментально высветила наш народный, государственный механизм. На суровом экране Чернобыля отчетливее, чем когда-либо, проявились и наши внутренние огромные силы и резервы, и наши серьезные, застарелые болезни, которые никак не уложить в благодушную формулу прошлых лет.

(Ю. Щербак)

Описание — смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля.

 

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. В художественном описании языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в научном. Если в научном описании признаки выражаются обычно прилагательными и существительными, причем книжными, с прямым, часто отвлеченным значением, то в художественном используются прилагательные с более конкретным значением, слова в переносном значении, сравнение. Например:

ВМещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь, трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачна.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает резким свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли от их отражения в воде.

(К. Паустовский)

Рассуждение — смысловой тип текста, в котором утверждается и отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение строится по следующему плану: тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать; аргументы, т.е. обоснование высказанной мысли (доводы, доказательства); вывод.

Обычно тезис и аргументы связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

 

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей:

Странная вещь — книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое.

Да, странная это вещь — книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и... все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга... Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н. Морозова)

3). Упражнение 37

Прочитайте текст. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Типы речи

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее харак­терные для типов речи временные отношения Как строятся высказыва­ния каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество­вание Что предмет или лицо делает или что с ними про­исходит? О событиях и действиях Последователь­ность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета, лица, явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки, возможен вывод)
Рассужде­ние Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступа­ет так, а не ина­че? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вы­вод

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки. (К. Паустовский)

6. Контрольный диктант.

7. Домашнее задание: 7.1. Подготовиться к теме «Межличностное общение. Диалогическая речь» 1) по Приложению (диск) – Виды общения (Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Издательство «Икар», 2007. 480с. С. 34 – 52); О Коммуникативной ситуации (Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Издательство «Икар», 2007. 480с. С. 52 – 65); 2) по учебникам: Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта: Наука, 1998. 200с. Казарцева О.М. Структура речевого общения. Речевая деятельность. Виды речевого общения. Речевое взаимодействие: речевое воздействие, обратная связь // Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: для студентов педагогических учебных заведений. М.: Флинта, Наука. 1999. 496 с. С. 10 – 35; 122 – 134.2). 6.2. 7.2. Практическая работа: Подготовьте к выразительному чтению текст из школьного учебника. Расставьте паузы, подъём и снижение интонации, логическое ударение, обратите внимание на чёткость артикуляции, эмоциональный строй текста.

линокарты№2 акцетол. линокарты «Нормы про-ия и уд-ия» линокарты№3Орфоэп. линокарты «Общие тесты» линокарты «Род сущ-ых» чтение текст ШУ присутствие ответы, дополн. рец. доклад самост. раб. общий балл место в рейтинге гр.
                       

Рейтинг № 3, занятия 12-15, даты_________________

Базовый модуль 4. Педагогическое говорение (10 часов).

Занятие 1. Межличностное общение. Диалогическая речь.

1. Итоги проверки контрольного диктанта.

2. Заполнить выписку из 3-ого рейтинга группы по второму модулю.

3. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

4. Виды общения. Коммуникативная ситуация (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

5. Профессионально-личностное общение учителя и ученика. Типичные ситуации профессионально-личностного общения. Комплементарность в профессиональной педагогической речи. Речевые жанры – обращение, порицание, замечание, поощрение и т.д. Варианты речевых стандартов (беседа).

6. Диалог на уроке. Виды вопросов, дополнения, устное рецензирование (подготовка силами малой группы).

7. Профессионально-личностное общение учителя с родителями, с представителями органов образования, с представителями внешних организаций (милиция, пожарники, медицинские работники, работники военкоматов и т.д.). Жанры, варианты речевых стандартов (беседа).

8. Техника речи учителя. Элементы (интонация, паузирование, логическое и фразовое ударение, темп, ритм). Проверка домашнего задания. Упражнения по технике речи (проводится студентами на основе малых групп).

9. Домашнее задание. 9.1. 1). Подготовиться к теме «Монологическая речь» по Приложению (диск) – Педагогическое говорение (Ладыженская Т.А. Педагогическое говорение // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.. С. 296 – 311; Усанова О.Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.. С. 397 – 408). 2) По учебнику: Виды общения. О коммуникативной ситуации (Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Издательство «Икар», 2007. 480с. С. 34 –65). 2) Практическое задание: Проанализировать коммуникативные педагогические задачи на с. 2,6,8 текста «Педагогическое говорение» (см. Приложение № 2).

Занятие 2. Монологическая речь.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Педагогическое говорение на уроке. Приёмы подготовки устной речи. Риторическая модель подготовки педагогической речи и риторический канон (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

3. Объяснительный монолог как ведущий педагогический жанр. Обобщающая речь учителя и подведение итогов как элементы монологической речи (беседа).

4. Проверка домашнего практического задания.

5. Выступление на родительском собрании (студенческий доклад).

6. Монологический ответ школьников на уроке. Оценка ответа учащихся (беседа).

7. Домашнее задание: 7.1. Подготовиться к теме «Речевое поведение учителя» по Приложению (диск) – 1). Скопинцева С. Н. Конфликты как барьеры в педагогическом общении (Приложение №2). 2). В.И. Аннушкин О новой толерантности, русском терпении и речевой культуре педагога (Приложение №2). 7.2. По учебникам: 1). Казарцева О.М. Речевое поведение. Роль, позиция, статус. Роль с лингвистических позиций. Культура речевого поведения. Требования к речи учителя. Ролевые ожидания // Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: для студентов педагогических учебных заведений. М.: Флинта, Наука. 1999. 496 с. С. 10 – 35; 122 – 134. 2). Мурашов А.А. Уместность речи. Речевой этикет урока // Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001. 480 с. С. 456 – 483. 3). Формановская Н.И. Основные отличия прагматического подхода к языку, речи, общению. Кооперативное и конфликтное общение. Принцип кооперации (сотрудничества) П.Грайса. Принцип вежлтвости Дж. Лича. Взаимодействие этих принципов. Другие принципы и правила общения. Стратегии и тактики общения. Принцип толерантности // Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Издательство «Икар», 2007. 480с. С.93 – 125. 4). Эверт Н.А. Профессионально-нравственные черты характера педагога в реализации ценностей и целей воспитания и обучения. Этика и деонтология педагога // Эверт Н.А. Этика и деонтология педагога в обновлённом образовании: учебно-методическое пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Корасноярск, 2008. 352 с. С. 119 – 205. 5). Барахович И.И. Моделирование коммуникативного поведения педагога // Барахович И.И. Решение стратегических и тактических задач в становлении коммуникативности будущего педагога: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 256 с. С. 41 – 65. 7.3. Практическое задание: Выполнить вариант домашнего тестирования (распределяются старостой и тьюторами) (Приложение №1, 4.5.2. Тесты № 5).

Занятие 3.Речевое поведение учителя

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе. Сдать на проверку домашние тесты.

2. Эмоционально-экспрессивные типы устной речи (лекция, бланки рационального конспектирования сдаются на проверку).

3. Профессиональный речевой этикет (студенческий доклад)..

4. Ролевые ожидания (проводится малой группой).

5. Индивидуальный речевой имидж учителя и классический образ ритора (студенческий доклад).

6. Типология педагогических конфликтов. Языковые пути достижения бесконфликтности (конспект сдаётся на проверку тьюторам).

7. Педагогическая требовательность и педагогическая агрессия (беседа проводится малой группой).

8. Домашнее задание: 8.1. Подготовиться к теме «Учитель как коммуникативныйлидер», используя 1). Приложение № 2 (диск): Салькова Л.В. Учитель как коммуникативный лидер // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 296 – 311. 2). Монографию: Формановская Н.И. О коммуникативных неудачах. Понятие коммуникативной неудачи. Непонимание разного рода как основа коммуникативных неудач. Причины коммуникативных неудач и их возможные классификации // Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Издательство «Икар», 2007. 480с. С. 352 – 365. 3) Словарь: Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / Под ред. А.П. Сковородникова. М.: Флинта: Наука, 2005. 480 с. 8.2. Практическое задание: Выполнить вариант домашнего тестирования (распределяются старостой и тьюторами).

Занятие 4. Учитель как коммуникативный лидер (занятие планируется и проводится малой группой).

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Результаты проверки бланков рационального конспектирования и домашних тестов.

3. Просмотр в ресурсном центре ошибок в домашних тестах (сверить по эталону).

4.Сдать на проверку домашние тесты (второй вариант).

5. Домашнее задание: Практическое задание: Подготовить к проверке рабочую тетрадь и методическое пособие.

Занятие 5. Контроль за прохождением курса.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Результаты проверки домашнего тестирования.

2. Контрольное тестирование.

3. Проверка тетрадей и домашних заданий.

4 Домашнее задание: 4.1. Подготовить выступления по теме «Устная и письменная формы речи» и «Речевое развитие ребёнка», используя словари и учебники:1). Лазуткина Е.М. Речь // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова и др. М.: Флинта: Наука, 2003. 840с. С.580 – 581. 2). Львов М.Р. Речь устная и письменная. Возникновение и развитие речи у ребёнка. Факторы речевого развития человека. Периодизация речевого развития человека (Дошкольный возраст. Школьный возраст. Зрелость). // Русский язык /Под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 768 с. С.43 –61.3). 3) Тимофеев В.П. Формирование языка индивида в процессе социализации // Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. Шадринск, 1971. 121 с. С. 27 – 66.

Рейтинг № 4, занятия 16 - 20, даты_________________

подг. зан-я в МГ ком-ые задачи дом. тестиров. бланк рац. конп. «Эмоц. - экспр…» конспект статьи контр. тестир. присутствие ответы, дополн. рец. доклад, дом. зад. самост. раб. общий балл место в рейтинге гр.
                       

Базовый модуль 5. Восприятие речи (6 часов).

Занятие 1. Устная и письменная формы речи.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе.

2. Заполнить выписку из 4-ого рейтинга группы по второму модулю.

3.Речь. Речь устная и письменная (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

4. Речевое развитие ребёнка (беседа).

5. Просмотр в ресурсном центре ошибок в домашних тестах (сверить по эталону).

6. Домашнее задание: 4.1. Подготовиться к теме «Педагогическое слушание», используя Приложение № 2 (диск) – Слышать, слушать, понимать (Тумина Л.Е. Слышать, слушать, понимать // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.. С.132 – 160), а также учебники: 1). Казарцева О.М. Понимание. Слушание // Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: для студентов педагогических учебных заведений. М.: Флинта, Наука. 1999. 496 с. С. 35 42; 47 – 53; 2) Мурашов А.А. Психолингвистические компоненты общения // Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001. 480 с. С. 46 – 52. 4.2. Практическое задание: Выполнить вариант домашнего тестирования (распределяются старостой и тьюторами).

Занятие 2. Педагогическое слушание. Виды, способы и приёмы.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе. Сдать на проверку домашние тесты.

2. Этапы слушания: побудительно-мотивационный, ориентировочный, аналитико-синтетический, исполнительный, контрольный. Психофизические механизмы, обеспечивающие результативность слушания: слуховая память, прогнозирование, выделение смысловых опорных пунктов (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

3. Функции слушания: познавательная, регулятивная, эстетическая (ценностная),реагирующая (реактивная) (студенческий доклад).

4. Профессиональное педагогическое слушание. Его особенности. Ошибки в слушании учителя. Виды профессионального слушания (глобальное, детальное – конструктивное и избирательное; некритическое, критическое.). Способы и приёмы профессионального педагогического слушания: нерефлексивное, рефлексивное – с приёмами выяснения, перефразирования, отражения чувств (эмпатии) (беседа).

5. Домашнее задание: 6.1. Подготовиться к теме «Чтение в профессиональной деятельности учителя», используя учебники: 1). Ипполитова Н.А. Чтение в профессиональной деятельности учителя // Риторика: учеб. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.. С. 160 – 195. 2). Казарцева О.М. Чтение // Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: для студентов педагогических учебных заведений. М.: Флинта, Наука. 1999. 496 с. С. 60 – 67. 6.2. Практическое задание: подготовить риторический анализ параграфа школьного учебника с опорой на схему Приложения № 1, 3.3. (в малых группах). Выбор учебника и распределение параграфов накануне занятия. Ответственные – тьюторы.

Занятие 3.Чтение в профессиональной деятельности учителя.

1. Сведения тьюторов о подготовке к занятию. Проверка данных по самостоятельной работе. Результаты проверки домашних тестов.

1. Приёмы смысловой обработки текста (монологические ответы, вопросы, дополнения, устное рецензирование). Заключительная беседа.

2. Создание вторичных текстов (перекодирование для воспроизведения, диалог с первичным текстом, полемический ответ на первичный текст, вторичный текст-исследование (обобщение)) (беседа).

3. Общие сведения о приёмах чтения (студенческий доклад).

4. Риторический анализ школьного учебника (проверка домашнего задания).

5. Домашнее задание: подготовиться к зачёту.

Итоговый модуль (4 часа):

Занятие 1,2. (4 часа).

1. Контрольный диктант

2. Контрольное тестирование.

3. Зачёт. Заполнить выписку из итогового рейтинга группы.

дом. тестирование риторич. анализ ШУ контр. дик-нт контр. тестирование… дополнит. модуль присутствие ответы, дополн. рец. доклад, дом. зад. самост. раб. общий балл место в рейтинге гр.
                     

Рейтинг № 5, занятия 21 - 25, даты_________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: