Вопрос 16. Сущность научных методов и их роль в практике социальной работы

Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.

1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, с ущность ко­торого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рас­сматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толкова­нии фактов, предвзятость и односторонность.

Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социаль­ного предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции. Следует сказать, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека по сути всегда технологична. Аристотель довольно близ­ко подошел к осознанию того, что и политическая, и повсед­невная деятельность людей технологична по своей природе.

2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить:

— метод научной абстракции состоит в отвлечении в про­цессе познания от внешних явлений, сторон и выделении глубинной сущности процесса;

— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследу­емое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;

— метод индукции и дедукции. С помощью индукции обеспечивается переход от изучения единич­ных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к-относительно частным;

единство общего и особенного в теории и практике соци­альной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;

— исторический метод. Историческое исследование не толь­ко выявляет социальные закономерности возникновения, ста­новления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;

— метод восхождения от простого к сложному. В социальном развитии про­стые отношения не исчезают, они становятся элементами слож­ной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых аспектах научного позна­ния, концентрируют их и получают более емкие, но конкрет­ные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышле­ния от абстрактного к конкретному;

— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычисли­ тельной техники в социальных исследованиях. В свою оче­редь, для этого необходимо методологическое определение ме­ста и роли математики в теории и технологии социальной работы. Одна из особенностей современной науки — ее усиленная математизация;

— генетический метод направлен на исследование преем­ственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;

— конкретно-социологический метод выясняет и показы­вает социальные связи, их эффективность, общественное мне­ние, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

— методы формализации — составление данных о процессах­ социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;

— метод аналогии — оценка конкретной социальной ситу­ации, итогов работы исходя из опыта оценки других организа­ций, субъектов и т.д.;

— системно-структурный или структурно-функциональ­ный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социально­го развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы — это специфи­ческие способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной систе­ме знаний. Эти методы после соответствующей трансформации использу­ются в решении проблем социальной работы.


ВОПРОС 17. Классификация социальных методов.

Всю совокупность методов используемых в социальной работе можно классифицировать на две большие группы: теоретические и практические. Последнюю в свою очередь, можно разделить на профессиональные и этические методы.

К теоретическим методам социальной работыследует отнести общенаучные методы (сравнение, анализ, идеализацию, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукцию, дедукцию и т. д.), которые используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий.

Практические методы социальной работы - это совокупность специфических технологий, процедур и способов деятельности, посредством которых осуществляется социальная работа. К практическим методам социальной работы можно отнести биографический (метод личных документов), посредством которого на основе исследования личных документов (автобиографий, дневников, мемуаров) изучаются субъективные стороны общественной жизни. Интервью - это метод сбора информации, заключающийся в том, что специально подготовленный интервьюер в непосредственном контакте с респондентом задает ему вопросы по предварительно составленной программе.

Существуют и другие классификации методов в социальной работе: По направлениям и формам социальной работы методы социальной работы делятся на организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экологические и т.д. По объектам социальной работы методы бывают индивидуальные, групповые и общинные, а по субъектам социальной работы – методы применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, огранном управления социальной работы. Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы.

1. Всеобщий, или философский метод (метод материалистической диалектики, диалектика как метод научного исследования).

2. Общенаучные методы (метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса; метод анализа и синтеза; метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным; единство общего и особенного в теории и практике социальной работы.

Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик; исторический метод;

метод восхождения от простого к сложному; единство качественного и количественного анализа; генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы; конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;

методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.;

метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.;

системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем.


ВОПРОС 18.Организационно-распорядительные методы. Сущность управления в социальной работе.

Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности.

Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты.

В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие) решение задач социальных служб.

Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач.

Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.

Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.

Основными организационно-распорядительным методами являются:

- регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.

Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).

Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).

Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленно на защиту его гражданских прав и свобод



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: