Научное исследование предполагает обязательное определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблему, это – общая исходная сфера знания. Это – область исследования (общее, целое). Это - главное поле приложения сил учёных; то, к чему применяется исследование.
Предмет исследования – это конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования). Это - конкретный вопрос в общей области. Именно предмет определяет тему исследования.
Приведем примеры из архивов Российской научной конференции школьников «Открытие». В работе «Исследование «флешмоба» как социально-культурного феномена» объектом исследования является субкультура, а предметом – флэшмоб.
В работе «Особенности толерантности старшеклассников» объект исследования – толерантность, а предмет – особенности толерантности школьников старшей школы.
В работе «Положение женщины в Древней Руси» объект исследования – древнерусское общество, предметом исследования является социальный статус женщины в Древней Руси IX – XIII веков.
|
|
В работе «Сравнительный анализ качества подсолнечных масел» объект исследования – подсолнечные масла, представленные на рынке, а предмет исследования – органолептический анализ и кислотное число, как количественная характеристика качества масла.
Желательно, чтобы название научно-исследовательской работы отражало предмет и объект исследования. Четкая формулировка названия, адекватная содержанию работы, очень важна для представления работы на конкурсах, конференциях, защитах и в публикациях.
Упражнение «Предмет-Объект». Каждому ученику дается несколько тем. Необходимо выделить предмет и объект исследования. Предмет и объект ученики вписывают карандашем. Затем попарно меняются листочками: анализируют, обсуждают, корректируют свои формулировки. Сдают преподавателю.
Занятие 5