Византийская цивилизация

Лекция 5. Цивилизации средневековья

План:

1. Византийская цивилизация

2. Арабскаяцивилизация

3. Западноевропейская цивилизация в период средневековья

Византийская цивилизация

Следующим после Древности этапом цивилизационного развития стало Средневековье. Византийская цивилизация представляла собой результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. История Византийской цивилизации началась в 395 г. с разделом римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской(римской), а себяромеями(римлянами). Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории, но в периоды своего могущества Византия включала территории Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, частьАрмении, Сирию,Палестину, Египет, островаКрити Кипр,Херсонесв Крыму, Лазику наКавказе, некоторые области Аравии.

По экономическому потенциалу области, входящие в состав Византии, были неоднородны. Фракияи Египет являлись житницами империи, в Малой Азии было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Население приморских районов Византии, долин рек и равнин специализировалось на выращивании зерновых культур, оливковых и других плодовых деревьев, винограда. По уровню развития ремесла Византия опережала западноевропейский цивилизованный мир. Большое распространение получил горнорудный промысел. Крупнейшими городами Византии, помимо Константинополя, былиАлександрия(в Египте),Антиохия(в Сирии), Эдеса (вМесопотамии),Тир,Бейрут(в Финикии), Эфес, Симрна, Никея (в Малой Азии),Фессалоники,Коринф(на Балканах).

Население Византии было весьма пестрым в этническом отношении: греки, были также сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты (в Египте), римляне. До VII в. преобладал латинский язык, но со временем государственным языком стал греческий.

Выделяются три этапа развития Византийской цивилизации. Ранний период (IV - первая половина VII вв.), когда формируется византийская государственность и христианство превращается в главенствующую религию. Средний период (вторая половина VII - XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве.Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

Император Юстиниан(482-565 гг., вступил на престол в 527 г.) предпринял попытку восстановить Римскую империю в ее прежних границах. При нем в состав Византии вошли Северная Африка, Италия,Сицилия, часть Испании. Был предпринят также ряд мер по укреплению Византийской государственности, в частности кодифицировано римское право (КодексЮстиниана). Развернулось масштабное строительство – храм Св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе.

С VII в. серьезным врагом Византии становятся арабы,которые завоевали Сирию и Палестину. В IX веке начинается длительная борьба Византии с болгарами. В X-XI вв. походы на Константинополь неоднократно предпринимали князья Киевской Руси. В конце XI в. пришедшие из Приаралья турки-сельджуки вытесняют Византию из Малой Азии. 13 апреля 1204 г. крестоносцы, участники 4-го крестового похода взяли штурмом, разграбили и сожгли Константинополь. Византия распалась на несколько частейЛатинскую, Никейскую, Трапезундскуюимперии и Эпирское царство. Вскоре империя была восстановлена, но это было раздробленное феодальноегосударствосо слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия попала в зависимость от итальянских городов-республикВенециииГенуи. В 1453 г. турки-османы взяли Константинополь. Константин Палеолог последний византийский император погиб в бою, а Константинополь стал столицей Османской империи и получил названиеИстамбул.

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общиннымземледелием,развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государствос развитым римским правом.

В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальнаясобственность, однако византийскийфеодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономностьфеодальныхпоместий. Но в то же времяфеодализмв Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

Во главе Византийской империи стоял император-автократор(самодержец), именуемый по-греческивасилевс (царь). Василевсобладал почти неограниченной властью. В его подчинении был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленныхсудебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал каксовещательный орган при императоре. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственникгосударствакак на Востоке. Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер.

Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями - различными недогматическими толкованиями христианских истин. Наиболее распространенными были ереси ариан,несториан,монофизитов,павликиан,богомилов. Теологическиерасхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции.

Под сильным влиянием Античности развивалась византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, в которой доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации было сочетание христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

Византийская цивилизация оказала значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.

Арабскаяцивилизация

С VII в. вдоль берегов Средиземного моря стала распространяться новая религия ислам, которая стала одной из мировых религий и легла в основу формирования Арабской цивилизации. Эту цивилизацию создали арабы, населявшие Аравийский полуостров. Они принадлежали к группе семитскихнародов. Большинствоарабовк началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Арабыв большинстве своем былиязычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племенсуществовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так,племякурейшитов, к которому принадлежал и пророкМухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в священном черном камне, в храме Кааба.

Торговые отношения арабовс соседними странами способствовали проникновению в Аравиюхристианства и иудаизма. Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистическойрелигии.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получилханифизм - духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Первый символ веры приверженцев ислама - шахада (свидетельство), свидетельствует веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммада. Мухаммедпосвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило сутьислама, ставшего основой Арабской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Священной книгой приверженцев исламамусульман(от муслим - преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскомупреданию, был передан Аллахом людям через пророкаМухаммеда. Уже после смертиМухаммедаКоран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланникаМухаммеда.Мусульманедолжны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая - шахада. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяцмусульманскоголунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользумусульманскойобщинызаката (одной сороковой доли доходов). Пятая обязанностьхадж, паломничество вМекку, священный городмусульман.

В 622 г. Мухаммедс группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб. Там он основалмусульманскуюобщину. Город переименовали в честьМухаммедавМедину(город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления помусульманскомукалендарю.Мухаммедсумел объединить немалоарабскихплемени в 630 г. торжественно въехал вМекку.Меккастала религиозным центроммусульманскогомира. С рождением и утверждением ислама стала складыватьсяарабскаяцивилизация.

VII в. стал веком образования арабскогогосударства, получившего названиеАрабскийхалифат. После смертиМухаммедав 632 г. его преемникомхалифом(заместитель Пророка) был избран Абу Бекр, старый друг и сподвижник Мухамеда. Халифсоединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. Через два года, после кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижникМухаммедаОмар, который правил 10 лет. Третьимхалифомстал Осман из богатогомекканскогородаОмейя. Он правил с 644 по 656 гг. Династия Омейядов правилахалифатомVII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифахарабыначали завоевательные войны. В течение одного столетия образовалсяАрабскийхалифат, земли которогопростирались от Атлантического океана до Памира иГиндукуша, от Приаралья до Сахары. Это былогосударство, находившееся одновременно на трех континентах Азии, Африке и Европе. Местное население на завоеванных землях быстро исламизировалось.

Однако, уже во второй половине VIII в. начинается ослабление и распад халифата. Этому способствовали различный уровень экономического развития стран, входящих вхалифат, сепаратистские устремления их правителей, борьба различных политических группировок за власть, народные восстания.

Арабскийхалифат, столицей которого первые сто лет былДамаск, а затемБагдад, представлял собой централизованноегосударствос единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в рукаххалифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на армию и полицию.

Верховным собственником большинства земель в халифатесчиталосьгосударство. Обрабатывали землю крестьяне, выплачивающие поземельную подать. Богатые города со своей системой торговли и ремесла также находились под строгим контролемгосударства. Согласно ценностным ориентациям кочевого и полукочевого общества труд ремесленника считался позорным и ремеслами традиционно занимались зиммии (иудеи и христиане).

К арабскойкультуре в узком смысле слова обычно относят культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложиласьарабскаянародность(Ирак, Сирия,Палестина, Египет, страны Магриба). Эта культурасинтезировала достижения не только собственно арабской, но древневавилонской, персидской, среднеазиатской культур, а также наследие античности. Расцвет арабскойкультуры приходится на VIII-XI века. Они достигли значительных успехов в художественной литературе. Между X-XV вв. сложился популярный сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Главными центрами образования у арабовсталимусульманскиесредние и высшие школымедресе(от араб. дараса изучать), которые готовили служителей культа, учителей, государственных чиновников. Арабскаянаука развивалась под сильным влиянием античности, но в то же время она была непосредственно связана с практическими потребностями хозяйственного развития и государственного управления огромной страны.

Весь мусульманскиймир до сегодняшнего дня пользуется созданным в VII в. лунным календарем, где исходной датой считается 16 июля 622 г. дата переселенияМухаммедаизМеккивМедину. Значительны достиженияарабовв сфере медицины. Среди архитектурных сооружений того времени наиболее совершенными былимечетии дворцовые здания. Они украшалисьарабесками тончайшими орнаментами, растительными и геометрическими, с включением стилизованных надписей. Важнейшее искусство мусульманкаллиграфия, т.е. искусство красиво писать.

Арабская цивилизация способствовала синтезу западной и восточной культур. Ее уникальность заключалась и в том, что в отличие от предшествующих мировых империй, основанных на военном завоевании, появляется империя, поддерживаемая единой религией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: