Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - шестого царя первой вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в ХII в. до н.э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. В последствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - около 630 гг. до н.э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введение, собственно законов и заключения. В первой и последней частях Хаммурапи характеризует себя и свое правление, указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...). В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Старовавилонского царства.

Введение

Я - Хаммурапи, пастырь... скопивший богатство и изобилие...

Сокрушитель четырех стран света...

Благоразумный царь, послушный Шамашу[1], могучий...

Защита страны...

Дракон среди царей...

Западня (для) врагов...

Владыка, достойный жезла и короны...

Усердный, совершенный...

Первейший среди царей, покоривший селения (по) Евфрату...

Я - заботливый, покорный великим богам...

Когда Мардук[2] направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

Заключение

Я - Хаммурапи, царь совершенный...

Я - царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет (себе) равных.

Я - Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!

Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных!

Хрестоматия по истории Древнего

Востока / под ред. М.А. Коростовцева

и др.- М., 1980. - С.152-153,174-175.

Хозяйство

Ниже приведены статьи, из которых можно узнать какие отрасли хозяйства были развиты в Старовавилонском царстве.

7. Если человек купит из руки сына человека[3] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то ни было, то этот человек - вор, его должны убить.

53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплено возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

54. Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых унесла вода.

59. Если человек срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины[4] серебра.

229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу не прочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу не надежно, так что судно в том же году станет течь или получит другой недостаток, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна.

274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, то плата 5 шеумов[5] серебра, плата землекопа (?) 5 (?) - шеумов серебра, (плата портного (?) шеумов серебра, (плата кузнеца (?) - шеумов серебра, плата столяра 5 (?) шеумов серебра, (плата) кожевника... - шеумов серебра, плата плотника... - шеумов серебра, (плату строителя... шеумов серебра, (в) день он должен давать.

Долговая кабала

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получила долговая кабала. В долговую кабалу попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Человек, не погасивший в срок ссуду, становился должником своего кредитора или отдавал ему в кабалу члена своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать задолжников на свободу; 3) в течение трех лет с задолжником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти задолжника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.

115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его как заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара[6], если взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он - раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет все данное им в долг.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.

118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, то тамкар может передать его или ее дальше, может отдать его или ее за серебро; он или она не может быть требуем или требуема назад судебным порядком.

Рабство

Из нижеприведенных статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб его господину. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев, но их ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню принадлежащих дворцу или мушкенуму[7], и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить.

231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.

282. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо.

Законы Вавилонии, Ассирии и

Хеттского царства/ пер. И.М.

Дьяконова// Вестник древней

истории.-1952.- № 1. С. 225-261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: