Международная межправительственная организация как субъект международного частного права

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же, как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица.

В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода до­говоры, о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.

Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Се­кретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключе­нию контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов междуна­родных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях).

Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.

Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответ­ствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом — соответствующими международными договорами.

С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международ­ных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопро­сы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в ча­стности, делать выбор компетентного правопорядка.

В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится от­сылка к применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право государства места нахождения штаб-квартиры ор­ганизации. Так, например, Международной Организацией Труда, Все­мирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключе­ны договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась, нор­ма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное право име­ются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства.

Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса примени­мым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регу­лироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие - внутренними правилами, выра­ботанными самой организацией.


[1] Из последних публикаций по вопросам правового положения иностранных физичес­ких лиц в Российской Федерации см.: Ануфриева А., Скачков Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция № 6,7. 1997; Дмитриев Ю.А., Корсик К А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манус­крипт, 1997.

[2] Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г.

[3] См. Международное частное право. Учебное пособие под. Ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристь. 1993.

[4] См.: Белая книга российских спецслужб. Международная неправительственная науч­но-исследовательская и образовательная организация «РАУ-Корпорация». М.: Агентство «Обозреватель», 1996.

[5] См.: Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция, № 2, 1997, с.44

[6] 1 В юридической литературе освещается теория ограниченного иммунитета, противопо­ставляемого абсолютному иммунитету, см.: Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристь, 1998.

[7] 2 Некоторые эксперты (проф. Г.М. Мел коп. МГЮА. Президент Института эколого - пра­вовых проблем В.Л. Мищенко, член Ученого Совета Института морской геологии и геофизики ДВО РАИ А.А. Черный) считают, что Оглашение заключено на кабальных для Рос­сии условиях. См экспертную оценку Г.М. Мелкова «Проекта Сахалин-П», «Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» от 22 ию­ня 1994г. М.: Государственная Дума, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: