Вопрос 3. Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – установленные уго­ловно-процессуальным законом правовые требования (правила), определяющие единообразный порядок производства предварительного расследования и которые должны соблюдаться при расследовании уголовных дел всеми органами дознания и предвари­тельно следствия, независимо от состава совершённого преступления и лица его совершившего.

Указанные правила в своей совокупности образуют систему общих ус­ловий производства предварительного расследования, перечень которых закреплён в гл. 21 УПК РФ:

1) подследственность (ст. 151-152 УПК РФ);

2) место производства предварительного расследования (ст. 152 УПК РФ);

3) соединение уголовных дел (ст. 153 УПК РФ);

4) выделе­ние уголовного дела (ст. 154 УПК РФ);

5) выделение в отдельное производство материалов уго­ловного дела (ст. 155 УПК РФ);

6) начало производства предварительного расследования (ст. 156 УПК РФ);

7) произ­водство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ);

8) окончание предварительного расследования (ст. 158 УПК РФ);

9) восстановление уголовных дел (ст. 1581 УПК РФ);

10) обязательность рассмотрения ходатайства (ст. 159 УПК РФ);

11) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспече­нию сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

12) недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ).

Эти требования обеспечивают единый процессуальный порядок расследования по всем уголовным делам. Общими условиями они названы, так как содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный порядок для всех органов, ведущих расследование. Будучи связанными между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов человека и гражданина.

Значение общих условий предварительного расследования состоит в том, что соблюдение данных условий создает предпосылки всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования, способствует реализации прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Рассмотрим подробней указанные общие условия предварительного расследования.

1. Подследственность.

Как уже упоминалось, предварительное расследование проводится следователем или дознавателем соответствующих органов (ведомств) в пределах их компетенции. Хотя следует отметить, что полномочиями по расследованию уголовных дел обладают и руководитель следственного органа (в соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК РФ), и начальник подразделения дознания (в соответствии ч. 2 ст. 401 УПК РФ). В связи с тем, что основная обязанность указанных должностных лиц – это осуществление процессуального контроля за деятельностью соответственно следователя и дознавателя, то ниже мы рассмотрим понятия именно следователя и дознавателя, как основных субъектов, осуществляющих расследование уголовных дел.

Следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст.5 УПК РФ).

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Исходя из указанного определения, дознаватель может рассматриваться в двух аспектах:

1) как собственно должностное лицо, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания;

2) как должностное лицо органа дознания, которое осуществляет предварительное расследование по письменному распоряжению начальника органа дознания (например, сотрудник службы криминальной милиции или милиции общественной безопасности).

Разграничение компетенций между следователем и дознавателем различных ведомств осуществляется в соответствии с правилами определения подследственности уголовных дел, закреплённых в ст. 151 УПК РФ.

Под подследственностью понимается совокупность закреплённых в уголовно-процессуальном законе юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование относится к компетенции следователя или дознавателя того или иного органа предварительного расследования.

В уголовно-процессуальном законе указаны признаки подследственности, исходя из которых различают следующие виды подследственности:

1) территориальная;

2) предметная (родовая);

3) персональная (личная);

4) альтерна­тивная;

5) по связи уголовных дел.

Рассмотрим эти виды подследственности подробнее.

Территориальная подследственность определяется местом совер­шения преступления. Согласно ст. 152 УПК РФ предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступ­ления. Если преступление начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуют по месту окончания преступления.

В случае расследования уголовного дела о преступлениях, совершён­ных разных местах, по решению вышестоящего руководителя следственного органа место производства расследова­ния определяется по месту совершения большинства преступлений или наи­более тяжкого из них.

Вместе с тем, в целях обеспечения быстроты, полноты и объективно­сти, предварительное расследование может проводиться по месту нахожде­ния обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ).

Предметная (родовая) подследственность определяется квалифика­цией (в зависимости от тяжести) совершённого преступления по соответствующей статье особенной части УК РФ. Этот вид подследс­твенности проводит разграничение между компетенцией: 1) органов дознания и следствия; 2) отдельных органов доз­нания; 3) отдельных органов предварительного следствия.

В зависимости от квалификации деяния ст. 151 УПК РФ определяет перечень пре­ступлений, которые расследуют:

- следователи: Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов федеральной службы, органов внутренних дел Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- дознаватели: органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы Российской Федерации, органов федеральной службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предметная подследственность органов дознания различных ведомств закреплена в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а также в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

В компетенцию следователей СК при Прокуратуре РФ входит расследование наи­более тяжких и опасных преступлений: убийство, изнасилование, преступления против конституционных прав и свобод чело­века и гражданина, преступления против государственной власти, преступ­ления против правосудия, против мира и безопасности. Полный перечень составов преступлений закреплён в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователи ФСБ расследуют уголовные дела о государственной измене, шпио­наже контрабанде, диверсии и другие государственные преступления, перечень данных составов преступлений закреплён в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователи ОВД, по сравнению с другими орга­нами предварительного расследования, расследуют наибольшее количество совершаемых преступлений, перечень данных составов преступлений закреплён в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ведут предварительное следствие по делам о пре­ступлениях против здоровья населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, перечень данных составов преступлений закреплён в п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Персональная (личная) подследственность определяется субъектом, совершившем преступление.

В соответствии с п/п «б,в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями СК при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, совершённых:

1) членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, депутатом законодательно­го (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутата, члена вы­борного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьями всех звеньев, а также присяжными или арбитражными заседателями в период осуществления ими правосудия; Председателем Счётной Палаты РФ, его заместителем и аудитором Счётной палаты РФ; Уполномоченным по правам человека в РФ; Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты РФ; прокурорами; Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ; руководителями следственных органов; следователями; адвока­тами; членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

2) совершённых в отноше­нии лиц, указанных в п. 1, в связи с их профессиональной деятельностью;

3) должностными лицами орга­нов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Россий­ской Федерации, Федеральной службы ох­раны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федера­ции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерст­ва юстиции Российской Федерации, органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможен­ных органов Российской Федерации, военнослужащими, и гражданами, про­ходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и орга­нов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совер­шённых в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) в отношении должностных лиц, указанных в п. 3, в связи с их служебной деятельностью.

Также, если выше указанные лица совершили такие преступления как государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), раз­глашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) и утрату документов, со­держащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ), то предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безо­пасности (ч. 4 ст. 151 УПК РФ).

Альтернативная подследственность предполагает возможность осуществления предварительного следствия следо­вателем того органа, который выявил эти преступления. Однако это возможно лишь по тем составам, которые перечислены в ч. 5 ст. 151 УПК РФ. Например, уголовное дело о бандитизме (ст. 209 УК РФ) могут расследовать следователи любого ведом­ства, в зависимости от того, кто выявил данное преступление.

Подследственность по связи уголовных дел означает, что ряд пре­ступлений, расследуются тем органом, к подследственности которого отно­сится преступление, в связи с которым было возбуждено данное уголовное дело. В соответствии с ч. 6 ст. 151 УПК РФ к таким преступления относятся: укрывательство (ст. 316 УК РФ); заведомо ложные показания (ст. 307 УК РФ); отказ от дачи показа­ний (ст. 308 УК РФ); разглашение сведений о мерах безопасности, приме­няемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 311 УК РФ) и другие. Дела по данным преступлениям расследует следователь того органа, который расследовал первоначальное преступление.

Кроме того, при соединении в одном производстве уголовных дел (например, когда лицом совершено два преступления), и при этом данные уголовные дела подследственны разным органам предварительного расследования, то подследственность (т.е. орган, который будет осуществлять расследование) определяется прокурором с соблюдением правил подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК РФ. Следует также отметить, что УПК РФ, в ч. 3 ст. 153, регламентирующей порядок соединения уголовных дел, определил, что при соединении уголовных дел, подследственных разным органам, прокурор должен руководствоваться и ст. 150 УПК РФ. Представляется, что это является более правильным, так как в ст. 150 УПК РФ закреплено, когда проводится дознание, а когда предварительное следствие и, следовательно, данная статья во взаимосвязи со ст. 151 УПК РФ фактически определяет государственные органы (ведомства), которые могут проводить расследование.

Также следует отметить, что при возникновении споров о подследственности их разрешает прокурор (ч. 8 ст. ст. 151 УПК РФ).

2. Место производства предварительного расследования.

Место производства предварительного расследования напрямую связано с территориальной подследственностью, так как производство по уголовным делам производится по месту совершения преступления или деяния, запрещённого уголовным законом. Данное правило означает, что следователи какого-либо горрайоргана расследуют уголовные дела, совершённые на территории, обслуживаемой данным органом. В данном случае имеет значение административно-территориальное деление и уровень органа расследования: следователи РОВД (ГОВД) на территории района (города), УВД (ГУВД, МВД) на территории субъекта Российской Федерации, МВД РФ на территории России. Это правило относится и к следователям других ведомств, за которыми в соответствии с их структурой также закреплена территория «обслуживания».

Однако, из этого общего правила есть исключение: для объективности и полноты расследования и соблюдения его сроков оно может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ).

В случае необходимости производство следственных или розыскных действий возможно в другом месте как самим следователем, в производстве которого находится уголовное дело, так и по его поручению следователем (дознавателем), иным сотрудником органа дознания, который обязан выполнить это поручение в срок не позднее 10 суток (ч. 1 ст.152 УПК РФ).

Законодателем установлены условия, определяющие место производства предварительного расследования:

1) если преступление начато в одном месте, а окончено в другом – то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК РФ);

2) в случае совершения нескольких преступлений в разных местах (например, группой лиц по предварительному сговору на территории нескольких районов города), то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело должно расследоваться по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого их них (ч. 3 ст. 152 УПК РФ);

3) если следователь или дознаватель установит, что уголовное дело ему не подследственно, то они обязаны выполнить неотложные следственные действия и передать уголовное дело соответственно руководителю следственного органа или прокурору для направ­ления его по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

3. Соединение уголовных дел.

Соединение уголовных дел – соответствующие про­цессуальные действия руководителя следственного органа или прокурора, направленные на соз­дание, в конечном счёте, оптимальных условий для производства предварительного расследования и судебного разбирательства.

Значение соединения уголовных дел заключается в следующем:

1) обеспечивается оптимальный объём следственного и судебного производства;

2) создаётся наиболее благоприятные условия для предварительного расследования уголовных дел и последующего судеб­ного разбирательства по ним.

Решение о соединении уголовных дел принимается руководителем следственного органа или прокурором (в зависимости от того, кто осуществляет расследование – следователь или дознаватель), при этом это их право, а не обязанность.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены дела:

1) в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) в отношении од­ного лица, совершившего несколько преступлений;

3) в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Также, в соответствии с ч. 2 ст. 153 УПК РФ, в одном производстве могут быть соединены и уголовные дела по не­раскрытым преступлениям, когда имеются достаточные основания полагать (например, наличие одних и тех следов преступления, один предмет посягательства, место совершения преступления и т.д.), что они совершены одним лицом или группой лиц.

При соединении уголовных дел срок предварительного расследования определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок расследования (т.е. со дня возбуждения данного уголовного дела). При этом срок производства по остальным делам по­глощается наиболее длительным и дополнительно не учитывается (ч. 4 ст. 153 УПК РФ).

Признав необходимым соединить дела в одно производство, следователь или дознаватель обращаются соответственно к руководителю следственного органа или прокурору, которые, согласившись с ними, выносят постановление о соединении уголовных дел. Следует также иметь в виду, что в случае соединения уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, решение о соединении принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности, за исключением случаев, когда предварительное расследование осуществляется в форме дознания – тогда решение принимает прокурор (ч. 3 ст. 153 УПК РФ).

4. Выделение уголовного дела.

Порядок выделения уголовного дела несколько отличается от порядка соединения уголовного дела. Отличие заключается в том, что решение о выделении следователь или дознаватель принимают самостоятельно, без какого-либо согласия руководителя следственного органа или прокурора соответственно.

Следует указать условия выделения уголовного дела (ч. 2 ст. 154 УПК РФ):

1) оно должно быть вызвано необходимостью: большой объём уголовного дела или множественностью его эпизодов;

2) выделение не повлияет на всесторонность, полноту и объек­тивность исследования и разрешения дела.

Помимо наличия условий должны иметься и основания выделения уголовного дела (ч. 1 ст. 1564 УПК РФ). Следователь или дознаватель при наличии вышеуказанных условий, вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство дру­гое уголовное дело в отношении:

1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершённых в соучастии, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершённых в соучастии, если подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершённых в соучастии, если место нахождения подозре­ваемого (обвиняемого) известно, однако реальная возможность его участия в
уголовном деле отсутствует;

4) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершённых в соучастии в случае тяжёлого временного заболевания данного подозреваемого или обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением;

5) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привле­ченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обви­няемыми;

6) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

7) подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство (данное основание включено Федеральным законом Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»)[9].

Следует отметить, что указанные в пунктах 1-4 основания для выделения уголовного дела закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 154 УПК РФ и в данном случае указанная норма является бланкетной, так как отсылает к ч. 1 ст. 208 УПК РФ, предусматривающей основания для приостановления предварительного следствия.

Признав необходимым выделить из уголовного дела в отдельное про­изводство другое уголовное дело следователь или дознаватель выносят об этом постановление, в котором должно содержаться ре­шение и о возбуждении уголовного дела, если оно выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица.

В выделенном уголовном деле должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессу­альных документов, имеющих значение для выделенного дела, которые допускаются в качестве доказательств по данному делу (ч. 4, 5 ст. 154 УПК РФ).

Исчисление срока предварительного расследования при выделении уголовного дела в отдельное производство осуществляется в следующем порядке (ч. 6 ст. 154 УПК РФ):

1) со дня вынесения постановления о возбуждении и выделении уго­ловного дела – когда выделяется дело по новому преступлению, со­вершённому обвиняемым по основному делу или иным лицом;

2) с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено при выделении дела в отношении соучастников преступления;

3) при выделении уголовного дела, ранее присоединённого к другому делу, – с момента возбуждения данного дела (при этом учитывается срок, в течение которого оно расследовалось по объединённому делу).

5. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.

Если в ходе предварительного расследования ста­новится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуе­мым преступлением, то следователь или дознаватель выносят постановление о вы­делении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уго­ловного дела. После этого указанные материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем – прокурору для принятия решения в соответ­ствии со ст.ст. 144 и 145 УПК РФ (т.е. для производства проверки и принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела).

Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу (ч. 2 ст. 155 УПК РФ).

6. Начало производства предварительного расследования.

Предварительное расследование начинается только после возбуждения уголовного дела, о чём следователь, дознаватель, орган дознания выносят соответствующее постановление, в котором, кроме того, указывается о принятии уголовного дела к производству (ч. 1 ст. 156 УПК РФ).

Если следователю, дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то они выносят отдельное постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК РФ).

7. Производство неотложных следственных действий.

В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Орган дознания возбудить уголовное дело при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного расследования обязательно, и провести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК РФ).

Действующая редакция Уголовно - процессуального закона не содержит конкретного и исчерпывающего перечня следственных действий, которые можно определить как «неотложные». Объём этих следственных действий определяется конкретными обстоятельствами совершённого преступления, т.е. это такие действия, которые не терпят отлагательства (например, осмотр места происшествия, допросы свидетелей, потерпевших, освидетельствование, обыск, выемка, направление постановления для производства экспертизы, задержание и допрос подозреваемого).

Неотложные следственные действия выполняются в срок не более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела органом дознания, после чего уголовное дело подлежит передаче руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ (ч. 3 ст. 157 УПК).

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания вправе проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Причина данного запрета очевидна и лежит на поверхности – в исключении субъективного подхода к расследованию уголовного дела. В том случае, если в ходе проведения неотложных следственных действий не удалось установить лицо, совершившее преступление, орган дознания после передачи такого дела следователю обязан принимать розыскные и оперативно - розыскные меры по установлению данного лица, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

8. Окончание предварительного расследования.

Окончание предварительного расследования – это самостоятельный завершающий этап досудебного производства, который состоит из ряда последовательных процессуальных действий, выполняемых лицом, в чьём производстве находится уголовное дело.

Порядок окончания предварительного расследо­вания различен и зависит от формы расследования.

Предварительное следствие оканчивается:

1) направлением уголовного дела с составленным обвинительным заключением прокурору с согласия руководителя следственного органа (гл. 30 УПК РФ);

2) прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ);

3) прекращением уголовного преследования с возбуждением пред судом ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия – только по делам небольшой или средней тяжести (ст. 427 УПК РФ);

4) направлением уголовного дела в суд для применения принуди­тельной меры медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ);

5) прекращением уголовного дела в случае, когда характер совершённого деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью дня него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).

Дознание оканчивается:

1) составлением обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела на­правляется прокурору (ст. 225 УПК РФ);

2) прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ).

Кроме того, до вынесения окончательного решения по уголовному делу (направлению в суд или прекращению) необходимо установить причины и условия, способствую­щие совершению преступления (эта обязанность закрелена в ч. 2 ст. 73 УПК РФ). Соответственно, в целях устранения выявленных причин и условий, способствующих совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа и следо­ватель на основании ч. 2 ст. 158 УПК РФ вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представле­ние о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совер­шению преступления или других нарушений закона. В постановлении излагаются обстоятельства дела; выявленные причины и условия, способствую­щие совершению преступления; меры, которые не­обходимо принять для устранения выявленных причин и условий. В пред­ставлении не должно содержаться предположений и выводов, не основанных на фактических обстоятельствах дела. Руководство организации или долж­ностное лицо, на имя которого отправлено представление, обязано в месяч­ный срок со дня получения представления, сообщить в орган расследования о принятых мерах. Ответ на представление приобщается к материалам уголовного дела. Следует сказать, что за неисполнение предписанных в представлении мер ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

9. Восстановление уголовных дел.

Восста­новление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению руководителя следственного органа, начальника органа дознания, а если утрата произошла в суде, то по решению суда, которое направляется для исполне­ния в орган предварительного расследования.

В ходе восстановле­ния утраченного уголовного дела используются сохранившиеся копии материалов уголовно­го дела (которые в том числе могут быть признаны доказательствами). Кроме того, в этом случае возможно производство следственных и иных процес­суальных действий.

В ходе восстановле­ния утраченного уголовного дела не исчисляются заново сроки предварительного расследования и содержания под стражей. Они продолжают течь, т.е. исчисляются в порядке, установ­ленном ст.ст. 109, 162, 223 УПК РФ. В связи с этим, если по уголовному делу ис­тёк предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

10. Обязательность рассмотрения ходатайств.

Следователь (дознаватель), в соответствии с ч. 1 ст. 159 УПК РФ, обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовное делу ходатайство. Следует отметить, что, хотя в указанной норме и нет упоминания о руководителе следственного органа и начальнике подразделения дознания, они также должны рассматривать все ходатайства, если они проводят предварительное расследование по уголовному делу, так как в данном случае они обладают всеми полномочиями соответственно следователя и дознавателя.

При этом в уголовно-процессуальном законе закреплено, что подозреваемому, обвиняемому, их защитнику, потерпевшему, граж­данскому истцу и гражданскому ответчику, их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении кото­рых они ходатайствуют, имеют значение для дела. Указанные лица имеют право ходатайствовать о проведении любых следственных действий. Реше­ние о том, имеют ли обстоятельства, об установлении которых ходатайству­ют лица, значение для дела, принимает лицо, осуществляющее расследова­ние.

При согласии с заявленным ходатайством, следователь (дознаватель) проводит указанные следственные действия или принимает соответствующее процессуальное решение. Следует отметить, что ч. 3 ст. 159 УПК РФ предусматривает, что постановление выносится в случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства; при этом, в ст. 122 УПК РФ закреплено, что постановление выносится и в случае удовлетворения ходатайства. Представляется, что не зависимо от того, какое решение принято по ходатайству, должно быть вынесено решение – в данном случае, постановление, которое должно доводиться до сведения лица. В противном случае, если ходатайство удовлетворено, а соответствующее решение не вынесено, то лицо, его заявившее, может и не знать о принятом решении (тем более, что данное решение может быть принято в течение трёх суток).

В случае полного или частич­ного отказа в удовлетворении ходатайства следователь, дознаватель выносит постановление: о полном отказе в удовлетворении ходатайства или о частичном отказе в удовлетворении ходатайства. Постановление должно быть мотивированным. Копия поста­новления направляется заявителю, который, при несогласии с принятым ре­шением вправе обжаловать его прокурору, руководителю следственного органа или в суд, в порядке, установлен­ном гл. 16 УПК РФ.

11. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспече­нию сохранности его имущества.

Принимая решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления, а также при избрании меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении подозреваемого или обвиняемого, следователь или дознаватель (а также руководитель следственного органа или начальник подразделения дознания в случае производства предварительного расследования) обя­заны выяснить, имеются ли у него несовершеннолетние дети, другие ижди­венцы, а также престарелые родители, которые нуждаются в постоянном уходе. При наличии указанных лиц, следователь, дознаватель должны при­нять меры по их передаче на попечение близких родственников, других лиц либо к помещению в соответствующие детские или социальные учреждения (ст. 160 УПК РФ).

К таким мерам необходимо отнести вызов родственников (не зависимо от степени родства) и разъяснение им необходимости выполнения указанных действий. В этом случае необходимо учитывать как мнение самого задержанного или заключённого под стражу, так и реальную возможность родственников осуществлять такое попечение. В случае передачи детей, иждивенцев или престарелых родителей в детские или социальные учреждения, следователь, дознаватель состав­ляют соответствующее постановление.

Одновременно с принятием вышеуказанных мер, следователь и дознаватель должны принять меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого и обвиняемого, задержанного или заключённого под стражу. В этом случае составляется протокол, в котором должно быть указано, ка­кое имущество, в каком состоянии, когда, от кого и кем было принято под сохранность. Копия протокола передаётся лицу, ответственному за сохран­ность имущества, а первый экземпляр приобщается к материалам уголовного дела.

Обо всех принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет письменно подозреваемого или обвиняемого.

12. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Предварительное расследование по уголовному делу должно проводиться в условиях, исключающих распространение его данных. Это связано с обеспечением охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроиз­водстве, устранения возможности неправомерного противодейст­вия расследованию путём запугивания, подкупа, расправы с по­терпевшими, свидетелями, другими участниками следственных действий, уничтожения документов, других доказательств.

Для предотвращения указанных негативных последствий следователь, дознаватель (а также руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания) при необходимости предупреждают участни­ков уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). При этом состав­ляется протокол и отбирается подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ в случае разглашения таких данных.

Следователь и дознаватель вправе предать гласности данные предварительного расследования при соблюдении двух условий:

1) если это не противоречит интересам предварительного расследования;

2) если разглашение не повлечёт нарушение прав и законных интере­сов участников уголовного судопроизводства.

Разглашение данных, полу­ченных в ходе предварительного расследования о частной жизни участников уголовного судопроизводства, допускается только с их согласия, которое должно быть оформлено в письменной форме.

Иные лица могут предать гласности данные предварительного расследования только с разрешения следовате­ля или дознавателя и только лишь в указанном ими объёме.

Неразглашение данных предварительного расследования – вынужденная мера, и применяться она должна так, чтобы под предлогом секретности не создавались условия для волокиты, принятия в ходе предварительного расследования незаконных и необоснованных решений, осуществления противоправных дей­ствий.

Помимо перечисленных общих условий предварительного расследования можно также выделить ещё ряд условий, которые можно отнести к условиям предварительного расследования – это так называемые общие условия предварительного следствия (они закреплены в гл. 22 УПК РФ), без указания которых условия предварительного расследования выглядят неполно, так как соблюдение условий предварительного следствия является залогом законности осуществления предварительного расследования в целом. Данные условия можно определить как дополнительные к общим условиям предварительного расследования. Следует также отметить, что, не смотря на то, что эти условия в уголовно-процессуальном законе закреплены в гл. 22 «Предварительное следствие», тем не менее, они также относятся и к дознанию (как форме предварительного расследования), так как в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание осуществляется с соблюдением требований гл. 22 УПК РФ.

В связи с этим представляется возможным отнести их к общим условиям предварительного расследования и рассмотреть в контексте данного вопроса.

13. Соблюдение сроков предварительного расследования.

В этом случае следует различать сроки предварительного следствия и сроки дознания.

Условие о сроках предварительного следствия закреплено в ст. 162 УПК РФ. Предварительное следствие должно быть за­вершено (закончено) в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела до дня направления его прокурору с обвинительным заклю­чением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер меди­цинского характера либо до дня вынесения постановления о пре­кращении производства по уголовному делу.

Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлён до трёх месяцев руководителем соответствующего следст­венного органа.

По уголовному делу о преступлениях, расследование которых представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерально­го органа исполнительной власти (при федеральном органе испол­нительной власти) и их заместителями.

В уголовно-процессуальном законе не закреплён срок, до которого может быть продлено предварительное следствие. Думается, что данный срок ограничен сроками давности привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 78 Уголовного кодекса Российской Федерации и составляет:

- два года после совершения преступления небольшой тяжести;

- шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

- десять лет после совершения тяжкого преступления;

- пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

При этом следует отметить, что течение указанных сроков приостанавливается при наличии основании, указанных в ст. 208 УПК РФ (например, если лицо скрывается от органов следствия). Однако следует учитывать, что к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК РФ) сроки давности вообще не применяются.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ срок для исполнения указа­ний прокурора, обжалования решения прокурора, а также срок дополнительного следствия для производства дополнительного расследования устанавлива­ется руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия произ­водится на общих основаниях в порядке, установленном ст. 162 УПК РФ.

Следует учитывать, что в срок предварительного расследования не включается время, когда производство по уголовному делу было приостановлено по осно­ваниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

При этом следователь обязан в письменном виде уведомить об­виняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представи­теля о продлении срока предварительного следствия.

В зависимости от вида дознания УПК РФ предусматривает следующие процессуальные сроки производства дознания:

а) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (гл. 32 УПК РФ) – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 223 УПК РФ). Этот срок может быть продлён прокурором на 30 суток, т.е. всего 60 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Кроме того, в необходимых случаях (в том числе и для производства судебной экспертизы) срок дознания может быть продлён прокурором района (города и приравненным к ним военному прокурору) до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). Но и этот срок не является предельным: в исключительных случаях (связанных с исполнением запроса о правовой помощи) срок дознания может быть продлён прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев;

б) по делам, по которым предварительное следствие обязательно – 10 суток, в течение которых орган дознания обязан провести неотложные следственные действия после чего направить уголовное дело соответствующему руководителю следственного органа (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

14. Производство предварительного следствия следственной группой.

По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу осуществляется единолично следователем или дознавателем.

Однако, в соответствии со ст. 163 УПК РФ в случае сложно­сти уголовного дела или большого его объёма производство предва­рительного следствия может быть поручено нескольким следовате­лям (т.е. следственной группе).

Решение о создании следственной группы и изменении её состава принимает руководитель следственного органа.

В случае принятия указанного выше решения руководитель следственного органа выносит соответствующее постановление (Постановление о производстве предварительного следствия следственной группой). Вандышев В.В. и Гельдибаев М.Х. при этом указывают, что решение о создании следственной группой может формулироваться и в постановлении о возбуждении уголовного дела[10]. На наш взгляд, в этом случае решение о возбуждении уголовного дела должно приниматься руководителем следственного органа, так как если уголовное дело возбуждает следователь, то у него нет полномочий на создание следственной группы, поэтому в такой ситуации руководитель следственного органа должен дополнительно выносить соответствующее постановление.

Постановление о создании следственной группы состоит из трёх частей:

- вводной (содержит место, дату вынесения постановления, должность, звание (классный чин), фамилию и инициалы руководителя следственного органа, который выносит данное постановление, а также номер уголовного дела, по которому принимается решение);

- описательно-мотивировочной (содержит обстоятельства уголовного дела и основания к расследованию следственной группой);

- резолютивной (в ней должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы, а также указываются должность, звание, фамилия, инициалы должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность – в случае их привлечения к работе в следственной группе).

Кроме того, в постановлении должна иметься отметка об ознакомлении с составом следственной группой подозреваемого (или обвиняемого), которому также разъясняется право на заявление отвода кого-либо из состава следственной группы в соответствии со ст.ст. 61 и 67 УПК РФ.

Состав следственной группы объявляется подозреваемому, об­виняемому. Также следует отметить, что в соответствии с определением Конституционного суда № 300-О от 11 июля 2006 года с постановлением о создании следственной группы вправе знакомиться и потерпевший.

Законом закреплены и полномочия руководителя следственной группы:

- принимает уголовное дело к своему производству;

- организует работу следствен­ной группы;

- руководит действиями других следователей;

- составляет промежуточные и итоговые документы предвари­тельного следствия: обвинительное заключение или постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление. Эти документы в рамках материалов уголовного дела направля­ются прокурору.

К прерогативе руководителя следственной группы уголовно-процессуальный закон отнёс принятие следующих решений:

1) о выделении уголовных дел в отдельное производство в по­рядке, установленном ст. 153-155 УПК РФ. В данном случае следует отметить, что указание в законе ст. 153 УПК РФ является не совсем корректным, так как решение о соединении уголовных дел принимает руководитель следственного органа, а не руководитель следственной группы;

2) о прекращении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования в части;

3) о приостановлении производства по уголовному делу и его во­зобновлении;

4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объёме предъявляемого ему обвинения; направлении обвиняемого в медицинский или психиатриче­ский стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исклю­чением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ;

5) о возбуждении перед руководителем следственного органа хода­тайства о продлении срока предварительного следствия;

6) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пре­сечения, а также о производстве следственных и иных процессуаль­ных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ в порядке, преду­смотренном законом.

Также руководитель следственной группы и её члены вправе участво­вать в следственных действиях, производимых другими следовате­лями, лично производить следственные действия и принимать ре­шения по уголовному делу в соответствии с требованиями уголов­но-процессуального закона.

15. Привлечение к участию специалиста, переводчика и понятых на стадии предварительном расследовании.

Предварительное расследование характеризуется широким кругом его участников со стороны обвинения и со стороны защиты.

При этом в Уголовно-процессуальном законе указаны и иные участники уголовного судопроизводства, которые не относятся ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты. В рамках же общих условий предварительного следствия зако­нодатель указал на участие лишь специалиста, пере­водчика и понятых.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь и дознаватель вправе при­влечь к участию в следственном действии специалиста, если есть необходимость его содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств и так далее. При этом, следователь (дознаватель) должен удостовериться в его личности, компетентности, выяснить отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъяснить его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ, а также порядок производства следственного действия.

В соответствии со ст. 169 УПК РФ следователь и дознаватель обязаны привлечь к участию в следственном действии переводчика, если кто-либо из участников уголовного судопроизводства не владеет или недостаточно владеет языком уголовного судопроизводства. При этом, следователь (дознаватель) должен удостовериться в его личности, компетентности, разъяснить его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ, а также порядок производства следственного действия.

Уголовно - процессуальный кодекс содержит случаи обязательного участия понятых (ч. 1 ст. 170 УПК РФ), а также предоставляет право следователю по собственной инициативе или по ходатайству участников уголовного судопроизводства привлечь к участию в следственном действии понятых. Это связано с тем, что в практической деятельности встречаются случаи, когда необходимо удостоверение факта производства следственного действия не заинтересованным в исходе уголовного дела лицом, то есть понятым. В случае участия понятых в следственном действии, следователь (дознаватель) разъясняет им цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: