Этапы сестринского процесса

           
     
 


           
   
   
 


Рассмотрим более детально сущность 1 этапа сестринского процесса:

Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Насколько умело медицинская сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная информация.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Субъективная информация - источником информации является сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья, сюда включаются чувства, эмоции. Эта информация не всегда бывает достоверной и, как правило, ее необходимо перепроверить.

Объективная информация - источником информации могут быть:

1) Сопровождающие лица. Они дают информацию, если пациент:

- ребенок;

- душевнобольной;

- без сознания;

2) Данные наблюдения и обследования.

3) Личные документы (паспорт, удостоверение).

4) Медицинская документация.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «лечебные отношения»:

1. Определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения, врача, медицинской сестры.

2. Осторожно знакомит пациента со стадиями лечения.

3. Начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния.

4. Получает информацию, которая требует дополнительной проверки (сведения об инфекционном контакте, перенесенных заболеваниях, операциях).

5. Устанавливает и выясняет отношения пациента и его семьи к болезни (отношения семья-пациент).

Располагая информацией о пациенте, пользуясь его доверием и расположением его родственников, медицинская сестра не забывает о праве пациента на конфиденциальность. Как только медицинская сестра, приступила к анализу полученных данных, начинается 2 этап сестринского процесса.

Схема 4

 
 


Первичные
Вторичные
Первичные
Вторичные

 
 


Рассмотрим более детально 2 этап сестринского процесса:

Проблемы пациента возникаю тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребностей.

Потребность удовлетворена – нет проблемы.

Потребность не удовлетворена – есть проблема

Все проблемы пациентов делятся на: существующие и потенциальные.

Существующие проблемы пациента – те, которые беспокоят пациента в настоящий период времени. Если человек не может самостоятельно удовлетворить свои потребности и ему требуется помощь (невозможность самостоятельно дышать, есть, пить, выделять, двигаться и т д.) – это существующие проблемы.

Потенциальные проблемы – те, которых пока нет, но они могут появиться как осложнение настоящего заболевания или осложнение неверного ухода (например, если больной ишемической болезнью сердца, не соблюдает диету, не соблюдает режим труда и отдыха это может привести к осложнению заболевания и т д.). В данной ситуации огромную роль играет медицинская сестра, при выполнении любых сестринских манипуляций, при осуществлении ухода, при работе с родственниками медицинская сестра должна уметь предвидеть все возможные потенциальные проблемы. Например, больной находится на строгом постельном режиме, среди потенциальных проблем можно выделить все осложнения постельного режима – это: пролежни, контрактура, застойные явления в легких, запоры и т д. Своевременная профилактика осложнений поможет избежать дополнительных неприятностей для пациента.

Поскольку у пациента, как правило, несколько проблем, связанных со здоровьем, медицинская сестра не может приступить к их решению одновременно, поэтому она должна рассматривать их с учетом приоритетов.

Все проблемы (существующие, потенциальные) пациента делятся в зависимости от срочности решения, на:

- первичные – те, проблемы которые угрожают жизни пациента или могут усугубить его состояние (например, при гипертоническом кризе, приоритетной проблемой будет высокое артериальное давление, головная боль и т д.).

- вторичные – те, которые не имеют прямого отношения к настоящему или его прогнозу это, как правило, сопутствующие заболевания (например, заболевание суставов у пациента, поступившего в стационар для аппендэктомии).

- промежуточные – неопасные проблемы человека, с решением которых можно какое-то время подождать (грязное белье, дефицит общения невозможность осуществлять личную гигиену и т д.).

Проблема пациента – это ответная реакция организма на болезнь, это состояние пациента настоящее или потенциальное.

Проведем сравнение между проблемами пациента и врачебным диагнозом. Таблица

Проблемы пациента. Врачебный диагноз.
Ответная реакция организма на болезнь. Пишется языком, понятным пациенту. Могут меняться в течение дня несколько раз. При одном врачебном диагнозе может быть несколько проблем. Имеют отношение, как к пациенту, так и к его родственникам Отражает суть патологического процесса. Пишется в строго научной терминологии. Если, поставлен правильно, как правило, не меняется. Имеет отношение только к пациенту.

При выявлении проблем пациента, необходимо видеть все проявления болезни. Выделяют несколько реакций на болезнь:

1. Физиологическая реакция на болезнь – это физическое состояние пациента (боль, жар, ограничение подвижности, бессонница и т д.).

2. Психологическая реакция на болезнь – это поведенческая реакция на болезнь (осознание проблемы, игнорирование болезни, плач, уход в себя и т д.).

3. Социальная реакция на болезнь – отношение людей к болезни (отношение семьи, отношения на работе и т д.).

4. Духовная реакция на болезнь – очень часто люди в болезни обращаются в веру, пытаясь найти дополнительную защиту.

После выявления проблем пациентов, необходимо написать план

ухода

Схема 6


Рассмотрим более детально 3 этап сестринского процесса: план ухода, который составляет медицинская сестра, координирует работу сестринской бригады, помогает обеспечить связь с другими специалистами, план предусматривает активное участие самого пациента и его родственников в уходе.

Написание плана ухода за пациентом позволит:

1. Снизить риск неверного ухода (дает возможность координировать план, проводить консультации).

2. Дает возможность другой сестре продолжить уход, т.к. мероприятия плана могут использоваться в течении дня и более.

3. Медицинским сестрам обмениваться информацией.

4. Проводить реабилитационные мероприятия после выписки.

Суть планирования заключается в:

- определении целей (ожидаемый результат) для каждой проблемы;

- определении характера и объема сестринского вмешательства, необходимого для достижения поставленных целей;

- определении продолжительности сестринского вмешательства;

Цель – это, чего хотят добиться пациент и сестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента и написаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно. Цели предусматривают только положительный результат (уменьшение или полное исчезновение симптомов заболевания, улучшение самочувствия, расширение возможностей самоухода, изменение отношения к своему здоровью).

Схема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: