Органы налогового администрирования

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля:

· за соблюдением налогового законодательства;

· правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей;

· соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ непосредственно осуществляется:

· ст. гл. 5 НК РФ, ч. 1;

· ст. закона РФ «О налоговых органах РФ» № 943-1, принятого 21 марта 1991 г.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно менялось:

· с 1991 по 1998 г. – Государственная налоговая служба РФ;

· с 1999 по 2004 г. – Министерство РФ по налогам и сборам;

· с осени 2004 г. по настоящее время – Федеральная налоговая служба (ФНС России).

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня, соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению РФ:

1. Федеральный уровень:

– Минфин России;

– ФНС России;

– специализированные межрегиональные инспекции ФНС России.

2. Федерально-окружной уровень: Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам.

3. Региональный уровень:

– управления ФНС по субъектам РФ;

– специализированные инспекции ФНС России межрайонного уровня (создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне).

4. Местный уровень:

– инспекции ФНС межрайонного уровня;

– инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ (ч. 1, гл. 5), к ним относятся:

· соблюдение налогового законодательства и осуществление контроля за его соблюдением;

· ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

· проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками;

· бесплатное предоставление форм установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения;

· осуществление возврата или зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

· соблюдение налоговой тайны.

В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Согласно ст. 35 НК РФ (ч. 1, гл. 5), причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Таможенные органы – единая система таможенных органов России, в которую входят федеральная таможенная служба, входящая, в свою очередь, в структуру Министерства экономического развития и торговли РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Согласно ст. 34 НК РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ (гл. 27), полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Порядок взимания таможенных платежей определен гл. 27–33 ТК РФ. ТК РФ был принят Госдумой РФ 25 апреля 2003 г. и введен в действие с 1 января 2004 г.

Ответственность таможенных органов регулируется ст. 35 НК РФ (ч. 1, гл. 5).

Органы внутренних дел. В настоящее время в структуре МВД РФ действует Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России), являющаяся правопреемницей системы БЭП МВД России и системы налоговой полиции РФ.

В настоящее время в системе ФСЭНП МВД России созданы:

· Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД России;

· Главное управление по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России;

· оперативно-розыскное бюро по экономическим и налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам;

· управления по налоговым преступлениям в главных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов РФ и непосредственно им подчиненных подразделениях.

В задачи ФСЭНП МВД России входят:

· предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах;

· обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций при проведении налоговых проверок.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере налогообложения осуществляется:

· ст. гл. 6 НК РФ, ч. 1;

· ст. 11 Закона РФ «О милиции».

Финансовые органы. В результате административной реформы ФНС вошла в структуру Минфина, и Минфину были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Министерство финансов отвечало лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения. В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства.

В структуре Минфина РФ действует централизованная система органов Федерального казначейства. На счетах органов Казначейства аккумулируются все налоговые поступления в федеральный региональный и местные бюджеты. Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов.

Налоговый кодекс РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: