Законодательное и нормативное регулирование бух. учета в РФ

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

• 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постанов­ления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского уче­та в организации;

• 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

• 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;

• 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого

предприятия.

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бух­галтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет пра­вовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, орга­низацию, основные направления бухгалтерской деятельности и со­ставления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель­ства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, Закон о ценных бумагах, и другие законодательные акты, а также Указы Президента и Постановления Правительства РФ прямо или косвенно регулирующие постановку бух.учета.

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод ос­новных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определен­ного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечествен­ном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.

На втором уровне системы нормативных документов единствен­ным регулирующим органом является Минфин РФ.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) при­званы конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отрас­левыми и иными особенностями. Раскрывают порядок ведения бухгалтерского учета по отдельным его разделам.

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) опреде­ляют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных доку­ментов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Из всех нормативных документов особое место занимают Закон о бухгал­терском учете, Положения о бухгалтерском учете и отчётности 1992, 1994 и 1998 гг., План счетов бухгалтерского учета (1991 и 2000 гг.) и положение «Учетная политика организации» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (оценки готовой продукции, товаров и другого имущества, учета затрат на производство продукции, выпус­ка продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.

В учетную практику введены новые объекты учета: нематериаль­ные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.

Существенно изменена методология учета многих объектов уче­та — основных средств, капитальных вложений, уставного капитала, прибыли и убытков и др.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в органи­зациях возложена на их руководителей. Организации получили пра­во привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчет­ности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.

Организациям малого бизнеса разрешено совмещать функции бух­галтера и кассира, а также применять упрощенную форму бухгалтер­ского учета.

Существенно изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, со­держание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике. Бухгалтерская отчетность приобрела характер публичной отчетности, доступной для любых сто­ронних пользователей. Многие организации обязаны представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: