Понятие и система принципов правосудия

Правосудие осуществляется на основе принципов – общих положений, отражающих его природу. При этом они, как и само правосудие, объективны. Органы законодательной власти не создают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах [47]. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведение участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетельствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, носят название норм-принципов. Они воздействуют не на единичные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фиксацию целые блоки общественных отношений. Границы регулирующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы правосудия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важно, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отличаются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании принципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и формулирования, которые соответствовали бы уровню развития государства и общества, отражали интересы человека.

Итак, принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принципов правосудия: 1) описание содержания принципа в норме-принципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания отдельных сторон принципа. При закреплении принципов правосудия в законах приемы юридической техники имеют второстепенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по особенному проявляются в различных видах правосудия. Правосудие по конституционным, гражданским, судебным административным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит своеобразное преломление принципов правосудия. Уголовный процесс состоит из досудебной уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализуются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в стадии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинительный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в частности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадии процесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности в разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Однако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

В юридической литературе длительное время вместо термина «принципы» использовали термин «основы» или «начала» [48]. Еще и теперь некоторые авторы продолжают их применять [49]. В какой-то мере это можно объяснить тем, что ранее в законодательстве о суде и правосудии не было специального раздела, где использовался бы один из этих терминов. Но есть еще один аспект. Слово «принцип» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «начало», «основа». С этой точки зрения речь может идти о терминологических преимуществах. В философской литературе довольно четко различают понятия «принцип», «основа», «начало». Основы связывают с сущностью предмета, явления; начала выражают первоначальный источник; а принципы интегрируют различные явления в одну основную тенденцию [50]. Ныне действующее законодательство применяет термин «принципы». Например, гл. 2 ГПК носит название «Принципы гражданского судопроизводства».

При выделении принципов правосудия необходимо положить следующий главный критерий: правовая норма, претендующая на статус нормы-принципа, должна охватывать довольно широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приведет к нарушению системы, невозможности ее функционирования в том виде, в каком она запрограммирована в законодательстве.

В число принципов правосудия не должны включаться хотя и важные, но совершению очевидные и бесспорные требования, касающиеся всех видов человеческой деятельности, к которым можно отнести, например, быстроту и экономию средств при осуществлении правосудия.

Существует мнение, что к принципам правосудия относится презумпция невиновности обвиняемого [51]. В Конституции Республики Беларусь она сформулирована в ст. 26: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

Однако презумпция невиновности обвиняемого относится к презумпциям, а не к принципам правосудия. Кроме презумпции невиновности обвиняемого существуют и иные презумпции, которые не сформулированы в законе в виде нормы-презумпции.

Уголовный процесс может быть изначально построен на одной их двух предпосылок: 1) признать лицо виновным до вынесения приговора и применять к нему всевозможные, а не только уголовно-процессуальные ограничения, и исходя из этого строить уголовный процесс; 2) лицо не виновно в совершении преступления. Третьего не дано. Конструктивным является второе предположение. Вследствие этого презумпция невиновности получила свое отражение не в какой-то одной норме права, а во всех уголовно-процессуальных нормах.

Принципы правосудия – наиболее общие положения, определяющие сущность правосудия и его направленность.

Презумпция невиновности обвиняемого в совершении преступления представляет конструкцию всего правосудия по уголовным делам. Хотя эта презумпция наиболее компактно сформулирована в одной норме права, однако она пронизывает все существо правосудия по уголовным делам и проявляется через следующие положения: 1) суду, прокурору, следователю, дознавателю запрещено перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; 2) государственные органы, ведущие производство по делу, обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; 3) обвиняемому обеспечено право на защиту от обвинения; 4) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу; 5) недопустимо вынесение судом обвинительного приговора на основе предположений; его постановление должно осуществляться лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства будет доказана виновность обвиняемого в совершении преступления; 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Презумпция невиновности в уголовном процессе носит опровержимый характер: предположение о невиновности лица действует до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке в приговоре суда не будет установлена виновность в совершении преступления. При этом выводы должностных лиц и органов, расследующих уголовное дело, будут носить предварительный характер. Окончательно вопрос о виновности лица решает суд.

Само наличие презумпции невиновности является важной гарантией авторитета судебной власти при реализации ею функции правосудия. И хотя эта презумпция затрагивает деятельность других органов уголовной юстиции, однако с учетом того, что суду принадлежит право окончательно разрешить возникшее юридическое дело, ее действие завершается в суде.

В юридической литературе можно встретить мнение, что законность – это принцип правосудия [52]. Действительно, в ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь сказано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». Из содержания этой нормы следует, что на основе законности должна осуществляться деятельность всех государственных органов, включая деятельность суда.

При характеристике законности как правовой категории надо учитывать следующее.

Законность – универсальное общественное явление, определяющее линию поведения личности и государства. Обращая внимание на ее природу, надо подчеркнуть, что она предполагает прежде всего наличие законодательства, адекватно отражающего достигнутый уровень развития общественных отношений, а также неуклонное соблюдение его всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Однако в правовом государстве с развитым гражданским обществом применяются не только законы, но и иные источники права. В ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь этот аспект довольно четко сформулирован: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права».

Надо еще учитывать и то, что суд при рассмотрении дел использует не только закон, но и свое усмотрение, которое, конечно, должно быть основано на законе, а также судебный прецедент, который присущ и нашему правосудию, хотя и в усеченном виде [53]. Поэтому более правильно говорить о наличии необходимости в государстве режима правозаконности [54].

Исходя из предложенного критерия, в систему принципов правосудия входят: осуществление правосудия только судом; независимость судей при осуществлении правосудия; равенство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государственного языка при осуществлении правосудия; гласность правосудия; участие в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их перечисления значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися. Каждый из них имеет самостоятельное значение. Все они отражают существо правосудия, носят универсальный характер. Именно в них раскрываются возможности суда как органа судебной власти, осуществляющего функцию правосудия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: