Дисциплинарная ответственность судей

Главное в деятельности судьи – это осуществление правосудия в соответствии с законом. Для этого он наделен системой прав и обязанностей, которые ему необходимы для рассмотрения и разрешения дела.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Положением о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. Это Положение распространяет свое действие на всех судей, за исключением судей Конституционного Суда.

Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит Президенту Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Хозяйственного Суда, председателям областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда, Министру юстиции, руководителю областного управления юстиции, руководителю Минского городского управления юстиции.

Председатель Верховного Суда возбуждает дисциплинарное производство в отношении всех судей общих судов; Министр юстиции – в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов; председатели областных, Минского городского, Белорусского военного судов, руководитель соответствующего органа юстиции – в отношении судей соответствующих областных, Минского городского, районных (городских) судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; руководитель соответствующего органа юстиции – в отношении судей районных (городских) судов; Председатель Высшего Хозяйственного Суда – в отношении всех судей хозяйственных судов; председатели хозяйственных судов областей (г. Минска), руководитель соответствующего органа юстиции – в отношении судей соответствующих хозяйственных судов областей (г. Минска). Дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда возбуждается Президентом Республики Беларусь или в порядке им определяемом. По решению Президента Республики Беларусь дисциплинарное производство возбуждается также в отношении других судей.

Органами рассмотрения дел о дисциплинарных проступках являются квалификационные коллегии судей.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда рассматривает дела о дисциплинарных проступках судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда), председателей и заместителей председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского), районных (городских) судов рассматривает дела о дисциплинарных проступках судей областных, Минского городского, районных (городских) судов.

Квалификационная коллегия судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов рассматривает дела о дисциплинарных проступках судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя Белорусского военного суда и его заместителей).

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассматривает дела о дисциплинарных проступках судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда).

Порядок возбуждения дисциплинарного производства состоит в том, что лицо, имеющее право возбуждать дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и других лиц письменных объяснений, истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.

О возбуждении дисциплинарного производства Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных, Минского городского, Белорусского военного судов, хозяйственных судов областей (г. Минска) принимают постановления, а Министр юстиции и руководитель соответствующего органа юстиции издают приказы.

В постановлении (приказе) должны быть указаны основания возбуждения дисциплинарного производства.

Постановление (приказ) направляется с необходимыми материалами на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей.

Постановление (приказ) о возбуждении дисциплинарного производства может быть отозвано возбудившим его лицом до начала рассмотрения дела в квалификационной коллегии судей. Но судья, в отношении которого вынесено постановление (приказ) о возбуждении дисциплинарного производства, вправе потребовать рассмотрение дела квалификационной коллегией судей по существу.

Прежде чем квалификационная коллегия судей будет рассматривать дело может быть проведена дополнительная проверка оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, которая председателем квалификационной коллегии судей поручается одному из членов коллегии. При этом надо соблюдать сроки, предусмотренные п. 3 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, в котором сказано, что судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, но не позднее одного года со дня его совершения. Проверка деятельности судьи проводится основательно. В ней может принимать участие не только весь состав квалификационной коллегии судей, который полномочен налагать дисциплинарное взыскание, но также работники соответствующих судов и органов юстиции (п. 7). В необходимых случаях истребуются дополнительные документы и материалы, а также судебные дела, при рассмотрении которых судья допустил нарушение закона. При этом п. 7 Положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь не конкретизирует, какие работники суда могут принимать участие в проверке деятельности судьи.

Порядок рассмотрения дела о дисциплинарном проступке в квалификационной коллегии судей состоит в том, что после того как подготовка к рассмотрению дела завершена, дело должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную коллегию судей, не считая времени, затраченного на дополнительную проверку материалов.

Участие судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, на заседании квалификационной коллегии судей обязательно. Дело может быть рассмотрено в его отсутствие в случае повторной неявки в квалификационную коллегию без уважительной причины.

В рассмотрении дела участвует должностное лицо, возбудившее дисциплинарное производство, либо его представитель.

На заседании квалификационной коллегии судей ведется протокол. По итогам рассмотрения дела о дисциплинарном проступке судьи квалификационная коллегия в совещательной комнате выносит свое решение, которое после возвращения из совещательной комнаты оглашается. В случае, если председательствующий или член коллегии пришел к иному мнению, чем большинство членов коллегии, то вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое прилагается к делу.

Квалификационная коллегия судей может вынести одно из следующих решений: 1) о наложении дисциплинарного взыскания; 2) о прекращении дисциплинарного производства; 3) о направлении в установленном порядке материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право на возбуждение дела о лишении полномочий судьи или право на возбуждение в отношении судьи уголовного дела.

Если квалификационная коллегия выносит решение о наложении дисциплинарного взыскания, то указывает его вид. Согласно п. 2, видами дисциплинарного взыскания являются: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор. При решении вопроса о виде дисциплинарного взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

В решении по рассмотрению дела должны быть указаны наименование квалификационной коллегии судей, ее состав; место и время рассмотрения дела; должность, фамилия, имя, отчество судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности; должность, фамилия, имя, отчество лица, возбудившего дисциплинарное производство; обстоятельства дела, объяснения судьи и данные о его личности; мотивы принятия решения; вид дисциплинарного взыскания или основание прекращения дисциплинарного производства, а также порядок обжалования решения.

Копия решения по делу о дисциплинарной ответственности в трехдневный срок с момента его вынесения направляется судье, в отношении которого вынесено указанное решение, и лицу, возбудившему дисциплинарной производство, а в отношении судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда – Президенту Республики Беларусь и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь. Копия решения приобщается к личному делу судьи.

Квалификационная коллегия судей может прекратить дисциплинарное производство в следующих случаях: 1) при отсутствие оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; 2) при пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, указанных в п. 3 Положения о дисциплинарной ответственности судей; 3) при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, или лицом, возбудившим дисциплинарное производство, в десятидневный срок со дня его вынесения. Жалоба приносится в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, если решение было вынесено квалификационной коллегией судей областей (г. Минска) и военных судов. Если решение было вынесено квалификационной коллегией судей Верховного Суда в отношении судей Верховного Суда, то Пленуму Верховного Суда. В случае вынесения решения квалификационной коллегией судей хозяйственных судов – Пленуму Высшего Хозяйственного Суда. Жалоба рассматривается в течение десяти дней и решение по ней является окончательным. Органы, рассматривающие жалобы о наложении дисциплинарных взысканий, вправе: 1) оставить решение без изменения, а жалобы – без удовлетворения; 2) изменить решение; 3) отменить решение и прекратить производство по делу.

Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство или по инициативе квалификационной коллегии, налагавшей дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.


Глава 14. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

§ 1. Понятие организационного обеспечения
деятельности судов

Правосудие не может осуществляться само по себе. Его реализацию надо организовать, то есть создать соответствующие условия для функционирования судов. К организационным условиям относятся: комплектование судейского корпуса; формирование структуры судов; подбор и расстановка кадров в аппарате судов; материально-техническое и финансовое обеспечение судов; повышение квалификации судей и работников аппарата судов; ведение судебной статистики и др. Осуществление этой деятельности и естьорганизационное обеспечение деятельности судов. Оно реализуется органами законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом каждый из них действует в пределах своей компетенции. Например, парламент, как орган законодательной власти, издает законы, определяющие организацию и порядок деятельности судебных органов; Президент Республики Беларусь назначает судей, присваивает им квалификационные классы судей; Министерство юстиции обеспечивает повышение квалификации кадров судов; председатели судов, пленумы и президиумы судов организуют работу по осуществлению правосудия соответствующим судом; аппарат суда организует рассмотрение конкретных судебных дел и т.д. В последние годы появились органы самоуправления судей, которые хотя и зародились в пределах судебной власти, но стали занимать самостоятельное место в системе органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов.

Среди органов, участвующих в организационном обеспечении деятельности судов, функционируют такие, которые специально созданы и предназначены для такого рода деятельности, либо выполняют ее наряду с другими функциями.

Для обозначения явления, связанного с организацией судов, их финансированием, материально-техническим снабжением, в юридической литературе второй половины XX в. был распространен термин «судебное управление» [88]. Одновременно использовались и другие: «организационное руководство судами», «организационное обеспечение деятельности судов»[89]. Все они тождественны. Речь может идти о терминологических преимуществах. В настоящее время получил распространение термин «организационное обеспечение деятельности судов» [90]. Он достаточно точен по содержанию, но несколько громоздок по форме. Вопрос о поисках универсального термина, который сохранял бы свое значение независимо от того сужать или расширять сферу его применения, продолжает оставаться актуальным, тем более, что в последние годы появились новые органы, причастные к организации судебной деятельности, а традиционные подвергаются реформированию.

В 20-30-е гг. XX в. организационное обеспечение деятельности судов, включало два направления: 1) организация судов и их деятельности, что выражалось в организации выборов судей, организационно-техническом обслуживании судов; 2) в руководстве деятельностью судов, которое состояло в наблюдении за применением судами законодательства, даче судам общих указаний в целях обеспечения правильности и единообразия судебной практики, ревизии и инструктировании судов[91]. Такая деятельность охватывала разрешение вопросов организации судов и контроля за их деятельностью.

Проблемным является вопрос о том, должно ли Министерство юстиции и его органы осуществлять организационное обеспечение деятельности судов или для этого необходимо создать специальный орган – судебное ведомство. Практика современных государств на этот счет различна. В одних – эта деятельность реализуется министерством юстиции, а в других – образованы специальные органы. В Республике Беларусь Министерство юстиции и его органы принимают участие в организационном обеспечении деятельности судов. В 60‑е гг. XX в., в связи с упразднением Министерства юстиции, эта функция была передана вышестоящим судам, в аппарате которых были созданы специальные структурные подразделения. С возобновлением в 70‑х гг. деятельности Министерства юстиции эта функция вновь перешла к нему.

В последнее время организационное обеспечение деятельности судов претерпевает определенную трансформацию. В связи с образованием органов самоуправления судей возможности Министерства юстиции сузились. Но все-таки за ним остается существенная часть организационного обеспечения деятельности судов.

В настоящее время в Республике Беларусь к органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов, относятся:

– Министерство юстиции и его органы;

– председатель суда;

– аппарат суда;

– органы самоуправления судей.

§ 2. Роль Министерства юстиции и его органов
в осуществлении организационного обеспечения
деятельности судов

В Беларуси Министерство юстиции традиционно относится к органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов. После установления Советской власти на территории Беларуси эту деятельность осуществлял Наркомат юстиции РСФСР, а на местах юридические отделы и секции исполкомов Советов и военно-революционных комитетов. Положение о Народном комиссариате юстиции Белорусской Советской Социалистической Республики было принято 3 ноября 1924 г.[92] В его задачи входило не только судебное строительство, но регулирование иных сторон управления в сфере юстиции. Наркомат юстиции осуществлял организацию, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, наблюдал за деятельностью арбитражной и земельной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы и др. В определенной мере наряду с Наркоматом юстиции некоторые функции организационного обеспечения деятельности судов осуществляли вышестоящие суды. Однако Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», принятым в 1938 г.[93] вышестоящие суды были освобождены от этой функции.

После образования 20 июля 1936 г. Наркомата юстиции СССР[94], организационное обеспечение деятельности судов начало осуществляться и Наркомюстом СССР. К концу 30‑х гг. его осуществляли: Наркомюст СССР, Наркомюст БССР и управления юстиции областных Советах депутатов трудящихся, которые были созданы в 1939 г.[95] Такая система просуществовала без изменений до 1956 г.[96], до упразднения в 1956 г. Министерства юстиции СССР, а позднее в 1960 г. и Министерства юстиции БССР[97]. Вследствие этого организационное обеспечение деятельности судов стали осуществлять областные суды и Верховный Суд БССР. Однако вскоре деятельность Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции БССР была восстановлена. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов стали действовать в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г.[98]

После провозглашения Республики Беларусь независимым и суверенным государством, 25 ноября 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь[99]. Оно утратило силу в связи с утверждением Кабинетом Министров Республики Беларусь 1 декабря 1995 г. нового Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь[100], которое действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Министерство юстиции (Минюст) является центральным органом исполнительной власти в Республике Беларусь, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

В п. 4 Положения о Министерстве юстиции от 1995 г. перечислены основные задачи Министерства юстиции: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь; организационно-правовое обеспечение судебно-правовой реформы; обеспечение необходимых условий для функционирования областных, Минского городского, районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложено на судебных исполнителей; государственная регистрация нормативных актов министерств, иных центральных органов управления и Национального банка Республики Беларусь; представление интересов Республики Беларусь в пределах своей компетенции в деятельности на международном уровне; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; организация и развитие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; организация работы по развитию и совершенствованию правовой информации; обеспечение кадрами судов и других органов юстиции; материально-техническое и финансовое обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и подведомственных органов юстиции.

Для решения этих задач в структуре аппарата Министерства юстиции функционируют управления и отделы. Одни отделы существуют как самостоятельные подразделения, другие входят в управления.

Структуру центрального аппарата Министерства юстиции образуют:

– руководство;

– отдел кадров;

– управление организационного обеспечения деятельности судов;

– управление законодательства о государственном и социальном строительстве, которое объединяет: 1) отдел законодательства о государственном и социальном строительстве; 2) отдел законодательства о социальном и культурном строительстве; 3) отдел учета и правовой информации;

– управление хозяйственного законодательства образуют: 1) отдел законодательства об общих вопросах рынка и экологии; 2) отдел законодательства по отраслям народного хозяйства;

– управление общественных объединений;

– управление правового обеспечения внешних связей состоит из двух отделов: 1) международно-правовой отдел; 2) отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи;

– управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности состоит из: 1) отдела организации работы нотариата и ЗАГС; 2) отдела правового просвещения, правовой работы и лицензирования юридической деятельности;

– управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления состоит из двух отделов: 1) отдел правовой экспертизы правовых актов отраслей материального права; 2) отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов;

– отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры;

– планово-финансовый отдел;

– отдел бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы;

– общий отдел.

Каждый из этих управлений и отделов имеет определенное отношение к организации правосудия. Но среди них есть управление, которое специально предназначено для того, чтобы оказывать организационное содействие в осуществлении правосудия. Оно называется – Управление организационного обеспечения деятельности судов. Оно функционирует на основе Положения, утвержденного Министром юстиции Республики Беларусь, 4 ноября 1997 г., с внесенными в него в последующем изменениями. Основными задачами управления являются: организационное обеспечение деятельности областных, Минского городского и районных (городских) судов, совершенствование и повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществлению правосудия при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организация исполнения судебных решений; разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома по организационному обеспечению деятельности судов; организация работы по ведению судебной статистики и ее анализу.

Для осуществления этих задач Управление организационного обеспечения деятельности судов наделяется следующими функциями:

– изучает организацию работы районных (городских) областных и Минского городского судов по осуществлению правосудия, соблюдению сроков рассмотрения дел и принимает меры по ее совершенствованию, обобщает и распространяет положительный опыт их работы;

– разрабатывает инструкции, положения, методические пособия по вопросам организации работы районных (городских), областных судов и Минского городского суда, а также рекомендации управлениям юстиции облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам обеспечения деятельности судов, осуществляющих проверку их исполнения;

– осуществляет подготовку предложений по вопросам применения законодательства для постановки перед Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь;

– готовит заключения по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

– составляет сводные статистические отчеты о деятельности судов, а также о судимости по Республике Беларусь, анализирует данные судебной статистики и анализирует их для улучшения обеспечения деятельности судов, проверяет работу управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских), областных и Минского городского судов по ведению первичного учета и статистической отчетности, представлению достоверных данных о работе судов и оказывает им необходимую помощь в организации этой работы;

– вносит предложения по изменению законодательства;

– рассматривает поступившие в управление предложения, заявления и жалобы граждан, связанные с деятельностью районных (городских), областных и Минского городского судов и управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, изучает состояние этой работы в судах и управлениях юстиции.

Важное место в работе Управления организационного обеспечения деятельности судов Минюста занимает работа по комплектованию состава судей в конкретных судах, дислокации судов, их структуре и штатах. Эта деятельность осуществляется совместно с отделом кадров и планово-финансовым управлением.

Управление организационного обеспечения деятельности судов Минюста совместно с отделом кадров участвует в работе по подбору кандидатов для назначения на должности судей районных (городских), областных и Минского городского судов; принимает меры по совершенствованию подготовки и повышению квалификации кадров судов и управлений юстиции; направляет и координирует работу управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, районных (городских), областных и Минского городского судов по подбору кадров для работы в суде; участвует в подготовке и проведении конференций и съездов судей, содействует деятельности квалификационной коллегии судей по подбору кандидатов в судьи, аттестации судей, их отзыву и дисциплинарной ответственности.

Кроме Министерства юстиции к органам организационного обеспечения деятельности судов относятся управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета образуются областными (Минским городским) исполнительными комитетами. В своей деятельности они подчиняются соответствующим исполнительным комитетам и Министерству юстиции Республики Беларусь.

Задачи областных (Минского городского) управлений юстиции состоят в том, чтобы осуществлять организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону; организовывать исполнение судебных решений судебными исполнителями. Для решения этих задач управления юстиции вправе вносить в Министерство юстиции предложения по вопросам организации работы судов, осуществлять контроль за соблюдением процессуальных сроков районными (городскими) судами при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел; совместно с областным (Минским городским) судом подбирать и рекомендовать кандидатов для назначения на должности судей; осуществлять материально-техническое обеспечение судов и создавать надлежащие условия для их деятельности; обеспечивать суды необходимой литературой, законодательными актами, нормативными материалами; вести кодификацию и судебную статистику; разрабатывать и осуществлять меры, направленные на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей; осуществлять финансирование судов; организовывать и контролировать их финансово-хозяйственную деятельность; принимать меры по жилищному и социально-бытовому обеспечению работников районных (городских) судов.

Управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности областным (Минским городским) исполнительным комитетом по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь. Заместители начальника назначаются на должности и освобождаются от должности областным (Минским городским) исполнительным комитетом.

Начальник управления юстиции руководит работой управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Он издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения районными (городскими) судами по вопросам, относящимся к организационному обеспечению их деятельности; вносит в местные органы власти предложения о создании надлежащих условий для деятельности районных (городских) судов; осуществляет кадровую политику, направленную на комплектование районных (городских) судов высококвалифицированными специалистами; возбуждает ходатайства о привлечении к дисциплинарной ответственности судей районных (городских) судов по фактам нарушений ими трудовой дисциплины, профессиональной этики, нравственных норм и иным нарушениям, не связанным с их профессиональной деятельностью и передает материалы по этим нарушениям на рассмотрение квалификационной коллегии судей.

На уровне районного (городского) административно-территориального звена органы юстиции не образуются.

Таким образом, Министерство юстиции и областные (Минское городское) управления юстиции осуществляют организационное обеспечение деятельности лишь районных (городских) судов, областных судов и Минского городского суда. Что касается военных судов, хозяйственных судов, Верховного Суда Республики Беларусь и Конституционного Суда Республики Беларусь, то организационное обеспечение их деятельности не отнесено к полномочиям Министерства юстиции и его органов. Это не означает, что Министерство юстиции и его органы вовсе не взаимодействуют с этими судами. Например, согласно Закону «О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь» от 13 января 1995 г., Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь вносят представления Президенту Республики Беларусь относительно организации военных судов (ст.ст. 33, 35, 39, 43, 44).

Председатель суда

Каждый суд, входящий в судебную систему Республики Беларусь, возглавляет председатель суда. Порядок назначения его на должность определен в законодательстве. Председатель суда, кроме осуществления функции правосудия по конкретным делам, обладает еще организационными полномочиями. Они состоят в руководстве работой аппарата суда, а также в полномочиях по подбору, расстановке и учете кадров суда; организации работы с народными заседателями; организации приема граждан, рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; по исполнению судебных решений; по аналитической работе, планированию и профилактике правонарушений; по ведению судебной статистики; по систематизации законодательства и судебной практики; по улучшению материально-технической базы и условий работы суда; по финансовой деятельности суда; по внедрению положительного опыта работы и научной организации труда в суде.

В общем виде полномочия председателя суда, применительно к каждому звену судебной системы, определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. Так, в ст. 22 изложены полномочия председателя районного (городского) суда. Председатель районного (городского) суда председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении и разрешении дел, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Другие полномочия председателя районного (городского) суда, указанные в ст. 22, носят организационный характер и они лишь названы, но не охарактеризованы.

Применительно к председателям районных (городских) судов их организационные полномочия изложены в Положении о председателе районного (городского) суда в Республике Беларусь, утвержденном приказом Министра юстиции 11 сентября 1997 г.

Председатель районного (городского) суда, назначаемый Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет, осуществляет организационные полномочия по следующим основным направлениям.

1. По подбору и расстановке кадров судов: принимает на работу, решает вопросы перевода, увольнения, поощрения, наложения дисциплинарных взысканий в отношении работников канцелярии и технических работников суда; представляет в управление юстиции к назначению, переводам, поощрениям судебных исполнителей и возбуждает перед управлением юстиции вопросы о наложении на них дисциплинарных взысканий и увольнения; вносит представления начальнику управления юстиции о поощрении судей; ходатайствует перед начальником управления юстиции или председателем областного (Минского городского) суда о возбуждении дисциплинарных дел в отношении судей; обеспечивает проведение не реже одного раза в месяц занятий с работниками канцелярии и судебными исполнителями по повышению квалификации, организует освоение ими смежных профессий, рациональных приемов труда; обеспечивает регулярное, не реже одного раза в месяц, проведение занятий с судьями по изучению законодательства, судебной практики, передового опыта организации судебной работы, повышению профессионального мастерства; представляет на согласование в управлении юстиции резерв кандидатов в судьи; обеспечивает систематическое изучение законодательства и основ судебной деятельности с лицами, зачисленными в резерв кандидатов в судьи.

2. По организации работы с народными заседателями: оказывает содействие управлению юстиции в подборе кандидатов в народные заседатели и представлении списков на утверждение; организует избрание Совета народных заседателей и его секций, принимает участие в работе Совета; создает необходимые условия для деятельности Совета народных заседателей и его секций, обеспечивает ежеквартальное планирование их работы и выполнение планов; организует своевременное ознакомление с правами и обязанностями народных заседателей и их регулярные занятия по повышению юридических знаний; обеспечивает составление графика участия народных заседателей в осуществлении правосудия.

3. По контролю и проверке исполнения: руководит работой аппарата суда; обеспечивает четкое распределение должностных обязанностей и осуществляет систематический контроль за их выполнением каждым работником суда; принимает меры к повышению ответственности судей по руководству и контролю за работой закрепленных за ними секретарей судебных заседаний и судебных исполнителей; по мере необходимости проводит оперативные совещания с работниками, контролирует изготовление протоколов, обеспечивает выполнение принятых решений и планов работы суда.

4. По организации приема граждан, рассмотрению предложений, заявлений и жалоб: обеспечивает организацию приема граждан в суде; осуществляет контроль за ведением журнала приема граждан судьями и судебными исполнителями, правильностью и полнотой разрешения поступивших на приеме вопросов; ведет личный прием и контролирует правильность ведения судьями приема граждан, полноту и своевременность регистрации принятых граждан и их заявлений; обеспечивает регистрацию и учет заявлений, писем, жалоб в день их поступления, определяет исполнителей и передает исполнителям не позднее следующего дня; осуществляет контроль за своевременным и качественным разрешением каждой жалобы, подписывает ответы на жалобы, взятые на контроль;

5. По руководству канцелярией суда: распределяет и, с учетом складывающейся нагрузки, перераспределяет обязанности между работниками канцелярии суда; контролирует работу канцелярии суда; дает разрешение на выдачу, высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов.

6. По рассмотрению судебных дел: председательствует в судебных заседаниях; с учетом категорий сложности дел, их объема, квалификации, опыта работы, степени загруженности судей распределяет уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; в необходимых случаях (болезнь, отпуск, учеба или другие уважительные причины длительного отсутствия судьи) незамедлительно передает судьям для рассмотрения числящиеся за отсутствующим судьей уголовные, гражданские, административные дела и иные материалы; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных, трудовых и иных дел); рассматривает сам или поручает одному из судей рассмотрение дел по обвинению несовершеннолетних, о восстановлении на работе уволенных, а при необходимости и некоторых других дел; устанавливает порядок, исключающий неосновательное отложение разбирательства дел, принимает участие в составлении списков уголовных и гражданских дел, не оконченных в установленные законом сроки, берет их на особый контроль и совместно по каждому такому делу разрабатывает планы их безотлагательного разрешения; устанавливает контроль за делами, производство по которым приостановлено.

7. По исполнению судебных решений: распределяет и закрепляет за судьями судебных исполнителей; руководит работой старшего судебного исполнителя; в случае временного отсутствия судебного исполнителя (болезнь, учеба, отпуск, длительная командировка) дает указание старшему судебному исполнителю о передаче числящихся за отсутствующим неисполненных исполнительных документов на исполнение другим судебным исполнителям; обеспечивает анализ деятельности и планирование работы судебных исполнителей; организует систематическое квалифицированное руководство судьями работой судебных исполнителей, а также ежеквартальные проверки работы каждого судебного исполнителя судьями с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда.

8. По аналитической работе, планированию и профилактике правонарушений: ежеквартально анализирует состояние судимости в районе (городе), подводит итоги работы суда и при необходимости представляет по этим вопросам информацию в местные органы власти и управление юстиции; на основе анализа статистических данных о состоянии преступности, других правонарушений, судимости в районе (городе), результатов деятельности суда планирует работу суда на полугодие; руководит изучением и обобщением судебной практики, утверждает план каждого обобщения, вопросы, подлежащие изучению, сроки и меры по реализации результатов; по результатам анализа статистических данных и обобщений судебной практики вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов; осуществляет контроль за всесторонним и полным выявлением судьями причин и условий, способствующих совершению правонарушений, вынесением частных определений (постановлений), их качеством, направлением копий частных определений (постановлений) на исполнение и принимает меры к своевременному получению ответов на них; систематически анализирует и принимает меры к улучшению работы по подготовке и повышению воспитательного значения судебных процессов, рекомендует судьям конкретные дела к рассмотрению в выездных судебных заседаниях; с учетом состояния преступности и других правонарушений в районе (городе), отдельных населенных пунктах и трудовых коллективах планирует и направляет работу по проведению лекций, бесед, выступлений в печати и по радио, другой правовоспитательной работы.

9. По ведению судебной статистики: осуществляет контроль за правильным ведением журналов, своевременным и правильным составлением учетно-статистических карточек, карточек на осужденных, по учету сумм ущерба, контрольных и сводных исполнительных производств и других документов первичного учета; контролирует правильность составления отчетов о работе судей и судебных исполнителей; руководит ведением судебной статистики, лично проверяет и несет ответственность за полноту и достоверность представленных в управление юстиции статистических и отчетных данных.

10. По учету систематизации законодательства и судебной практики: обеспечивает надлежащий учет, хранение и выдачу работникам суда нормативных актов и юридической литературы; назначает работника, ответственного за систематизацию законодательства и судебной практики, контролирует своевременное и полное ведение им систематизации законодательства, судебной практики, приказов и постановлений коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь, контрольных кодексов, постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; организует изучение судьями нового законодательства и судебной практики, принимает меры к тому, чтобы каждый судья вел личный учет и систематизацию законодательства и судебной практики.

11. По внедрению положительного опыта работы научной организации труда: с учетом соотношения категорий дел, количества и квалификации судей решает вопрос о проведении частичной или полной специализации по рассмотрению уголовных и гражданских дел; в целях повышения четкого и оперативного исполнения служебных обязанностей разрабатывает наиболее рациональное распределение обязанностей между работниками суда, среди работников канцелярии и судебных исполнителей организует взаимозаменяемость в работе; решает вопросы организации рабочих мест, создания наилучших условий труда, внедряет в практику работы суда использование оргтехники; изучает и внедряет в практику работы суда передовой опыт организации работы судов области (г. Минска), Верховного Суда Республики Беларусь.

12. По улучшению материально-технической базы, финансовой деятельности: своевременно ставит перед управлением юстиции вопросы по дальнейшему улучшению материально-технического снабжения суда; обеспечивает правильное составление проектов смет расходов на содержание суда, табелей работы, финансовых отчетов; обеспечивает исполнение сметы расходов в соответствии с утвержденными ассигнованиями и др.

Примерно по таким же направлениям, с учетом, конечно, специфики звена судебной системы, а также конкретного суда, осуществляются организационные полномочия председателей судов и других звеньев судебной системы.

Следует отметить, что некоторые из организационных полномочий не соответствуют природе должности председателя суда. Они больше напоминают сугубо управленческие функции, которые мог бы осуществлять судебный администратор. Увеличение численности судей, усиление действия принципа состязательности неизбежно приведут к реорганизации организационных полномочий председателей судов.

Некоторыми организационными полномочиями обладают президиумы и пленумы судов, но их нельзя отнести к органам, специально для этого предназначенным, поскольку они осуществляют эту деятельность не постоянно, а эпизодически.

Аппарат суда

В каждом суде, независимо от того, каким звеном судебной системы он является, функционирует аппарат суда. Он предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рассмотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.

В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и технологических нововведений. А это предполагает изменения в штате работников аппарата суда.

Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. По-видимому, это приведет к пересмотру кадровой политики аппарата судов. Не исключено, что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке дела к слушанию. Предусмотренные законом ускоренные процедуры рассмотрения некоторых категорий дел могут усилить опасения относительно необоснованной передачи определенных полномочий судьи работникам аппарата суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: