Связь стандартизации, метрологии и сертификации с качеством продукции

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

для студентов направлений

150100.62 Материаловедение и технологии материалов и

240100 «Химическая технология»

Казань 2015


ВВЕДЕНИЕ

Данный курс лекций предназначен для студентов направлений 150100.62 Материаловедение и технологии материалов и 240100 «Химическая технология», изучающих дисциплину «Метрология, стандартизация и сертификация».

Указанная дисциплина ранее входила в цикл общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по направлению под кодом ОПД.Ф.05. То есть она являлась обязательной для изучения во всех вузах России. С 1 сентября 2014 года во всех вузах внедрен Федеральный государственный стандарт образования 3+ (третьего поколения). Согласно ему каждый университет вправе устанавливать свой набор дисциплин в учебном плане. В нашем случае указанная дисциплина не только оставлена в учебном плане, но и увеличен ее объем.

Код Направление подготовки Группа Объем по видам занятий, час академический
      общий аудитор СРС
150100.62 Материаловедение и технологии материалов 4311-62      
240100.62 Химическая технология 4311-51      

Для групп, обучающимся по разным направлениям бакалавриата, при разном общем объеме времени для изучения (72 и 108 часов) количество аудиторных занятий одинаково – 36 часов. Остальное время (36 и 72 часа) – СРС. Аудиторные часы состоят из лекций и практических занятий.

Форма контроля – зачет. Оценка освоения по рейтинговой системе складывается из баллов, полученным по 3 модулям: лекционный курс (20-34); практ. занятия (12-20); СРС (28-46).

Основная литература

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия., пер. и доп. Учебник для бакалавров - 11-е изд. - М.: Издательство Юрайт 2014 – 412 с.

Дополнительная литература

2. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии (200400), направлениям экономики (080100) и управления (080500) / [А.В. Архипов и др.]; под ред. В.М. Мишина. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2007. – 447 с.

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеб. для вузов. – 2-ое изд.. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 711 с.

4. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В.. Метрология, стандартизация, сертификация: Учеб. пособ. для вузов. М.: ЛОГОС, 2003. – 525 с. (10 экз.)

5. Светлаков А.П., Тихонова В.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации,: Учеб. пособ. /Казан.гос.технол.ун-т. Казань 1999. – 100 с.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Предметизучения: метрология, стандартизация и сертификация.

В теоретическом курсе рассматриваются общие понятия, термины и определения в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством продукции.

Цель изучения дисциплины - приобретение знаний и навыков, необходимых как для освоения других дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности.

Задача дисциплины: формирование знаний в области стандартизации, метрологии и сертификации (СМС) с учетом особенностей специальности.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- теоретические, методические, организационные и правовые основы СМС;

- основные термины и определения, а также законы, основные технические регламенты, стандарты в области метрологии, стандартизации и сертификации.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

подбирать нормативные документы и пользоваться ими для решения поставленных перед ним задач.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Овладение методами обеспечения качества, базирующегося на триаде (рис 1), - одно из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Рис. 1. Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества и безопасности: (1 – стандартизация; 2 – оценка соответствия; 3 – метрология; 4 – качество, безопасность; 5 – техническое законодательство, технические регламенты).

Качество – степень соответствия присущих характеристик (объекта) требованиям [ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь]. Понятие качества включает 3 элемента: объект, характеристики, требования.

Объект – продукция, процесс, организация, отдельное лицо или комбинация из них. Примером комбинации является такое всеобъемливающее свойство, как «качество жизни» (качество товаров, охрана среды обитания, обеспечение физического и морального здоровья, качество образования и т.д.). Один из критериев средний срок жизни.

Характеристики – показатели качества объекта.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для использования в хозяйственных или иных целях.

Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. С другой стороны, т ребования – документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.

Итак, требования это прежде всего потребности. Существует иерархия потребностей.

В основании лежат: 1) основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее (в порядке возрастания) 2) потребностив безопасности, удобстве, комфортности использования, эстетичности, социальные потребности; 3) потребность развития (потребность в творчестве, стремление к самовыражению) - вершина пирамиды.

Безопасность Что понимают под безопасностью? В узком смысле безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Повышение качества продукции в современных условиях является одной из ключевых экономических и политических задач. На ее решение нацелены: стандартизация, госнадзор за качеством продукции, менеджмент качества, совершенствование системы разработки и постановки продукции на производство, метрологическое обеспечение, в частности организация всесторонних испытаний продукции и ее сертификация (оценка соответствия).

В этой связи все большее значение в мировых торговых отношениях приобретает сертификация продукции. Она является важным средством обеспечения торговых позиций в конкурентной борьбе между отдельными товаропроизводителями. Сертификация, так же как и стандартизация, во многих случаях превратилась в серьезное препятствие в международной торговле. На его преодоление направлена деятельность таких международных организаций, как Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), Всемирная торговая организация (ВТО), Международная электротех­ническая комиссия (МЭК), а так же головной орган по стандартизации - ИСО (ISO - International Standard Organization) и др. Разработаны и приняты многие соглашения между странами о взаимном признании результатов испытаний продукции, национальных сертификатов и знаков соответствия продукции стандартам.

СВЯЗЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ С КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Качественная продукция это продукция, удовлетворяющая по своим свойствам нашим требованиям. Следовательно, нужно уметь измерять показатели качества. Область деятельности, связанная с измерениями, является объектом изучения науки «Метрология». В отличие от физических величин, отражающих объективные свойства природы, показатели качества характеризуют общественную потребность в конкретных условиях и являются субъективными. Некоторые особенности этих показателей привели к выделению отдельного раздела метрологии, изучающего вопросы измерения качества. Он называется «Квалиметрия».

Квалиметрия определяет правила выбора свойств, характеризующих качество, т.е. построение иерархического дерева свойств продукции.

Существуют единичные, интегральные, комплексные и др. показатели качества продукции.

- Квалиметрия устанавливает методы измерения качества, то есть оценку: 1) простых; 2) сложных свойств.

Соблюдение правил метрологии позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений.

Стандартизация. Одним из результатов деятельности в области стандартизации является разработка стандартов на продукцию. Они, в частности, содержат перечень контролируемых показателей и интервалы, в которых должны находиться их численные значения.

Сертификация, в частности, устанавливает соот­ветствие продукции требованиям стандарта. Наличие сертификата (знака соответствия) свидетельствует о гарантированном (стабильном) качестве продукции.

Сертификация продукции, работ, услуг, тем более систем качества на предприятии обеспечивают высокую рентабельность и прибыль.

Подробнее эти вопросы будут рассмотрены позже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: