Смысловая модель «Свидетельства»

Этапы создания речи (Риторический канон)

Классическая риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов

Инвенция

Лат. Inventio – «нахождение», «изобретение»; invenire quid dicere – «изобрести, что сказать». На этапе Инвенция отбирается материал для будущего сообщения.

фазы инвенции:

· фаза ориентации

· фаза выбора

· фаза погружения

В фазе ориентации говорящий работает над общим направлением сообщения, не углубляясь в частности. Не спешите сразу обращаться к книгам, журналам. Обратитесь к собственной памяти, из которой с помощью смысловых моделей (топов) можно извлечь весьма ценные мысли.

Смысловая модель «Род и вид».

Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) – ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему (индукция).

Пример. Роза – простое понятие, более общее по отношению к ней – цветок, еще более высокая ступень обобщения – растение.

Особым подразделением в топе «род и вид» назовем топ «разновидности». Разновидностями розы будут: простой дикий шиповник, махровая садовая роза, белая и красная...

Смысловая модель «Определение».

Определить предмет речи – значит назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода. Этот топ позволяет делать речь ясной и непротиворечивой. Используя эту смысловую модель, нужно помнить, что ваша речь не должна напоминать толковый словарь.

Пример. Аристотель определил человека как «двуногое без перьев». Ближайший род в этом определении – «двуногое»; «видовое отличие, отделяющее двуногого человека от двуногой же птицы, – «отсутствие перьев».

Смысловая модель «Целое – части».

Модель позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Этот топ отражает универсальный закон работы мысли: ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу.

Пример. Карандаш – одна из письменных принадлежностей (определение). В нем две части: деревянная палочка, а в нее вставляется графитовая сердцевина (части)

Смысловая модель «Свойства».

Под названием «свойства» назовем несколько очень близких смысловых моделей. Это признаки предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Чтобы правильно и успешно использовать топ «свойства», необходимо:

1) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качество объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата;

2) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.

Пример. Блестящий оратор и теоретик русской судебной риторики П. Сергеич пишет: «Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов, украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто вам лично присущее».

Смысловая модель «Сопоставление».

Если мы ищем сходство или различие предметов и явлений, мы обращаемся к модели «сравнение».

Пример. Юношество – весна человечества. «Юношество», «весна» –предметы сравнения; общее свойство – пробуждение к жизни, сила, красота.

Смысловая модель «Причина и следствие».

Мы обращаемся к этому топу, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок.

Пример. Анализ пословицы «Завтра, завтра, не сегодня – так ленивцы говорят».

1. Вопрос: Почему многие любят все откладывать?

2. Причины:

· недостаток чувства долга и любви к добру;

· легкомыслие, надежда на то, что все можно успеть сделать за один присест;

· изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей;

· жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего, что кажется неинтересным.

3. Следствия:

· многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено;

· кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда: «у всякого дня – своя забота»;

· отложенная работа выполняется всегда спешно кое-как;

· портится настроение;

· теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных.

Смысловая модель «Обстоятельства».

Где? когда? как? каким образом? – вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях.

Пример. Действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье.

Смысловая модель «Пример».

Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.

Смысловая модель «Свидетельства».

Свидетельства», или «обращение к авторитетам» – смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело.

Свидетельствами можно открывать речь, завершать ее, можно их использовать «на границе» структурных частей произведения.

Смысловая модель «Имя»

Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.

Пример. Владивосток – владей востоком.

Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно «поймать», «схватить» идеи для своей будущей речи. Этот процесс называется ориентацией в содержании будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.

В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:

· главное – второстепенное

· существенное – несущественное

· старое – новое

· известное – неизвестное

· общепринятое – оригинальное

· понятное – непонятное.

Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного происхождения: сейчас нужно проверить достаточность фоновых сведений и самостоятельных наблюдений, наличие противоречий.

Диспозиция

Диспозиция (лат. Dispositio) – «расположение» – inventa disponere – «расположить изобретенное».

Древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов – идей» осуществляется на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск – на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представляет собой «науку развития мысли».

Основные задачи диспозиции:

· установить структуру речи (членение речи на части);

· обеспечить внутреннюю связность между частями.

Структура речи
Часть речи Приёмы привлечения внимания
Вступление Функции: • Привлечь внимание слушателей («презентация темы»). • Настроить аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»). • Сгладить негативный настрой аудитории («снятие противоречия»). • Установить контакт с аудиторией. • Подготовить слушателей к восприятию выступления. • Обосновать постановку вопроса. • Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. Основные требования к вступлению. • Вступление разрабатывается, когда основная часть уже подготовлена. • Максимальная лаконичность. • Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь! • Перед началом выступления выдержите небольшую паузу. Это позволит Вам освоиться в пространстве, преодолеть волнение, аудитория настроится на слушание. • Обращение • Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы. • Апелляция к интересам аудитории. • Приём сопереживания. • Приём соучастия. • Изложение парадоксальной ситуации • Апелляция к событиям. • Апелляция к географическим или погодным условиям.  
Основная часть Функции: • Последовательно разъяснить выдвинутые положения. • Доказать их правильность (С приведением примеров!!!) • Подвести слушателей к необходимым выводам. • Апелляция к речи предыдущего оратора. • Апелляция к авторитетам или известным источникам. • Апелляция к личности оратора. • Юмористическое замечание. • Вопросы к аудитории. • Риторические вопросы. • Вопросно-ответные диады.
Заключение Функции: • Суммировать сказанное. • Повысить интерес к предмету речи. • Заставить аудиторию задуматься. • Наметить пути для дальнейшей разработки темы. • Подчеркнуть значение сказанного. • Поставить задачи. • Призвать к непосредственным действиям. Основные требования к заключению. • Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию. • Концовка выступления должна создать соответствующее настроение. • Заключение требует точности изложения. • Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. • Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует.  

Вступление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: