Старославянский шрифт

Термины и определения

Шрифт (нем. Schrift письмо, письмена) — совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка, размера и начертания, объединенных общими стилевыми признаками, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком-либо языке.

Все элементы в хорошем шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком, и, таким образом, кроме прямого назначения — передачи информации — шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна.

Так уж сложилось, что существует несколько стандартов шрифтов. Наиболее популярны шрифты корпорации Adobe Systems, разработавшей стандарт Type 1, и Microsoft Corp., создавшей формат TrueType. Оба стандарта имеют свои достоинства и недостатки, что привело к их параллельному сосуществованию.

Кегль

Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России. Основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:

размер название размер название размер Название
  Бриллиант   Боргес   Текст
  Диамант   Корпус   Двойной цицеро
  Перл   Цицеро   Двойной миттель
  Нонпарель   Миттель   Мелкий канон
  Миньон   Терция   малый миссаль
  петит   Двойной боргес   Гроббе миссаль

Начертание

Это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания — Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic(курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Кернинг и трекинг

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер.

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах — тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.

Шпация

В полиграфии используются дополнительные единицы измерения — круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация — 0,25 размера шрифта

Интерлиньяж

Расстояние между строками (интерлиньяж) задается для всего абзаца. Общая высота строки равна кеглю самого крупного шрифта, использованного в ней, плюс небольшое расстояние. Стандартная величина интерлиньяжа определяется как 110-120% кегля, но так бывает не всегда.

Апроши

Апроши (от французского approche — подход, приближение) — так по традиции называются межбуквенные расстояния в шрифте. Апроши необходимы, чтобы изображения (отпечатки) знаков не слипались при наборе между собой. В металлическом наборе они были фиксированными и представляли собой расстояния от края боковой стенки литеры до крайней боковой точки ее очка. Строго говоря, каждый апрош состоит из двух таких расстояний, или пробелов, двух соседних литер, поэтому правильнее называть эти величины для каждой литеры полуапрошами.

Слишком плотные, узкие апроши приводят к визуальному слипанию знаков, а слишком широкие и просторные — к тому, что каждая буква воспринимается по отдельности. Величина апрошей зависит от кегля применяемого шрифта. Чем мельче шрифт, тем относительно шире должны быть апроши.

Кроме технологических и физиологических факторов, величина апрошей зависит также от рисунка самого шрифта, от его начертания, графики и даже от языка, на котором набран текст. Скажем, величина апрошей в гротесках, в антиквах старого и нового стиля совершенно различна. В шрифтах более насыщенного рисунка (например, в жирных начертаниях) апроши в целом должны быть плотнее, чем в светлых шрифтах, узкие начертания тоже требуют более плотных апрошей. Это связано со средней величиной внутрибуквенного просвета в шрифте и с его ритмической структурой.

История шрифта

Еще на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружающей его действительности и свое отношение к ней. Вначале для этого служили различные предметы, связанные с тем или иным событием и напоминавшие о нем.

Позже стали употреблять различные условные знаки в виде раковин, камешков, узелков, зарубок, палочек и т.д. С течением времени система сочетаний этих знаков уточнялась и усложнялась, превратившись в так называемое предметное письмо (узелковое, из раковин и т.п.).

Узелковая письменность — один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом «кипу»и «вамнум» пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо «цзе — шен» известно в древнем Китае

У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное, или пиктографическое письмо. Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного предмета. Такие знаки-символы часто не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обозначались. Появились знаки, соответствующие отвлеченным понятиям. Такой вид письма называется образно-символическим или идеографическим. Наиболее ранним идеографическим письмом является клинопись, созданная в четвертом тысячелетии до нашей эры шумерами. Позже клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и т.д.

К образно-символическому письму относятся также китайские и японские иероглифы (от греческого слова hieroglyphoi — священная резьба), появление которых отмечается в третьем тысячелетии до нашей эры.

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо, которое представляет, как правило, знаки, начертание которых точно воспроизводит форму обозначаемого предмета. Постепенно форма иероглифов упрощалась и приобретала все большую условность. Таким образом появилось так называемое иератическое письмо. Наконец, самой упрощенной формой египетских иероглифов явилось демотическое письмо — гражданская скоропись, знаки которой лишь отдаленно напоминали обозначаемые ими предметы.

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому — фонетическому. Со временем иероглифы стали применяться для обозначения слогов, а потом и звуков. Для этого использовались иероглифы, начальные звуки которых совпадали с требуемым звуком. Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти таких букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлен не был.

В 1904-1906 гг. были открыты высеченные на скалах Синайского полуострова так называемые синайские надписи, относящиеся к XIII-XIV векам до нашей эры. Обитавшие на полуострове семитские племена переняли из египетского иероглифического письма целый ряд знаков и дали им наименования, взятые из своего языка. Эти изобразительные знаки были уже сильно стилизованы египтянами, а теперь их изменение пошло еще быстрее. Они стали употребляться, как обозначения звуков, т.е. первого согласного звука слова, обозначавшего изображенный этим знаком предмет. Был создан протоалфавит.

Финикияне, ведшие торговлю со многими странами, значительно улучшили древнесемитическую письменность, сделав ее исключительно фонетической.

Греки познакомились с семитической письменностью еще во втором тысячелетии до нашей эры. Они ввели обозначения гласных звуков, отсутствовавшие в финикийском алфавите, окончательно зафиксировали определенный порядок букв. Таким образом заслуга создания первого алфавита принадлежит греческой цивилизации. (X век до нашей эры)

Алфавит — совокупность букв, слоговых знаков, других графем какого-либо письма, расположенных в заданном порядке.

Графема — минимальная единица письменной речи, обозначающая фонему — единицу устной речи.

Несколько особняком стоит древнейший вид письменности у германцев — руническое письмо.

Семитское письмо было левосторонним, точно так же писали поначалу и греки. Затем левостороннее направление письма сравнительно быстро изменилось на правостороннее. Переходной формой явился так называемый бустрофедонический способ письма, где первая строка текста писалась справа налево, следующая — слева направо, причем и буквы были повернуты «лицом» то влево, то вправо. Но постепенно письмо стало полностью правосторонним, и вместе с тем сформировалось письмо греческих капиталов.

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой были созданы различные варианты латинского алфавита.

Латинский алфавит получил завершенность в римском маюскуле (шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв) лишь в I веке до н. э. Он состоял из 21 знака. Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря этому вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные жирными.

Приблизительно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну формуунициал. Раньше в колонке текста по ширине строки писалось приблизительно 12 букв (отсюда и происхождение слова «унициал», т.е. двенадцатая часть). Унициал отличается округлостью форм знаков. Эта особенность объясняется, в частности, тем, что для письма использовали тростниковую палочку — калам или кисть, что определило характер букв. Рустика и унициал были трудными в исполнении шрифтами и применялись в основном в рукописных книгах. Необходимы были шрифты для повседневной практики, и они стали писаться в виде римского курсива, (т.е. «бегущего», «косо лежащего») на восковых табличках.

Со временем из соединения унициального шрифта с курсивом возник полуунициал. Он имел начертания не на двух строчных линиях, как в унициале, а на четырех, из-за того, что у букв появились верхние и нижние выносные элементы. Эти выносные элементы знаменуют постепенный переход к строчным буквам.

Ко времени первого императора франков Карла Великого возник каролингский минускул (шрифт маленьких, т.е. строчных, букв). Старые рукописные книги того периода, написанные каролингским минускулом, содержат в себе все известные варианты письма. В таких книгах для выделения отдельных строк применялось капитальное и унициальное письмо. Позднее, возрожденный гуманистами, с небольшими усовершенствованиями, он лег в основу строчных шрифтов антиквы.

В XII-XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим. В письмо проникают надломленные линии; кривые принимают форму эллипса.

Особенностями готического письма являются темная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Узкое письмо позволяет уместить в параграфе больше текста и разделить страницу на две колонки, что приводило к вертикальности в строении страницы.

Раннегерманский шрифт — текстура. Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутрибуквенного просвета приблизительно равна толщине штриха.

В Италии и Франции развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротонда (итал. rotondo — круглый, округлый). В его буквах все еще есть закругления, они размашисты и стремительны. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и выделилось как промежуточная форма между готикой и гуманистической антиквой.

В эпоху Возрождения передовые и вольномыслящие люди — гуманисты выступали за признание ценности человека как личности, противостояли духовному господству церкви. Гуманисты находили и собирали уцелевшие рукописи древнегреческой и римской литературы, философии и истории. В большинстве случаев эти рукописи были написаны каролингским минускулом. Под влиянием заблуждения, что эти тексты явились античными подлинниками, хотя на самом деле они были переписаны в VIII — IX вв., гуманисты назвали шрифт рукописей littera antiqua — древняя буква, или антиква. В руки ученых и художников иногда попадали настоящие античные оригиналы, написанные капитальным письмом, и это становилось предметом пристального их изучения. Таким образом, под влиянием каролингского минускула сформировался минускул гуманистический, а затем и ренессанс-антиква.

Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение которого называется каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Начиная с XVIII века, одной из распространеннейших форм каллиграфии было английское письмо. Каллиграфическое письмо выглядит красивым тогда, когда оно имеет видимый наклон. Наклон английского письма — 54-56 градусов. Письмо может быть также прямым и с левосторонним наклоном. По этим каллиграфическим образцам созданы некоторые типографские шрифты.

Новое и новейшее время — видоизменение шрифтов в сторону упрощения и удобочитаемости.

Старославянский шрифт

В дохристианское время славянские племена пользовались своеобразным алфавитом, весьма напоминавшим скандинавские руны. После принятия христианства греческими монахами Константином (Кириллом) и Мефодием были разработаны алфавиты на основе греческого и византийского шрифтов — глаголица и кириллица.

В начертании кириллицы известны несколько исторических форм, изменяясь, они переходили одна в другую и существовали одновременно, это устав, полуустав, скоропись и вязь.

Традицию рукописной книги продолжила печатная, имеющая свою интересную историю. Эволюция русских алфавитов знала несколько существенных перемен, первая — замена глаголицы кириллицей, вторая — южнославянское влияние, третья — замена кириллицы гражданским шрифтом.

В начале XVIII в. реформу алфавита и шрифта провел Петр I. Гражданский шрифт вобрал в себя элементы антиквы и кириллической скорописи и использовался в делопроизводстве. В церковных книгах по-прежнему использовался полуустав. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу.

В конце XVIII в. появились шрифты классицистического типа (Бодони, Дидо), и, начиная с XIX века графика русских шрифтов развивалась параллельно с латинскими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: