ПредварительнОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Две следующие лекции “Задачи и проблемы при исследованиях и разработках” и “Виды научных результатов” являются четырёхчасовыми. Для осознания того, как выявляются недостатки оформления диссертаций и авторефератов при формулировании научной задачи или проблемы и научных результатов диссертационного исследования, каждому из Вас следует найти диссертацию и какой-нибудь автореферат, в наибольшей степени соответствующие теме Вашей диссертационной работы, с целью последующего анализа.
Лекция 4 Задачи и проблемы
При исследованиях и разработках
1 Основные понятия, термины и определения
2 Методические рекомендации по формулированию целей и задач научных исследований и разработок
3 Типичные недостатки оформления цели и научной задачи диссертационного исследования
Введение
Вся наша сознательная жизнь протекает в многомерном пространстве постоянно решаемых задач и проблем.
Решаемые задачи (проблемы) могут быть из самых различных областей знаний и предметных областей. Проснувшись утром, мы решаем задачу принятия решения – встать немедленно или некоторое время понежиться. Мы вынуждены решать множество задач: каким именно транспортом добраться на работу, на работе мы решаем профессиональные задачи и т. д. Довольно часто то, что требуется решить, оказывается проблемой.
|
|
Задачи и проблемы могут решаться либо научными методами, либо без их использования. Умение решать задачи и проблемы без использования научных методов – это искусство.
Такова истина, что любое искусство за счёт развития науки постепенно вытесняется, и ввиду этого количество задач и проблем, решаемых научными методами, с течением времени возрастает. Однако, вытесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая в тех или иных предметных областях, искусство не исчезает в целом, так как постоянно находит в окружающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новые области приложения и тем самым открывает новые горизонты для разработки задач и проблем, решаемых научными методами.
Основные понятия, термины и определения
Рассматривая далее задачи и проблемы, решаемые в интересах развития науки и получения с использованием разработанных научных методов полезных для практики научно обоснованных результатов, вспомним общеизвестные утверждения:
"Наука начинается там, где начинают измерять" (выдающийся русский химик Менделеев),
"Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой" (известный политик и философ К.Маркс),
и в качестве исходных используем следующие известные определения.
|
|
Задача – то, что требует исполнения, разрешения [1].
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования [1].
Метод – совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [2].
Научный метод – разработанный в результате научной деятельности метод, опубликованный в научном издании.
Согласно Федеральному закону о науке и государственной научно-технической политике [3]:
“Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее – научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
…Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников … и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
…Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации ”.
… Научный и (или) научно-технический результат – продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе ”.
В наиболее общем случае:
исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности [2];
разработка – комплекс взаимообусловленных работ (исследовательских, опытно-конструкторских, экспериментальных и др.), осуществляемых профессиональными методами, включающий как сам процесс разработки, так и его результат, выраженный в конкретной форме.
Конкретные формы результатов исследований и разработок могут быть самыми различными – от чисто прагматических (практически полезные решения – технические, экономические, технологические или др. и их реализации) и вплоть до чисто теоретических (научные положения и выводы, модели, теории и т.п.).
Исследования и разработки диалектически взаимосвязаны – любое исследование включает разработку тех или иных его результатов, а любая разработка немыслима без исследования (в частности, в виде анализа) вариантов разрабатываемого.
Каждое исследование и каждая разработка соответствует некоторой цели.
Цель исследования (разработки) – основной результат, которого стремятся достигнуть.
Далее будет идти речь о целях научного исследования, вытекающих из целей развития науки в соответствующей области.
Если говорят, что цель развития науки – разработка методов, моделей и т.п. научно-методических построений, то не следует ли согласиться с тем, что в данном случае речь идёт о развитии науки в первую очередь ради науки?
|
|
Определение цели научного исследования с точки зрения развития науки ради науки (научной цели) является весьма важным и вполне справедливо в отношении целей теоретического исследования в области фундаментальной науки.
Примеры научных целей:
разработка метода (методики и т.п.) …;
обоснование рекомендаций …;
доказательство …
В области же прикладной науки цель её развития не может быть иной, кроме как отдача практике, а разработка методов, моделей и т.п. научно-методических построений превращается в средство достижения цели.
Определение цели научного исследования с точки зрения отдачи практике (прагматической цели) является (если это осуществимо) не менее (а может быть, и более) важным, чем определение “чисто” научной цели.
Примеры прагматических целей:
повышение точности (помехоустойчивости и т.п.)…;
сокращение экономических затрат…
Цель формулируется в отношении рассматриваемого объекта исследования (разработки).
Объект исследования – вполне определённая часть исследуемой предметной области (объект, процесс, явление и т.п.), на познание и преобразование которой направлено проводимое исследование.
Объект разработки – объект, для создания или развития которого осуществляется разработка.
Цель исследования (разработки) может достигаться разными путями (способами), при этом каждый путь достижения цели может быть пройден по-разному посредством решения той или иной общей задачи, соответствующей достигаемой цели, которое обычно сводится к решению того или иного множества частных задач.
Так, например, цель «Повышение оперативности управления изделием» может быть достигнута, по крайней мере, двумя путями – модернизацией имеющегося изделия либо созданием нового изделия, при этом различные варианты как модернизации изделия, так и его создания приводят к необходимости решения существенно различающихся задач технико-экономического обоснования, проектирования, экспериментальной проверки и т.п.
Путь достижения цели при документальном оформлении результатов исследования или разработки выражается:
|
|
– в предельно компактной форме – в названии общей задачи исследования (разработки), обычно переходящем в название документа, в котором излагаются описание процесса исследования (разработки) и его результатов;
– в более развёрнутом виде – в краткой формулировке задачи.
Кроме того, в ещё более развёрнутом виде цель чаще всего раскрывается в перечне (названиях) частных задач, определяющих основные вопросы, подлежащие исследованию (разработке).
Все проводимые с применением научных методов исследования (разработки) лежат в широком спектре – от выполняемых на самом высоком уровне, вызванном потребностями науки и практики (например, диссертация на соискание учёной степени, опытно-конструкторская разработка), до таких, которые имеют весьма ограниченное, например, учебно-воспитательное значение (курсовая задача или дипломный проект в вузе).
Следует особо отметить, что сложные задачиобычно решаются путём их декомпозиции на более простые частные задачи. Это обстоятельство вынуждает далее формулировать основные определения применительно к самому широкому кругу задач, решаемых с использованием научных методов.
Будем исходить из универсального понятия, приводимого в словаре русского языка [4]: задача – " то, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения ". В таком случае вполне естественными являются следующие определения.
Задача исследования (разработки) – это ЧТО ТРЕБУЕТСЯ и ЧТО ДАНО в отношении предмета исследования (разработки), при этом, по крайней мере, одно решение задачи известно (опубликовано).
Предмет исследования – та сторона объекта, которая является ключевой с точки зрения познания и преобразования объекта исследования.
Предмет разработки – та часть объекта, которая непосредственно разрабатывается.
Проблема исследования (разработки) – это что требуется и что дано в отношении предмета исследования (разработки), при этом решение проблемы, обеспечивающее получение того, что требуется, не известно (не опубликовано).
Проблема после нахождения хотя бы одного её решения, по определению, превращается в задачу.
При решении задач и проблем
что требуется излагается путём перечисления требуемых результатов – вычисляемых величин, доказываемых утверждений и др.
что дано характеризуется перечислением исходных данных, используемых при решении задачи (проблемы), а также (при наличии) учитываемых условий (в том числе допущений и ограничений).
Решение задачи (проблемы) – это тройка:
что требуется + что дано + способ решения.
Каждому решению задачи соответствует конкретный (один из известных) способ (или комбинация способов) решения.
Способ решения задачи (проблемы) – метод, методика или алгоритм, с помощью которого получается результат решения задачи (проблемы).
Последующие определения и пояснения даются для задачи, но полностью относятся и к проблеме, т.е. везде, где говорится «задача», следует понимать также «проблема».
По существу требуемых результатов задачи исследований и разработок, решаемые научными методами, разделяются на оценочные и оптимизационные, к которым сводятся все другие задачи (анализа, синтеза, обоснования, доказательства и пр.).
Оценочная задача – в которой для достижения цели требуется определение количественного и (или) качественного значения целевого показателя с использованием целевой функции.
Оптимизационная задача – в которой для достижения цели требуется оптимизация критериального показателя.
В данном случае понятие оптимизации (в том числе максимизации и минимизации) используется не в смысле поиска экстремума, а в научно-прикладном смысле.
Частным случаем оптимизации является нахождение экстремума – теоретического максимума или минимума.
Среди оптимизационных задач можно выделить:
– задачи максимизации (минимизации) значения целевой функции;
– задачи нахождения значения варьируемого показателя, обеспечивающего максимизацию (минимизацию) значения целевой функции.
Целевая функция – соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение соответствующего цели решения задачицелевого показателя, используемого решении оценочной задачи, либо значение критериального показателя, используемого при решении оптимизационной задачи.
Развитие науки на различных уровнях познания приводит к возникновению разных, в том числе производных, предметов и методов исследования.
Изучение предмета исследования окружающего мира, не являющегося методом или теорией – объекта исследования предметного уровня, – происходит на предметном (предметологическом) уровне познания и приводит к появлению метода (а в более общем случае – методов, методик и теорий) предметного уровня.
В свою очередь, изучение в качестве предмета исследования методов предметного уровня происходит на методологическом уровне познания и приводит к появлению методовметодологического уровня.
В дальнейшем на методологическом уровне познания происходит изучение в качестве предмета исследования методов методологического уровня, что приводит к появлению производных методов более высоких методологических уровней.
Соответственно уровню познания, предмет и цель исследования (разработки), способ решения научной задачи, а также рассматриваемая задача в целом, может быть предметного либо методологического уровня.
Задачи предметного уровня решаются предметными методами в отношении объектов (определяющих, что требуется и что дано), не являющихся методами.
Задачи методологического уровня решаются методологическими методами в отношении объектов, являющихся методами (как предметными, так и методологическими).
Все задачи, решаемые в процессе научной и научно-технической деятельности при выполнении исследований и разработок научными методами, можно разделить на научные и научно-технические.
Определения видов деятельности, которые в статье 2 «Закона о науке...» [3] сформулированы применительно к научным организациям, целесообразно привести к следующему виду, применимому к любым организациям, в которых решаются задачи и проблемы научными методами (наряду с исключением некоторых формулировок, целесообразные отличия формулировок подчёркнуты):
“Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) – деятельность, направленная на получение и применение новых научных знаний, в том числе:
научная деятельность в области фундаментальных научных исследований – теоретические (или) экспериментальные исследования, направленн ые на получение новых научных знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
научная деятельность в области прикладных научных исследований – теоретические (или) экспериментальные исследования, направленн ые преимущественно на получение новых научных знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение новых практических знаний и их применение для достижения практических целей ”.
Дополнительные определения:
Научные знания – совокупность полученных в процессе развития науки как системы знаний научных результатов, апробированных на практике, прошедших экспертизу специалистов, официально признанных и опубликованных.
Практические знания – совокупность знаний, получаемых в практике научно-технической деятельности.
Каждый из названных видов деятельности – научной и научно-технической – выполняется работником соответствующей профессии, решающим характерные для него задачи и проблемы и получающим специфические результаты.
Инженерно-технический работник решает научно-технические задачи известными методами.