Урок 23. Положение Русской Церкви в царствование Анны, Елизаветы и Екатерины II

Все правительства ХVIII века, как ни менялись их тенденции, неизменно ссылались на принципы Петровской реформы церкви и во имя ее вводили все свои изменения. В правление Анны, произошел спор о сменяемости членов синода (Феофан и сенат были за, члены синода против). В итоге вопрос остался без решения, но в его ходе стало ясно, что как и сенат синод подчиняется трем кабинет-министрам (верховникам), многие положения духовного регламента нарушались, особенно по кадровым вопросам: ранее синод имел власть предлагать на усмотрение императора двух кандидатов на архиерейство, теперь же синод должен был подавать список лиц, потом из Кабинета министров спускался указ о хиротонии во епископы; архимандритов по духовному регламенту синод назначал сам, теперь – кабинет. С изъятием из ведомства синода в 1738 г. Коллегии Экономии он лишился всяких своих сумм, стал голым, бюрократическим учреждением, которое могло содержаться только жалованьем из общей государственной казны. Положение, помимо материальной стороны, было несомненно унизительное. В течение Аннинского десятилетия в 1730-1740 гг. обер-прокурора в Синоде, как и в Сенате генерал-прокурора, не было, в виду их отмены.

Управление церковью зависело прямо от лиц диктаторов, именовавшихся тогда временщиками. Синод был полностью устранен от судебных дел он должен был только лишать по решению правительства монашеского звания. Все тяжести времени и многообразные жестокости в церковной среде, быте и повинностях духовенства приписывались Бирону, как гонителю православия (фактический муж Анны Иоанновны). Но непосредственно управлял церковными делами граф Остерман. Он был фанатическим приверженцем Петровской церковной реформы, которая имела много чуждого и острого для русского православного быта. И вот немец-протестант Остерман этого искренно не понимал и действовал с настойчивостью методически-жестокими мерами. Проводились они со ссылками на Петровские законы и указы. Сама императрица Анна была воспитана в духе традиционного культового благочестия и была по-своему набожна. Но верила в спасительность законов Петра и доверяла искусству немцев правителей.

При ней: 1) Закрывались монастыри и отбиралось в казну их имущество; 2) Вылавливались среди духовенства люди “праздные и для государства нужные”; 3) Сжимался штатный, узаконенный состав семейств и родственников духовенства, с принудительной рассылкой по различным школам и сдачей “излишков” в военную службу. Карались за неисправность не только духовные лица, но и архиерейские персоны. Наступила полоса заключений в тюрьмы духовенства и епископов. Это был методический государственный террор. А при терроре соблазнялись предавать друг друга и сами члены духовенства. Нормальная фискальная функция правительства превратилась в какую-то жестокую “продразверстку”. Феофан (Прокопович) должен быть поставлен рядом с Остерманом, как его помощник. Он связал свою судьбу с судьбой этого немецкого царствования, с тайной канцелярией и генералом Ушаковым и был вместе с ними “временщиком”. Параллельно с бироновщиной в церкви была феофановщина. Он выдвигал политические обвинения против своих противников. Например, киевский архиепископ Варлаам (Вонатович) не отслужил торжественный молебен по случаю восшествия на престол новой императрицы. За это он был лишен сана и сослан в монастырь монахом.

Особенно жестоко пострадал Тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский, давний противник Феофана. Во время царствования Петра II архиепископ Феофилакт издал сочинение против протестантизма, написанное Стефаном Яворским ("Камень веры"). В этом произведении есть следы католического влияния, но в целом это сильно написанная и достаточно ясная для народа книга. Издание "Камня веры" было представлено Феофаном как намерение внести раскол, политическую смуту в русское общество, и книгу запретили. Тем не менее сразу добиться осуждения Феофилакта не удалось. Со временем в Тайную канцелярию начали поступать различные доносы, и в 1735 г. были арестованы близкие к Феофилакту духовные лица, которые под пытками оклеветали тверского архиепископа во всевозможных политических грехах и неблагонадежности. Затем арестовывали и подвергли жестоким пыткам самого Феофилакта. Он находится в тюрьме три года, хотя от него так и не добились признания вины. Однако его лишили сана и отправили в монастырь, где он прожил несколько месяцев до воцарения Елизаветы Петровны. В конечном итоге его реабилитировали, вернули сан, но подорванное здоровье уже не позволило ему вернуться к церковной деятельности.

Елизавета Петровна обладала некоторым, с детства впитанным, благочестием, но благочестие это странным образом сочеталось с заимствованной у Запада (и присущей более всего французскому двору) любовью к развлечениям. Поэтому жизнь ее протекала непросто: с одной стороны, она стремилась устраивать балы и увеселения и даже не могла строго держать постов – посты, но на их облегчение запрашивала разрешения лично у константинопольского патриарха. Елизавета любила Богослужения, но вкус ее склонялся к западному влиянию: храм на польский образец и т.д. Поначалу она, не желая грубо нарушать заповеди Христовы, тайно обвенчалась со своим фаворитом графом Разумовским, но потом и здесь были существенные отступления. Вместе с тем она оказывала весомое покровительство Русской Церкви. Императрица делала денежные вклады в монастыри: при её участии был основан Смольный монастырь, восстановлены на казенные средства Валаамский и Коневский монастыри. В 1744 г. Троицкий монастырь получил статус Лавры. Однако в целом распространение монашества ограничивалось. Только в малороссии архиереи и настоятель Киевопечерского монастыря имели право совершать пострижение. При ней синодальный закон о запрещении торговли до окончания литургии был распространен и на все публичные увеселения. В 1743 году духовным лицам было запрещено заниматься торгом и отдавать деньги в рост, отношение правительства к суевериям стало терпимее.

С воцарения Елизаветы (1741-1761) сразу же началось возвращение из тюремных уз и ссылок неправедно осужденных страдальцев, выжившим в них архиереям возвратили сан. Для предотвращения беззаконных расправ права церковного суда были возвращены Синоду. Прекратились разборы. Прекратились попытки введения протестантизма. С упразднением кабинета министров возвышено было значение Святейшего Синода. Он переходил в непосредственное подчинение верховной власти и, наряду с Сенатом, вновь становился высшей административной инстанцией в государстве. Члены Синода подали доклад, в котором писали, что если государыне не угодно будет восстановить Патриаршество, то по крайней мере, необходимо восстановить должность Президента Синода, предлагалось также упразднить должность обер-прокурора и Коллегию экономии. Но Елизавета не согласилась пойти на эти изменения. Она допустила лишь подчинение Коллегии экономии Синоду (т.е. финансы церкви, были возвращены из ведения Сената в распоряжение самой церкви).

В царствование Елизаветы значительно увеличилось число епархий. При открытии Синода существовало 18 епархий, и к 1753 г. их было уже 30. В 28 из них насчитывалось до 18000 приходов. В 1742 г. бывшая Патриаршая область была разделена на Московскую и Петербургскую епархии. По указу Елизаветы на архиерейство стали поставляться не только малороссы, но и великороссы, которые вскоре составили половину епископата. Они были более лояльны к государственной власти, чем воспитанные в иной обстановке ученые киевские монахи, которые проявляли больше твердости и упрямства, меньше гибкости в отстаивании прав и привилегий Церкви.

До 1753 г. обер-прокурором Синода служил князь Я.П. Шаховской, ревнитель государственного интереса. Он постоянно вступал в распри с членами Синода, сталкиваясь с ними из-за мелочных финансовых вопросов. Обер-прокурор, блюдя интересы государственной казны, протестовал то против увеличения жалования синодальным архиереям, то против перерасхода средств, поступавших от монастырских вотчин. Но позиции обер-прокурора в ту эпоху были еще весьма шаткими. Члены Синода опирались на личные контакты с императрицей, на поддержку духовника Елизаветы и благоволившего к духовенству графа Разумовского. Этот ресурс часто удавалось с успехом использовать для противодействия обер-прокурору.

По его же инициативе в области епархиального управления в 1744 г. произошла важная перемена, вместо архиерейских приказов в великорусских епархиях по образцу южнорусских вводилась коллегиальная форма управления в виде консисторий. Была предпринята попытка создать церковную бюрократию. Епископ должен был передать часть своих полномочий церковным чиновникам. Князь Шаховской тщетно домогался, чтобы секретари консисторий были подчинены не правящему архиерею, а непосредственно обер-прокурору. Из этого видно, что общий замысел данной реформы имел своей целью ослабление власти архиереев в Церкви.

При императрице Екатерине II положение Церкви изменилось в худшую сторону. Её религиозность серьёзно отличалась от религиозность Елизаветы Петровны. Екатерина любила выставлять себя верной дочерью Церкви, защитницей Православия. На деле, однако, императрица по рождению лютеранка, с легкостью перешедшая в Православие, была человеком нерелигиозным. Она придерживалась деистических воззрений. Екатерина состояла в переписке с Вольтером, Дидро, Даламбером. Но их крайних взглядов не разделяла. В основе ее воззрений на отношения между Церковью и государством лежала острая неприязнь к католической доктрине “двух мечей”, ко всякому клерикализму, в котором она подозревала православное духовенство. Религиозный фанатизм, который она находила в любом проявлении религиозной ревности, пугал и отталкивал ее. Екатерина придерживалась принципов широкой веротерпимости, доходившей до полного безразличия.

В письмах Вольтеру она называет себя “главой греческой (т. е. русско-православной) церкви в смысле власти, церковная власть должна подчиняться ей безусловно”. Но свое уставное благочестие Екатерина практиковала с убеждением, что таков долг монарха пред верой народа. Она ходила из Москвы пешком на богомолье к Троице-Сергию, целовала руки духовенству. Её благочестие было благочестием просвещенного абсолютизма, по долгу службы.

Вначале её царствования иерархи подали ей ходатайство о возвращении им вотчин. Она передала решение вопроса Сенату и Синоду, где вокруг него развернулись жестокие прения. В Синоде между архиереями великороссами (за секуляризацию) и малороссами (против). Через две недели по воцарении Екатерины Сенат издал постановление о возвращении епархиальным домам, монастырям и церковным причтам принадлежавших им ранее земельных владений, которые три месяца назад были секуляризованы ее мужем Петром III. Но через три недели вышел манифест, в котором объявлялось намерение правительства заново рассмотреть вопрос о церковных вотчинах. 8 августа 1762 г. Екатерина уже подписала указ об учреждении Комиссии по этому делу, это стало техническим началом реформы. В Комиссию вошли президент Синода преосвященный Димитрий (Сеченов), возведенный в сан митрополита, архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий), епископ Переяславский Сильвестр, а также обер-прокурор князь А. Козловский. Эта комиссия подготовила Указ о церковных владениях, изданный 26 февраля 1764 года, которым проводилась последняя черта под многовековым спором о монастырских вотчинах. Указ окончательно упразднял церковное землевладение в России.

Часть средств, поступавших от секуляризованных имений (после ряда сокращений всего лишь 1/7), Коллегия экономии должна была выдавать на содержание епархиальных кафедр, монастырей и приходских причтов. Черное и белое духовенство было переведено на грошовое по цифрам “жалованье” из Государственного Казначейства. Остальное шло на государственные нужды. Епархии разделялись на три класса, и содержание их назначалось в зависимости от класса. Для монастырей вводились так называемые “штаты”. Большая часть обителей оказалась за рамками штатов, и как правило, такие монастыри упразднялись. Указ о секуляризации церковных владений явился страшным ударом по монастырям и монашеству. Изъятие церковных имений в казну проводилось под предлогом лучшего устроения церковных дел и государственной пользы. На деле же эта реформа с одной стороны не привела к разорению церковной жизни, а с другой не принесла большой выгоды государственной казне, ибо значительная часть секуляризованных имений роздана была фаворитам императрицы. Ревностные архиереи, монахи и клирики, благочестивые миряне с сердечной болью переживали страшное разорение монастырей. Но мало кто решился на открытое возражение. Резкий протест выразил митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). В самый разгар работы комиссии по церковным владениям, в 1763 г., в Неделю Православия, он велел в чине анафематизмов расширить клятву на отнимающих у Церкви “села и винограды”.

Один за другим стал он подавать протесты в Синод. Екатерина вознегодовала и возненавидела “мятежного” архиерея и велела его судить Синоду. Смело принявший секуляризацию Синод, фатально должен был осудить и убрать с места непримиримого оппозиционера. Конечно, епископская братия понимала в духе мрачного ХVІII века, что и государственная власть принудит непокорного к молчанию. Осуждение диктовалось необходимостью. В апреле 1763 года Синод приговорил его к лишению архиерейского сана и ссылке в монастырь. На процедуре снятия сана в Крестовой палате Синода в Кремле (в Кремль стеклось множество народа), Арсений пророчески предсказал смерть трем архиереям, снимавшим с него облачения. Он был сослан в один из монастырей Архангельской области. Впоследствии за «нераскаянность» Екатерина потребовала предать его новому суду. На этот раз страдальца лишили монашества и заточили в Ревельскую крепость. Этот пример парализовал иерархию и позволил правительству без всякого риска провести секуляризацию церковных земель в великорусских епархиях.

При Екатерине 80% монастырей было закрыто (не получили штатного расписания, содержания) доходов от вотчин они не имели, монастырю оставляли 6-9 десятин земли. При ней появились монастыри штатные и заштатные. В 1764 году спустя месяц вышло дополнительное распоряжение – и заштатные разделены на 3 класса. Заштатные могли существовать, но только на содержание доброхотов. В результате этой реформы осталось около 200 монастырей (было около тысячи). Суммы, выделяемые на содержание монастырей, были ничтожными: первоклассным – 2000 руб. в год, второклассным – 1300, третьеклассным – 800. Содержания едва хватало на пищу для братии. Строения ветшали, а настоятели из опасения, что монастырь будет закрыт, не сообщали в Синод. Им оставалось лишь сокращать число монашествующих. Уже в 1771 году в монастырях было 527 вакансий. Некоторые историки считают, что подобная реформа назрела уже давно. Она устранила наиболее важные причины способствующие обмирщению монастырской жизни так, что наконец можно уже было думать об основательной реформе внутренней монастырской жизни на чисто аскетических началах.

Правительство Екатерины стало относиться к Церкви с бесцеремонностью, которая заставляла вспомнить о временах бироновщины. Уже вначале царствования были сделаны попытки вновь осуществить протестантскую реформу. Обер-прокурором в Синод назначен был Мелиссино, который не скрывал своих деистских воззрений. В 1767 г. когда подавались всякого рода законодательные проекты в Комиссию по Новому уложению, Мелиссино представил на рассмотрение Синода проект, в котором, помимо введения неограниченной веротерпимости, предлагал ослабить и сократить посты, отменить вечерни и всенощные, а вместо них ввести краткие молитвы с поучениями народу, прекратить содержание монахов, епископов и белого духовенства из казны, епископам дозволить “с законными женами сожитие иметь”, отменить “поминовение усопших” и даже воспретить причастие младенцев в возрасте до 10 лет. Нелепость этого проекта потрясла членов Синода, и они попросту отказались принимать этот враждебный Православию документ на рассмотрение.

В 1768 г. его заменил П.П. Чебышев, невежественный солдафон в чине бригадира, который открыто щеголял атеизмом, и в присутствии членов Синода не удержался от употребления “гнилых слов”. Чебышев всячески препятствовал изданию апологетических сочинений, направленных против деизма и неверия. По подозрению духовенства в “фанатизме” из ведения Синода изъяты были все дела о нарушении благочиния, о богохульстве, о колдовстве и суевериях. Мнения членов Синода часто не принимались во внимание при решении важных для Церкви вопросов. Большим авторитетом зато пользовался духовник Екатерины протоиерей Иоанн Памфилов. По существу это был один из временщиков. Своё влияние он часто использовал для заступничества за белое духовенство против архиереев и монашествующих, которых сильно недолюбливал.

В царствование Екатерины и окончательно разрушилась прежняя монополия малороссийского монашества на занятие архиерейских кафедр. События церковной жизни убедили правительство в том, что малороссы проявляют больше упорства, меньше гибкости и уступчивости. Кроме этого с расцветом Московской Академии, с подъемом уровня образования семинариях отпала нужда в подборе ставленников на архиерейство исключительно из числа киевских “академиков”. За время царствования Екатерины и в связи с расширением пределов империи и приведением епархиального деления к соответствию с административным делением страны по губерниям число епархий Русской Церкви увеличилось до 36. Значительно выросло за эти годы и православное население России.

С началом Французской революции был принят ряд действенных мер против масонства, против всех вообще тайных обществ, против бесконтрольного ввоза книг из Франции. Но этим и ограничилось противодействие распространению антихристианского духа, более глубоких перемен не последовало. Екатерина разумно посчитала, что распространение атеистического мировоззрения может подорвать государственный порядок. Но вместе с тем, она не увидела в Русской Церкви своего стратегического союзника, поскольку в глубине души разделяла эти убеждения и стремилась сдержать их распространения потому, что боялась за свою власть.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Охарактеризуйте общее положение Церкви в правление Анны Иоанновны. Какие за этот период произошли изменения в церковном развитии, что было их причиной?

2. Назовите основные вопросы церковно-государственных отношений, которые были решены при Елизавете Петровне. В чем они состояли и как были решены.

3. Перечислите, с изложением сути, основные направления церковных реформ Екатерины II.

4. Опишите деятельность обер-прокуроров периода правления Екатерины II. Как в это время складывались отношения государства и епископата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: