Искусство и смысл жизни человека

Для феномена человека на изломе цивилизаций, когда пришел конец «холодной войне» и когда большинство человечества стало свободнее, характерным является обращение к осмыслению смысла человеческой экзистенции. Это проявляется в такой одной из мегатенденций мирового развития, как приход на смену спорту интереса к исполнительному и изобразительному искусству. «От США и Европы до побережья Тихого океана, повсюду, где нашла распространение процветавшая экономика, – подчеркивают Дж. Нэсбитт и П. Эбурдин, – за этим процессом следовала необходимость пересмотреть смысл жизни с помощью искусства». И действительно, сейчас наблюдается ренессанс изобразительных искусств, поэзии, танца, театра и музыки во всем цивилизованном мире. Этот взлет искусства финансируется, например, в США большим бизнесом – все чаще корпорации и фирмы используют искусство для создания своего имиджа, чтобы более эффективно сбывать продукцию. Однако главное здесь все больший престиж корпораций и фирм, обусловленный различными видами искктсств, а не просто сбыт продукции. Ренессанс иску сена определяется и возрастающим интересом к сакральному, к природе самого человека, что стимулирует осмысление проблемы смысла жизни.

И в данном случае происходит процесс синтеза архаического и суперсовременности, ибо в искусстве неявно существует сакральное ядро. Этим и объясняется стремление «схватить» смысл человеческой экзистенции посредством искусства в его многообразных формах, а также возросшим интересом к традициям восточного искусства. Ведь традиционное искусство по своей сути носило сакральный характер – фетиш был признан прекрасным тогда, когда его стали оценивать независимо от его сакральной силы, когда он перестал быть предметом веры и молитвы, а превратился в произведение искусства. В своей книге «Голова из обсидиана» известный культуролог и друг Пикассо А. Мальро показывает, что искусство только тогда получило автономию, когда оно вырвалось из плена сакрального. Искусство стало самостоятельным только в эпоху итальянского Ренессанса, когда оно приобрело мирской характер.

Теперь же происходит уточнение и переосмысление представлений об искусстве и сакральном, что вызвано углубленным исследованием проблем искусства и религии. Антрополог К. Бреле-Руэф пишет о современной интерпретации сакрального, восходящей к изысканиям Мирчы Элиаде, следующее: «Постараемся не смешивать понятия сакрального и религию, сакрального и магического, сакрального и суеверия. В этой книге мы будем осваивать область сакрального мышления, время от времени приближаясь к понятию магического. Потому что магия зачастую является ничем иным, как особым способом «преломления» синтетических познаний о человеке и Вселенной в проекции на великие сакральные традиции. Под сакральным мы подразумеваем любые направления, имеющие своей целью установить гармонию, равновесие «внутреннего» и «внешнего», того, что «в пределах» и «за пределами», гармонию между индивидуальным и коллективным, между микрокосмом и макрокосмом, между Человеком и Вселенной». В ходе научно-технического прогресса XX столетия человек обнаружил для себя (это было известно архаическим цивилизациям!) равновесие и ритм Вселенной и необходимость адаптироваться ему к ним. С таким пониманием сакрального перекликается определение искусства, данное нашим талантливым психологом Л. С. Выготским: «... искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству...»[33].

Исходя из таких представлений об искусстве и сакральном, будем рассматривать поиски искусства в сфере смысла человеческого существования.

Заслуживают внимания размышления ацтекских поэтов-мудрецов (тламатиниме) о значимости искусства в разрешении извечной проблемы смысла человеческой жизни. В новейших этноисторических исследованиях тексты тламатиниме рассматриваются как уникальное духовное наследие, содержащее особое мировоззрение, которое существовало наряду с официальной религиозной идеологией ацтекской империи. В этих текстах используется оригинальный язык, говорящий о весьма интересном «пути цветов и песен». Религиозно-сакральный дух ацтекских поэтов-мудрецов своими корнями уходит в древнюю идею Наивысшего Бога-Творца. В XVI веке его знали под разными именами, представляющими собой скорее символические обозначения отдельных свойств его невообразимой и непроницаемой сущности, чем имя конкретного бога из древнего пантеона. Тлок Науак («Господин того, что близко и рядом»), иначе «Господин Непосредственной Близости»; Йоалли-Еэкатль («Ночь и Ветр»), невидимый, как ночь и неуловимый, как ветр; Ипальнемоу-ани («Даритель Жизни», «Тот, которому мы все обязаны своему существованию»); Мойокоацин – «Творец самого себя»:

Во всех сторонах света возвышается дом

Создавшего самого себя!

Бог, господин наш, отовсюду привлекаемый,

во всех сторонах почитаемый.

Он есть тот, который создал вещи,

Он есть тот, который сотворил сам себя: Бог.

Бог тех песен является не только таинственной силой,

но также равнодушен к судьбам людей.

В этом же самом гимне далее читаем:

Доводит нас до безумия

Даритель жизни,

морочит нам голову.

Никто не будет ему товарищем

в управлении, в царствовании на земле...

Мысль о далеком и неразгаданном боге может при вести к безумию.

Необычно в контексте реалий архаических культур звучат слова другой песни:

Даритель Жизни насмехается над нами

о, друзья.

Только за грезами гонимся,

наши сердца доверчиво к нему тянутся,

однако он над нами насмехается....

Бог, который издевается над людьми, является почти последним символом сомнения, охватившего тламатиниме. Практически через все тексты проходит сквозная мысль о неуловимости и непрочности вещей и людей. Земная жизнь является бренной, может быть, даже иллюзией: «все есть сон», «разве люди действительно существуют?»

Подвергая сомнению реальность существования, а также возможность обнаружить хотя бы малую истину о бытии, ацтекские мудрецы ставят вопрос следующим образом: «Что в действительности существует? Что является конечной реальностью?» И дают ответ, что единственно истинным и вечным являются «цветы и песни», или, говоря на современном языке, произведения искусства. Такой ответ представляет собою следствие развития идеи, что человек реально существует только в воображении. Над миром повседневной жизни простирается иной мир, цеменауак – «загадочное творение воображения человека, пользующегося символами» (М. Леон-Портилья), бесконечное пространство грез, видений, интуиции...

Искусство, которое задерживает образы воображения и напоминает нам о них все время, не подвержено метаморфозам времени. Поэтому оно является более реальным, нежели изменчивое сознание человека, нежели краткая («хрупкая как жадеит и нежная как перья кецаля») человеческая жизнь. Произведения искусства возникают по таинственному вдохновению, являются формой интуиции, неподвластной даже художнику. Разве что творческое вдохновение исходит от самого бога? «Из сердца неба происходят прекрасные цветы, прекрасные песни». Очевидно, что искусство, или «цветы и песни», и есть то, что позволяет человеку приблизиться к божественному существу, почувствовать связь с космосом и благодаря этому получить подтверждение реальности своего существования. Иными словами, в соответствии с текстами ацтекских мудрецов искусство является «дыханием вселенной, попыткой трансцендентального опыта: оперирование символами должно будить воображение так, чтобы ощутить неуловимое».

«Цветы и песни» – это иероглифы воображения, которое дает грезящему возможность полного переживания бытия. Ведь «мечтание концентрирует бытие вокруг грезящего, дает ему иллюзию умноженного бытия» (Г. Башляр). Понятно, что такого рода переживание оторвано от реалий обыденной жизни, ибо таинство искусства переносит индивида в иное измерение, лишенное страданий, одиночества, бренности. Здесь человек достигает высшего счастья и радости (иными радостями жизни являются смех, сон, наслаждение пищей, сила, здоровье и сексуальный акт). В этом смысле воздействие искусства является наркотическим, так как «цветы и песни» хотя бы на краткое мгновение дают возможность забыть о темных сторонах жизни и о смерти, прикоснуться к вечности. Таким образом, искусство у ацтекских поэтов-мудрецов выступало единственным средством поиска смысла человеческой экзистенции. Вместе с тем нужно помнить следующее замечание К. Бреле-Руэф: «В этой цивилизации все находится под воздействием грибов (речь идет о галлюциногенных грибах. – В.П.): искусство, религия, социальная организация и даже язык... Пророческая сила, индуцированная галлюциногенами, позволяла индивидуумам привыкнуть к своей собственной смерти...». Поэтому нет ничего удивительного в том, что ацтеки не боялись смерти и относились к ней спокойно. Необходимо отметить, что галлюциногены, или психоделики, оказали влияние на ряд направлений современной рок-музыки и информационной технологии – от «Битлз» до виртуальной реальности.

В плане нашего рассмотрения значимости искусства в поисках смысла жизни существенным является то, что художник обладает измененным (расширенным) состоянием сознания, позволяющим осознать подлинные измерения сознания и космоса. Олдос Хаксли так пишет об этом: «То, что остальные видят только под воздействием мескалина, художник, по природе своей, с рождения видит постоянно. Его восприятие не ограничено тем, что полезно биологически или социально. Капля знания, принадлежащего Всемирному Разуму, просачивается мимо редукционного клапана мозга и эго художника в его сознание. Это знание о внутренней значимости всего сущего. Для художника, как и для принявшего мескалин, ткани – живые иероглифы, которые неким своеобразным, выразительным способом символизируют непостижимое чудо чистого бытия. Даже более, чем стул, хотя, вероятно, менее, чем те абсолютно сверхъестественные цветы в вазе и складки на серых фланелевых брюках, они наполнены «есть-ностью». Чему они обязаны своим привилегированным положением, я сказать не берусь». Во всяком случае известно, что многие из творцов европейской культуры (художники, композиторы, писатели, архитекторы и мыслители) на протяжении последних 500 лет созидали культурные ценности благодаря необычным состояниям сознания, которые либо возникали спонтанно, либо в ходе индивидуальных психопрактик. «В этих расширенных и необычных состояниях они видели – подчеркивает В. Майков в предисловии к книге Т. Маккенны «Пища богов», – больше, выражали оригинальнее и глубже, точнее и неожиданнее соответствовали своему времени».

Следует иметь в виду, что в принципе любой человек потенциально является художником; просто повседневная жизнь не дает многим индивидам проявить свои художественные таланты. Об этом свидетельствуют опыты о поведении человека в экстремальных ситуациях, в частности в условиях изоляции. Отечественный психолог В.И. Лебедев пишет о проявлении талантов художника у обычных индивидов, находящихся в сурдокамере, следующее: «Когда наши испытуемые выходили из сурдокамеры, они признавались с изумлением, что вовсе не подозревали у себя способностей к рисованию, литературному и поэтическому творчеству и совсем не ожидали от себя такой острой жажды выговориться, поразмышлять, сочинить нечто в ином жанре. В условиях изоляции человек получает возможность сосредоточиться на одной идее. Внешние факторы не нарушают здесь его сосредоточенности, имеющей одну определенную направленность». Нелишне заметить, что к самоизоляции прибегали и многие художники, писатели и композиторы в своей творческой деятельности (достаточно вспомнить Айвазовского, Бальзака, Чайковского и др.).

И это неудивительно, ибо занятие художественной деятельностью делает жизнь человека полной и осмысленной. Ведь искусство как концентрация эстетических ценностей имеет свои нейрофизиологические предпосылки, о чем уже шла речь выше. Искусство неотъемлемо от человеческой природы в целом. Как отмечает известный западный мыслитель Дж. Сантаяна, между ощущениями и абстрактными рассуждениями лежит область синтетического представления или эстетического воображения. Эта область содержит удовольствия более грациозные и светлые, чем дают ощущения, более основательные и восторженные, нежели дает ум. Коррелятом этой области выступают сотворенные человеком произведения искусства, позволяющие ему проникнуть в неведомые миры и соприкоснуться с бесконечностью, что придает смысл экзистенции индивида.

Искусство можно сравнить с китайской иероглифической письменностью, фиксирующей не звуки, а понятия. И если в китайской письменности насчитывается свыше 50 тысяч иероглифов, то искусство в своей универсальности и вселенскости содержит в себе бесконечное число иероглифов. Перед нами неисчерпаемое число возможностей бытия, выраженных посредством самых различных звуков, линий, форм, цветов и пр. Каждое произведение искусства само содержит бесчисленное число виртуальных миров – ведь его можно представить в виде пышной буханки хлеба, где «пузырьки» и есть неопределенные локусы произведения искусства. При восприятии произведения искусства эти неопределенные локусы (виртуальные миры) заполняются воображением человека, что дает ему возможность вести диалог с бесконечной вселенной, прислушиваться к ее ритмам и обнаруживать смысл собственного бытия.

Магия искусства проявляется и в искусстве сновидения, которое дон Хуан у Кастанеды называет «вратами в бесконечность». Искусство контролируемого сновидения (об этом уже шла речь выше) дает человеку путешествовать в иных мирах: «Сновидение раскрывает перед нами возможность восприятия иных миров. Мы можем описывать эти миры, но не способны описать то, что позволяет нам их воспринимать. И в то же время нам дано ощутить, каким образом сновидение открывает перед нами вход в иные сферы бытия». Причем ценным в этих других сферах бытия оказывается так называемая человеческая полоса – океан человеческих мыслеформ. Она едина для всех человеческих индивидуумов в многомерном пространстве магического мира и может содержать в себе «коллективное подсознательное» со всеми его архетипами, мечтами и фантазиями рода человеческого.

Искусство сновидения позволяет человеку вступить в контакт с так называемым «человеческим шаблоном» – своеобразного отражения энергетической модели homo sapiens, порожденной эманациями человеческой полосы. Ле Горда так рассказывает о своей встрече с «шаблоном»: «Я пошла однажды... к водной дыре, и он был там. Это было лучистое светящееся существо. Я не могла смотреть на него. Оно ослепило меня. Я ощущала счастье и прилив сил. Ничто другое не имело значения. Ничто. Мне просто хотелось быть там. Нагваль сказал, что иногда, когда у нас достаточно личной силы, мы можем уловить проблеск шаблона, даже если и не являемся магами. Когда это случается, мы говорим, что видели Бога. Он сказал, что если мы называем его Богом, то это правда. Шаблон – это Бог» (57). Здесь встреча человека с «прекрасным существом» и дает ему смысл его собственной экзистенции; ведь индивид подсознательно переживает интимную близость к великолепному сиянию бесконечности. Хотя в действительности мы «вместо вечности созерцаем лишь одну единственную проекцию, в которой отражается драгоценная уникальность, делающая нас людьми – со всеми пороками и добродетелями. Наш любимый Бог – это наш образ и наше подобие» (58). Следовательно, искусство сновидения, как и любое иное искусство, показывает, что смысл человеческой экзистенции находится в самой природе человека, неразрывно связанной по своему генезису и существованию со Вселенной, называемой и Богом, и Природой.

В заключение для понимания значимости искусства в поисках смысла человеческой жизни можно привести следующую философскую притчу о Непреклонном Императоре и не угодившем ему Великом Художнике. Тогда Непреклонный Император приказал Великого Художника повесить. Он опирался о землю только большими пальцами ног. Когда он устанет, то наступит смерть. Великий Художник не хотел умирать и поэтому он нашел выход. Он оперся о землю одним большим пальцем. А другим большим пальцем нарисовал мышей на песке. Мыши были нарисованы так хорошо, что они вскарабкались вверх по нему и перегрызли веревки. И так как Непреклонный Император сказал, что вернется, когда Великий Художник ослабнет и закачается в петле, Великий Художник тихонько ушел восвояси. И увел за собою мышей.

Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. С.129-149.


СЛОВАРЬ

Аксиологический подход к анализу культуры (гр. axia – ценность + logos – учение) – подход, возникший под влиянием работ нем. философов и культурологов кон. XVIII – нач. XIX вв., когда понятие «культура» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой. Эволюция человечества (с этой точки зрения) определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

 

Артефакт (лат. arte – искусственно + factus – сделанное) – процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.

Артефакт культуры (лат. artefactum - искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. А. к. могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, жилище и дороги, созданные людьми. К А. к. относятся и любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Научный анализ созданных людьми объектов или А. к. позволил понять их природу, а также порождающиеся на основе создания А. к. отношения и взаимодействия людей между собой. Именно это позволило культурологам определять А. к. как элементарную единицу при изучении динамики культуры и выявлять его внутреннюю форму, неразрывную связь А. к. с активностью людей и ее направленностью, а также его коммуникативное значение в культурной жизни конкретного общества.

Архетип к ультурный – это образы (прообразы), коллективное бессознательное, лежащее в основе любой культуры. Данный термин ввел К. Г. Юнг для обозначения психического коррелята инстинктов, т.е. результата спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, а также для обозначения чистого, формообразующего элемента восприятия, обусловливающего саму его возможность. Культурные архетипы принципиально противостоят сознанию, а значит их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Взаимодействие культурных архетипов и индивидуальных сознательных комплексов психики таят две опасности: 1) личностное начало может оказаться растворенным в «коллективном бессознательном», как это свойственно восточным религиозно-мистическим культам; 2) индивидуальное «Я» в своей гордыне самодостаточности и автономности может направлять свои усилия на подавление и искажение коллективно-бессознательного данной культуры.

Бытие – философская категория, отражающая многообразие мира во всех его проявлениях. Бытие – это реальная жизнь природы, общества и человека в бесконечном разнообразии их проявлений. Понятие бытия подчеркивает единство мира, взаимосвязь, связь, взаимодействие, взаимопереход его материального и духовного начал.

Вестернизация (англ. western – западный) – в социологии, социальной философии и культурологии термин употребляется для обозначения бездумного заимствования англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и даже языка.

Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах В. к. приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той или другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

Виртуальная реальность – термин обозначает особую сферу пространственно-временных представлений, сформированную на базе достижений компьютерной техники, позволяющую неограниченно изменять пространственно-временные характеристики, манипулировать ими на основе фантазии, желания человека, что в итоге приводит к созданию нового мира, новой реальности – виртуальной.

Термин «виртуальность» возник в классической механике XVII в. как обозначение некоторого математического эксперимента, совершаемого преднамеренно, но стесненного объективной реальностью, в частности, наложенными ограничениями и внешними связями. Понятие «виртуальный мир» воплощает в себе двойственный смысл – мнимость, кажимость и истинность.

Технологические достижения последних лет заставили по-иному взглянуть на виртуальный мир и существенно корректировать его классическое содержание. Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект. Превращение зрителя, читателя и наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания.

В теоретическом плане виртуальная реальность – одно из сравнительно новых понятий неклассической эстетики. Эстетика виртуальности концептуально шире постмодернистской эстетики. Виртуальная камера функционирует в режиме сверхвидения, манипулируя оставленным «вечным» временем, дискретностью бытия, проницаемостью, взаимовложенностью вещного мира. Немалую роль играют и новые способы управления изображением – возврат, остановка, перелистывание. Эстетический эффект такого рода новаций связан со становлением новых форм художественного видения, сопряженных с полимодальностью и парадоксальностью восприятия, основанных на противоречивом сочетании более высокой степени абстрагирования с натуралистичностью; многофокусированностью зрения; ориентацией на оптико-кинетичекие иллюзии «невозможных» артефактов как эстетическую норму.

В области массовой культуры на основе виртуальной реальности возникла индустрия интерактивных развлечений и услуг нового поколения, обыгрывающая принцип обратной связи и эффект присутствия – многообразные видеоигры, рекламные видеоклипы, виртуальные сексодромы, ярмарки, телешопинги, интерактивные образовательные программы, электронные тренажеры, виртуальные конференц-залы, ситуационные комнаты и т.д. Массовая постпродукция (игрушки, гаджеты, воспроизводящие популярное кино- и телеперсонажи, и др.) провоцировала своеобразную ролевую метаморфозу, превратив искусство в своего рода виртуальную рекламу такого рода товаров.

Прорастающая в жизнь виртуальная реальность – одновременно итог и генератор космологических фантазий, грандиозных утопий и антиутопий конца XX в., идей современной «транзисторной цивилизации», неопределенности путей ее развития, «конца истории», нового синкретизма «компьютерной соборности». Такой социокультурный контекст стимулирует разработку XXI в., идущей на смену эпохе письменности.

Глобальные проблемы современности – совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в число Г. п. с. также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, межнациональных отношений и др.

Детерминизм (лат. - determinare – определять) – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Детерминизм культурный – социологическая концепция, согласно которой; 1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; 2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

Дефиниция (лат. definitio – определение) – краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия – его содержание и границы.

Деятельностный подход к анализу культуры – один из методов, дающий динамическую картину развития культуры и рассматривающий ее как специфическую разновидность живой и овеществленной деятельности, как циклический процесс, имеющий определенные стадии, этапы.

Диалог культур – процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность. Многообразие и асимметрия явлений в культуре, различие ценностей и ориентации выступают условием ее единства, делают ее живой и развивающейся. Взаимообогащающий диалог «культурных миров» позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать свою уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в зоне коммуникации и соотнесения ценностей, норм, значений и т.д. Из этого диалога рождается единство и синтез культуры человечества. Но для будущего синтеза необходима взаимная терпимостьлюдей и культур, уважение к иным ценностям.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). 3. является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение. 3. тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как символ, художественный образ, код культуры. К числу знаковых систем относятся естественные и искусственные языки, различные системы сигнализации, языки изобразительных систем (образы, символика). Изучением 3. и знаковых систем занимается семиотика.

Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, особая характеристика общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.

И. – это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. И. – художественное творчество в целом.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культурология (лат. cultura, греч. logos) – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого и окружающей его среды. Таким образом, культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

Культурная картина мира. Условный термин, претендующий на объединенную характеристику всей системы миропредставлений, свойственных исследуемому обществу, включающих совокупность как рациональных знаний, так и религиозных верований, мифологических атавизмов, нравов, ментальностей, морали, ценностных установок, политической идеологии и т.п. Данный термин «культурная картина мира» принято воспринимать прежде всего как некоторую метафору, реалистичность которой может быть ограничена исторически сохранившимися текстами преимущественно элитарной, религиозной и в незначительной мере хозяйственной субкультур. Следует учитывать, что «картина мира» сословий и социальных групп, не оставивших текстов, излагавших их миропредставления, может быть реконструирована в основном на основании археологических данных, сохранившегося фольклора и этнографических обычаев.

Культура и природа – понятия, которые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под культурой в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; природа – это то, что существует помимо и без человека, по независимым от него законам. Противоположность культуры и природы не абсолютна: она подразумевает их сопряжение и взаимодействие. Ведь сам процесс создания культуры есть деятельность человека по преобразованию природного в культурное. Следует учесть, что природа не только вне человека, но и внутри него, поскольку он обладает физическим телом, подверженным действию всех законов материального мира. В свою очередь и культура не только внутри, но и вовне человека (искусственная окружающая среда). Формы и грани взаимодействия культуры и природы многообразны и изменчивы, как и удельный вес «природного» и «культурного» в различных сферах природно-культурного мира. По мере развития общества и увеличения масштабов человеческой деятельности культурный компонент и в материальной и в духовной сферах растет количественно и усложняется структурно. Особенности взаимодействия культуры и природы в том, что внутренний динамизм, скорость содержательного и количественного развития культуры на математический порядок превосходит аналогичные скорости эволюции природного мира. В рамках Вселенной пространственная область бытия культуры бесконечно мала, так же как и время ее существования есть не более чем миг в астрофизическом измерении. Но в течение этого «мига» культура в пределах нашей планеты превратилась в глобальную доминирующую силу, от которой зависит существование всей биологической формы материи, существующей на земле уже более 3,5 (по новейшим данным – 4,5) миллиардов лет. В XX в. стало очевидно, что в культуре, взятой предельно широко, содержатся элементы, которые в своем развитии способны привести к уничтожению человеческого общества. Поэтому главной целью деятельности людей должно быть достижение состояния коэволюции культуры и природы

Культура и личность – проблема взаимоотношения культуры и личности, определяющая, как и почему культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Имеет два аспекта: 1) в культуре формируется определенный тип личности. Общее историческое прошлое, коллективная историческая память, пространственно-временные модели, мифология,религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, образцы и нормы деятельности, биосоциальный опыт, особенности географического пространства, специфика социальных институтов, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, исторические традиции в науке, технике и искусстве, этические и эстетические идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям и т.д. – факторы, влияющие на формирование личности в культуре. 2) Личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. Без личности невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов культуры. Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность в традициях. Человек стал создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь со-творцом истории. Опосредованная связь одного человека с другими через продукты культуры, опыт и знания – основа становления человеческой культуры и истории. В коллективной жизни людей наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных культурных миров, но возможно это только с учетом истории культуры всего рода человеческого. Культура творится в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Творчество – создание новых образов, знаний, изобретений, средств общения, ценностей и т.д., обновление бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие личности, сопровождающееся развитием культуры.

Культура и общество. На протяжении долгого времени философов и антропологов активно волновал вопрос: в чем критерии различия общества и его культуры. Общество – это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы, а культура – совокупный способ реализации этих целей и интересов, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций», достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива. Культура практически не может воспроизвести самое себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Характеризуя основные параметры культуры, следует учитывать, что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим разнообразным условиям привела к сложению столь же специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, к постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название локальных культурсоответствующих сообществ (народов).

Обобщающее понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория отмечающая определенный класс явлений в социальной жизни людей, определенный аспект их совместного существования. Реально на Земле существовало в истории и существует поныне множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Каждая из культур воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества. Со временем к такого рода дифференциации форм жизнедеятельности добавилось их размежевание по социальным, конфессиональным, политическим и иным параметрам; локальные социокультурные комплексы отдельных популяций превратились в чрезвычайно сложные и полуфункциональные системы по обеспечению коллективного существования и деятельности сословий, наций, цивилизаций.

Кризис культуры – понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. К. к. характерен для рубежа XX и XXI столетий. На судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культурных ценностей, творческий дух покидает культуру, не способную утолить духовный голод общества.

Сегодня нельзя не видеть в российском обществе явлений, отбрасывающих человека к опасной черте нравственной и духовной деградации. Растет пренебрежение и цинизм к простым этическим нормам культурного человека. Усилились озлобленность, недоброжелательность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и прогнозы. Распространилась эстетическая всеядность. Системный кризис с особой актуальностью поставил вопрос о значении роли культуры, духовности, норм нравственности и их безопасности. Безопасность культуры, в широком смысле, предполагает защиту граждан страны от насильственных духовно-нравственных потрясений, столкновений и разрушений. Проблематика культуры, науки, образования, воспитания, искусства, религии выходит на передний план социально-политических дискуссий. Связь между ними очень тесна и необходима.

Маргинальная культура – это пограничная, переходная культура, которая возникает на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур социальных групп.

Марксизм – философское и социально-политическое учение, основоположник которого К. Маркс (1818–1883) вместе с Ф. Энгельсом (1820–1895) соединил диалектику с материализмом, применил материалистический метод к познанию общественных явлений; направление исследований общества и культуры, основанное на концепции смены общественно-экономических формаций (исторический материализм) и выделение в этом процессе классовой борьбы как источника общественного развития.

Культура в марксизме понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Причины происхождения культуры и ее составной части – искусства в марксизме. рассматривались главным образом сквозь Призму трудовой деятельности как определяющей всю социокультурную жизнь. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия «двух культур», каждая из которых выражает интересы и цели антагонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности и построение бесклассового общества.

Масс-медиа (лат. massa – масса + medius – средний, нейтральный) – название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.

Массовая культура (лат. massa – ком, кусок + cultura) – явление культуры XX века, порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей.

Массовое распространение культурных связей было обусловлено развитием систем информации и коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовая культура – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как своей цели (массовое производство культуры при этом понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией). Массовая культура – особое состояние культуры в обществе, когда она производится не массами, а для масс.

Массовая культура есть продукт возникновения «массового» общества, которое толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества – индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного ранее развития средств массовой коммуникации. В этих условиях человек «с улицы», утрачивая свою индивидуальность, превращается в безликого статиста истории, растворяясь в толпе, которая уже не прислушивается к подлинным авторитетам, а легко становится жертвой демагогов и даже преступников, лишенных каких-либо идеалов.

Массовая культура стала одной из самых прибыльных отраслей экономики и даже получила названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и др.

Для выполнения своей функции – снятия сильных производственных и бытовых стрессов – массовая культура должна быть как минимум развлекательной. Обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика массовой культуры, снимающей большие доходы с таких «интересных» и понятных всем людям сторон жизни, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.д. Примечательно, что в целом массовая культура жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом.

Феномен массовой культуры, с точки зрения ее роли в развитии современной цивилизации оценивается далеко не однозначно. В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности.

Вместе с тем следует отметить, что благодаря современным техническим средствам массы людей получают доступ к любой культуре, в том числе и к высокопрофессиональной. Индивиду предоставляется возможность повышать свой общекультурный уровень. В результате все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития «третьей» системы культуры. Это культура, основанная на средствах массовой коммуникации и новых информационных технологиях (первая культура – «устная», вторая культура – «письменная»).

Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие; духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы,лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте в нем человека, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентации и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.

Модернизм (фр. modernisme– новейший, современный) – направление в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX – нач. XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлого. Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е гг. XX в., объединяющая множество идейно-художественных направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и др.), отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению социального бытия. М. открыл и освоил многие новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на последующее развитие эстетики.

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме.

В культурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем; она обогащает духовный мир человека и тем самым способствует его развитию. Социокультурный смысл понятия науки – специализированная форма культуры, ориентированная на познание.

Опредмечивание и распредмечивание – понятия, выражающие противоположные начала в содержании человеческой деятельности. Опредмечивание – процесс, в котором человеческие способности, знания и опыт, направленные на преобразование природы и социума, воплощаются в предметах материальной и духовной культуры, становятся «человеческим предметом» (К. Маркс). Человеческая деятельность опредмечивается также в культуре человеческих отношений: изменяя мир природы и социума, человек изменяет и самого себя. Распредмечивание – процесс, в котором свойства и сущность внешнего по отношению к человеку мира становятся его достоянием в процессе восприятия, познания и преобразования природы и социума. Человек (субъект культуры) в своей деятельности распредмечивает не только природные процессы и явления, но и формы прошлой по отношению к нему культуры, сферы ее бытия. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, существующий лишь в процессе непрерывного созидания, воспроизведения и освоения действительности человеком.

Постмодернизм (букв. – то, что после современности, модерна) – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившееся в конце 60-х гг. Понятый чисто терминологически, постмодернизм воспринимается как принципиально новое, претендующее на современнейшее состояние культуры. Фактически же постмодернизм органически связан с самыми древними основаниями западной культуры и является актуальным художественно-философским осмыслением ее фундаментального противоречия.

 

Постмодернизм связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда; при этом постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем». Постмодернизм окончательно закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», выражая изменение места культуры в обществе. Постмодернизм ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж. Постмодернизм смешивает и уравнивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, добро и зло, безобразное и прекрасное.

Отражая трагедию современного мира, постмодернизм сам остается трагическим элементом современной культуры, так как его способность к рефлексии над проблемами культуры ограничена принципиальным отрицанием любых элементов рационалистического метода познания.

Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение конкретных социально-экономических и культурных потребностей.

Техника. Выделяются следующие аспекты техники: 1) В инструментальном аспекте техника представляет собой совокупность искусственно созданных материальных средств целесообразной деятельности людей. Многообразие форм этой деятельности породило различные виды техники – производственную, строительную, образования, военную, быта и др. Главнейший вид техники – производственная техника, понятие о которой изменялось в зависимости от развития производства. Исходным моментом в таком понимании является труд как обмен веществ между человеком и природой. В отличие от животных, которые относятся к природе пассивно, приспосабливаясь к ней, отношение человека к природе активно. Он приспосабливает силы и вещества природы к своим потребностям. Для активной преобразовательной деятельности человека одних его естественных органов явно недостаточно. С целью усиления этих органов искусственным путем человек помещает между собой и предметом труда определенным образом видоизмененные материальные предметы. На первых этапах своего развития Т. создавалась по антропологическому подобию: молот – продолжение руки человека, лопата – его ноги и т.д. Современная Т. создается по функциональному подобию. 2) В антропологическом аспекте – творческая человеческая деятельность, направленная на преобразование природы с целью удовлетворения разнообразных жизненных человеческих (индивидуальных и общественных) потребностей. Понимание техники как индивидуального искусства производить вещи, «искусства творения» появилось еще в античности (Платон, Аристотель). 3) В гносеологическом аспекте техника выступает как инобытие, материализация знаний. Из трех факторов, участвующих в техническом прогрессе, – материала, энергии и знания, именно знание играет главную роль. По мере совершенствования знаний люди на основе творческого использования знаний находят все более эффективные способы взаимодействия с окружающим миром. 4) В социологическомаспекте техника представляет собой важнейший элемент общественной системы. Ее развитие и функционирование определяется социальными условиями. Вместе с тем она всегда играла большую роль в жизни общества. Воздействие техники на общество возросло в современных условиях, когда техника представлена относительно новыми ее видами – системой автоматов и роботов, биотехнологий и компьютерами. Технический потенциал общества корректирует развитие и функционирование науки и образования, политики и нравственных принципов. Однако эта корректировка реализуется не непосредственно, а через сложную сеть общественных отношений.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры, в узком смысле – материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры; 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Функции культуры:

· познавательно-преобразующая связана с потребностью обеспечения человеком своего биологического существования, однако, в процессе взаимодействия с природой у людей формируются потребности надбиологического порядка – духовные потребности, в том числе и потребность в творчестве;

· защитная функция, (ограждение человека от неблагоприятных условий воздействия окружающей среды);

· проективная функция (обеспечение психологической и эмоциональной защиты и разрядки через систему социокультурных институтов – семья, церковь и т.д.);

· нормативная функция (воспроизведение неких социальных норм, по которым живут люди);

· трансляционно-коммуникативная функция (представляет собой передачу во времени и пространстве социокультурного опыта, обеспечивает преемственность и развитие мира культуры). Важно отметить два аспекта этой функции; общение, коммуникация, трансляция социокультурной информации, а также социализация культурного процесса. Специфически культурной формой общения является коммуникация, т.е. обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется с определенными правилами и нормами. Трансляция же социокультурной информации существует в форме социальной памяти и различных типов и видов социализации индивидов;

· семиотическая функция культуры тесно связана с коммуникативной. Коммуникация предполагает наличие средств кодирования, хранения и распространения информации. Такую функцию в культуре выполняет знак. В культуре знак определяется как материально-чувственно-воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет. Связь между предметом и знаком опосредована культурой;

· игровая функция культуры. Игра представляет собой особую форму культурной деятельности, оказывающей влияние на многие стороны социальной регуляции. Исходя из понимания игры как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. Голландский культуролог Й. Хейзинга усматривал в игре наиболее полное проявление человеческой сущности. Элементы игры используются в таких важных социальных сферах как политика, религия, образование, художественная культура. К тому же в каждой культуре формируется собственные игровые сферы.

Элитарная культура (высокая культура) – создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Концепция «Э. к.» («элитарного искусства») возникла как критика гримасе масскульта. Э. к. включает изящные искусства, классическую музыку и литературу.

Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, средство развития культуры; система коммуникации, осуществляемой на основе звуков и символов, имеющих условные, но структурно обоснованные значения. Анализ языка дает большой материал для изучения мыслительных процессов человека, восхождения культуры в целом; без проникновения в подлинную природу человеческой речи нагие знание о развитии человеческого разума останется поверхностным и ущербным.

Язык культуры – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальная форма осмысления реальности. Основная проблема языка культуры – это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как «по вертикали», т.е. диалога между культурами разных эпох, так и «по горизонтали», т.е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1. Абеляр Пьер (1079-1142), французский философ, теолог поэт. Сформулировал собственное учение, получившее название концептуализма. Его теологические сочинения были осуждены католической церковью.

2. Аввакум Петрович (1621-1682), глава и идеолог русского раскола, протопоп, писатель. Выступил против реформ Никона. По царскому указу сожжен. Написал книгу «Житие» и др.

3. Августин Аврелий (354-430), христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Автор работ «Исповедь», «О граде Божьем» и др. Причислен католицизмом к «учителям церкви», был непререкаемым авторитетом в вопросах теологии и философии.

4. Акций (род. в 170 г. до н.э.), римский поэт, величайший трагик. Автор более 40 произведений, среди которых «Брут», «Энеады».

5. Амати, семья итальянских мастеров смычковых инструментов в г. Кремене. Амати Николо (1596-1684), наиболее выдающийся представитель семьи, учитель А. Гварнери и А. Страдивари.

6. Анаксагор (около 500-428 гг. до н.э.), греческий материалист и натурфилософ. Распространял свое учение в Афинах. Основной философский труд «О природе». Он пытался дать естественное объяснение явлениям природы, разрабатывал космогоническую теорию и принцип сохранения материи и энергии. Был обвинен в безбожии и вынужден покинуть Афины.

7. Ансельм Кентерберийский (1033-1109), английский теолог, представитель схоластики, епископ. Понимал веру в бога, как предпосылку рационального знания. Автор трактата «Почему бог вочеловечился?».

8. Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены работы «Иван Грозный», «Петр I» и др.

9. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы. Разрабатывал вопросы логики и теории познания, метафизики, этики и политики. Воспитатель Александра Македонского.

10. Аристофан (около 445-386 гг. до н.э.), греческий поэт-комедиограф. Автор комедий «Всадник», «Облака», «Мир», «Птицы», «Женщины на празднике Фесмофорий» и др.

11. Асафьев Борис Владимирович (1884-1949), музыковед и композитор. Основоположник советского музыковедения. Автор работ по истории русской музыкальной культуры, проблемам теории музыки. Сочинил 10 опер, 27 балетов и др.

12. Ахматова Анна Андреевна (наст. фам. Горенко) (1889-1966), русская поэтесса. Сочетала напряженный психологизм с классической ясностью поэтического языка. Автор сборников «Бег времени», «Стихотворения 1909-1965 гг.», «Поэма без героя» и др.

13. Ашвагхоша, древний индийский поэт (около 2 века до н.э.). Писал на санскрите. Автор поэм о Будде и его учении – «Буддхачарита» и «Саундарананда».

14. Байрон Джордж Гордон Ноэль (1788-1824), английский поэт-романтик, пэр Англии, участник движения итальянских карбонариев и национально-освободительной борьбы в Греции. Автор произведений «Шильонский узник», «Дон-Жуан» и др.

15. Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910), русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный общественный деятель. Глава «могучей кучки». Автор симфонических фортепианных произведений, романсов.

16. Бальзак Оноре (1799-1850), крупнейший мастер франц. реалистического романа, оказал большое влияние на развитие реализма в мировой литературе. Автор «Человеческой комедии» и др.

17. Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. Автор сборников «Будем как солнце», «Горящие здания» и др.

18. Барма, русский зодчий XVI в. Создал совместно с Постником храм Василия Блаженного.

19. Бах Иоганн Себастьян (1685-1750), немецкий композитор и органист. Гуманистическое и народное в своей основе его искусство обобщило достижения европейской музыкальной культуры и открыло новую эпоху в историю мировой музыки. Автор произведений для органа, клавесина, вокально-инструментальных произведений.

20. Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975), литературовед, теоретик искусства. Основные труды посвящены эпосу, роману, значений категории поэтики. Автор работ «Проблемы поэтики Достоевского», «Творчество Франсуа Рабле» и др.

21. Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848), русский революционный демократ, литературный критик, основоположник русской реалистичной эстетики. Оказал большое влияние на развитие общественной литературы.

22. Бердяев Николай Александрович (1874-1948), русский философ экзистенциалист, культуролог. Был выслан из СССР, проживал во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» Автор работ «Философия свободы», «Философия неравенства» и др.

23. Берлиоз Гектор (1803-1869), французский композитор, музыкальный писатель, дирижер, создатель романтической программной симфонии, новатор в области гармонии и инструментовки.

24. Бернини Лоренцо (1598-1680), итальянский архитектор, скульптор, живописец и декоратор золотого барокко. Автор церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме.

25. Бёрнс Роберт (1759-1796), великий шотландский поэт, художественный метод которого тесно связан с традициями народного творчества. Значительное число его стихотворений («Джон Ячменное Зерно», «Макферсон перед казнью» и др.) представляют собой переработку шотландских народных песен.

26. Бетховен Людвиг ван (1770-1827), немецкий композитор, чье творчество проникнуто высокой чувственностью, демократизмом и революционной героикой. Автор оперы «Фиделио», пятой и девятой симфоний и др.

27. Баженов Василий Иванович (1738-1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор дворцово-паркового ансамбля в Царицыно, дома Пашкова и др.

28. Бомарше Пьер Огюст Карон (1732-1799), представитель просветительской критики феодализма, автор ряда пьес и музыкальных комедий, среди которых «Евгения», «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и др.

29. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский живописец, портретист. Автор свыше 400 работ, в том числе «Портрет М.И. Лопухиной», «Портрет Д.Г. Левицкого» и др.

30. Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), русский композитор и ученый-химик, крупный мастер симфонии и оперного жанра. Был одним из создателей русского классического квартета. Автор «Богатырской» симфонии, оперы «Князь Игорь» и др.

31. Борромини Франческо (1599-1667), итальянский архитектор, представитель барочной архитектуры. Автор церкви Сан Карло у четырех фонтанов в Риме.

32. Боттичелли Сандро (1445-1510), один из самых эмоциональных мастеров Возрождения. Автор знаменитых картин «Весна», «Рождение Венеры», был первым иллюстратором «Божественной комедии» Данте.

33. Брейгель Питер (1525-1569), нидерландский художник, показывающий в своих работах национальный характер народа, его быт и нравы. Автор работ «Битва карнавала и поста», «Игры детей», «Крестьянский отец» и др.

34. Брунеллески Филлиппо (1377-1446), родоначальник ренессансной архитектуры. Автор грандиозного восьмигранного купола на соборе Санта-Мария дель Фьоре и Воспитательного дома во Флоренции.

35. Бруно Джордано (1548-1600), итальянский философ, выступал против схоластической философии и католической церкви. За свои материалистические взгляды был сожжен инквизицией в Риме. Автор сочинений «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах».

36. Брюллов Карл Павлович (1799 - 1852), русский живописец и рисовальщик. Внес в русский классицизм элементы романтизма и жизненности. Автор произведений «Вирсавия», «Последний день Помпеи», «Итальянское утро» и др.

37. Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), поэт, основоположник русского символизма. Автор книг, стихов «Третья стража», «Городу и миру» и др.

38. Бэкон Роджер (1214-1292), английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Абстрактным и непроверяемым теоретическим построениям противопоставлял принцип конкретного опытного знания,

39. Бэкон Фрэнсис (1561-1626), английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки Нового времени. Автор трактата «Новый органон», «Новая Атлантида».

40. Ван Дейк Антонис (1599-1641), представитель фламандской школы реалистической живописи, талантливый портретист. Его кисти принадлежат работы «Семейный портрет», «Мужской портрет» и др.

41. Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец, передвижник. Автор жанровых картин и монументально-эпических полотен на темы русской истории, народных былин и сказок, в т.ч. «После побоища», «Аленушка» и др.

42. Ватто Антуан (1684-1721), французский живописец, создатель галантного жанра, интимной живописи настроения. Автор произведений «Тягости войны», «Савояр», «Общество в парке» и др.

43. Веласкес Диего де Сильва (1599-1660), испанский живописец, один из величайших реалистов европейского искусства. В своем творчестве ярко выражал идеи гуманизма, любовь к простым людям. Автор работ «Водонос», «Вакх», «Сдача Бреды» и др.

44. Вергилий (70-19 гг. до н.э.), крупнейший римский поэт-эпик. Его поэмы «Энеида», «Этна» и др. я вляются шедеврами совершенства и отличаются предумышленностью композиции, выразительностью звуковых образов.

45. Верди Джузеппе (1813-1903), итальянский композитор, драматург и демократ. Автор 26 опер, в том числе «Аида» и «Отел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: