Основные этапы становления экономической мысли. Развитие экономической мысли мусульманских народов

Целью данной темы является представление студентам современной экономической мысли как результата длительного процесса развития.

Вопросы:

1. Основные этапы становления и развития экономической науки.

2. Направления современной экономической мысли.

3. Становление и развитие экономической мысли мусульманских народов.

1. Основные этапы становления и развития экономической науки

Первые экономические мысли, зафиксированные в письменных источниках, которые мы имеем возможность изучить, возникли в древнем мире: философы Древнего Египта, Китая, Индии, Греции, Рима пытаются решить отдельные вопросы: как стать богатым, как обменять товары, что такое деньги и т.д. До нас не дошли труды ученых древнего мира, которые позволили бы утверждать, что в тот период экономика существовала как целостная наука в современном понимании.

В древнеиндийских «Законах Ману» (IV - III в. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.) различается умственный и физический труд; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов.

Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Он образован из двух слов: «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - учение, закон. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-345 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легли в основу современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения: идея о полезности как основе ценности благ, оценка стоимости продукта также и трудом, рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

Несколько столетий европейская хозяйственная жизнь протекала под влиянием христианских воззрений. В соответствие с ними всяческое устремление к богатству воспринималось как недостойное, ведущее к деградации человека. И лишь с ослаблением влияния христианских догматов на жизнь европейских народов в эпоху Возрождения, у них вновь появилась возможность достижения экономического прогресса. В этой связи идеи эпохи Возрождения воспринимались как идеи восстановления нормальной экономической жизни общества после периода «Темных веков».

Экономическая наука в Европе вновь получила развитие в ХVI- XVIII веках, в период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков, географических открытий европейцев, развития мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В этот период создания национальных централизованных европейских государств сложилась первая значительная школа в мировой экономической науке - меркантилизм.

Меркантилисты видели источник происхождения в сфере обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддержании активного торгового баланса, проведении политики протекционизма. Наиболее известные меркантилисты - Томас Ман (1571-1641 гг.) и Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.).

Наиболее известный представитель школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis - природа, kratos - власть) – французский экономист Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В центре теоретической системы физиократов находится сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. В своих работах они предприняли попытку анализа общественного производства с позиций установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729-1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Центральная идея - идея либерализма в экономике, т.е. минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы А.Смит назвал «невидимой рукой рынка». А.Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к достижению прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономический человек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам А.Смита, упорядоченность в экономических отношениях.

А.Смит утверждал, что для подъема государства с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.

Давид Рикардо (1772-1823 гг.) - другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Д.Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Он признавал закон стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости - труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал вывод: прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Д.Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) - английский экономист, философ, общественный деятель. Его главная работа «Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии», была написана в 1848г. Дж.С. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Он считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов, обосновал принципы рационального налогообложения, заложил основы буржуазного реформизма.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Главный его труд – «Капитал», первый том которого был издан в 1867 г.

Главное внимание К.Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.

Влияние воззрений Гегеля, Дильтея способствовало неприятию немецкими экономистами представлений классиков, которые казались им оторванными от жизни. Подобные представления объединили ученых, образовавших историческую школу. Ее основоположниками являются Вильгельм Рошер (1817-1894), Бруно Гильдебранд (1812-1878), Карл Книсс (1821-1898). Они считали, что необходимо исследовать то, как возникли и развивались конкретные исторические институты. Исследование должно строится на анализе обширного эмпирического материала. По мнению В.Рошера политическая экономия – это наука «о том, что придумали народы, чего они хотят, к чему стремились и чего достигли каждый в своем хозяйстве; наконец, почему они стремились и почему именно этого достигли». Б.Гильдебранд считал, что главное – выявить аспект экономического роста, который должен стать главной проблемой политической экономии. К.Книсс полагал, что общих законов не существует, в них нет никакого смысла и поэтому критиковал классиков, которые утверждали, что общие экономические законы существуют.

Крупным представителем исторической школы был Макс Вебер (1864-1920). М.Вебер доказывал, что религиозные концепции – определяющий фактор экономического поведения и, следовательно, одна из причин экономического роста. Основной вклад М.Вебера в теорию происхождения капитализма заключается в его работе «Протестантская этика и дух капитализма». Капитализм по его мнению определяется наличием предприятий, цель которых – получение максимальной прибыли, а средство – рациональная организация труда и производства. Сочетание рациональной дисциплины и стремления к прибыли является индивидуальной чертой западного капитализма.

В начале работы он дает статистический анализ, чтобы подтвердить, что в тех регионах Германии, где совместно проживают различные религиозные группы, представители протестантов (точнее – кальвинисты) обладают непропорционально большим процентом богатства и занимают экономически наиболее выгодные позиции. По его мнению, протестанты, не зная, будут ли они спасены, психологически ищут в этом мире признаки своего будущего спасения – признаки избранности. И в качестве такого признака у них выступает временный хозяйственный успех. Человека подталкивает к работе желание преодолеть тревогу за спасение своей души. В качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в своем спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии.

Протестантская логика предписывает верующему остерегаться благ мира сего, следовать аскетическому поведению. Но рационально трудиться ради получения прибыли и не расходовать ее – это как раз такое поведение, которое обеспечивает капиталистическое накопление, реинвестирование неиспользованной прибыли. Т.е. происходит слияние некоторых требований теологической логики протестантов с определенными императивами капиталистической логики.

Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века. Маржинализм (от английского marginal, «предельный») - теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних (предельных) величин и состояний.

Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801-1877 гг.). В 40-е годы XIX века он опубликовал «Исследования математических принципов теории богатства», где обозначил основные положения маржинального анализа.

Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными: основоположник австрийской школы Карл Менгер (1840-1921 гг.,), Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.), Евгений Бем-Баверк (1851-1914 г.г.).

Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую науку было использование принципиально нового - субъективного - подхода к определению стоимости, суть которого - определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта.

Современная экономическая наука в западных странах преимущественно называется «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). Его главный труд – «Принципы экономикс» (1890г.). Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) - сторонник «регулируемого капитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Дж.М.Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Дж.М. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Дж.М.Кейнса - принцип эффективного спроса.

2. Основные направления современной экономической мысли.

Можно выделить следующие основные направления современной экономической теории:

- кейнсианство (неокейнсианство);

- институционально - социологическое (институционализм);

- неоклассический синтез;

- монетаризм;

- неолиберализм.

Кейнсианство - направление в современной экономической науке, представители которого развивают принципы теории Дж.М.Кейнса. По их мнению, рыночный механизм не является идеальным регулятором, а экономические колебания, кризисы являются неотъемлемой чертой рыночного хозяйства, свидетельством его несовершенства.

Джоан Робинсон (1903-1983) - английский экономист, последовательница Дж.М.Кейнса, автор теории несовершенной конкуренции. Показала, что реально имеет место несовершенство конкуренции, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конкуренции, получают большие прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к застойным явлениям в экономике, порождает спад производства и безработицу.

Институционально-социологическое направление (институционализм). Представители: Торстейн Веблен (1857-1929) – основоположник данного направления, Уэсли Митчелл (1874-1948) - специалист в области промышленных циклов, Джон Гэлбрейт (1909-2006).

Принципы институционализма:

1) экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь, - правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления оказывают не меньшее влияние на экономику, чем рыночный механизм.

2) рынок не является нейтральным (справедливым) механизмом распределения ресурсов. Рынок и государство совместно способствуют обогащению крупных корпораций, монополистов.

3) в современных экономических системах диктату предпринимателей необходимо противопоставлять организованные действия профсоюзов и государственных органов

По Т.Веблену, экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Предметом политэкономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и пр. склонности. Он считал, что институты, или «принятая в настоящее время система общественной жизни», определяют непосредственные цели, подчиняющие себе поведение людей.

Известность Т.Веблену принесла его работа «Теория праздного класса» (1899) с ярко выраженной социальной направленностью. Т.Веблен различал индустрию и бизнес. Под индустрией он понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т.п.). В индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества, а бизнес персонифицирован в праздном классе, не несущем блага хозяйству и обществу. Жажда бизнесменов к наживе толкает их на беспринципные поступки: недобросовестную конкуренцию, ограничение выпуска товаров. Т.Веблен был идеологом радикально настроенной интеллигенции.

Согласно взглядам институционалистов, историческая эволюция – это последовательная смена стадий: аграрной, индустриальной, постиндустриальной, информационной. В основе эволюции - изменения в производительных силах. По мнению сторонников институционализма, научно-технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к прогрессу общества. Наиболее ярко это прослеживается в трудах Дж. Гэлбрейта, предложившего теорию конвергенции.

Неоинституционализм или новая институциональная экономика представлены в трудах таких исследователей, как:

- Рональд Коуз (р. 1910, Великобритания, США). Его основные достижения связаны с развитием экономической теории прав собственности, проблем трансакционных издержек, то есть издержек рыночного обмена, обоснованием природы фирм;

- Джеймс Бьюкенен (р. 1919, США) - известный американский экономист и политолог, один из основателей теории общественного выбора. Предмет этой теории - роль демократического государства в экономике, а конкретнее - государственные финансы, объем и структура которых, по мнению Бьюкенена, определяются не рациональным выбором, а взаимодействием различных общественных групп, выявляемым с помощью голосования. В 1986 году Бьюкенен стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за «исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений».

Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009) - представители направления неоклассического синтеза.

Суть их взглядов - в том, что, в зависимости от состояния экономики, предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные инструменты. По их мнению, рыночная экономика во многом саморегулируема, но государственное вмешательство необходимо.

Основные достижения школы неоклассического синтеза состоят в том что были проведены:

- исследования по проблемам экономического роста;

- теории общего экономического равновесия;

- теории и практики современного налогообложения.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем за денежной массой. Милтон Фридмен (1912-2006) – глава новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейгановской экономической политики и для экономической стабилизации в Чили в период правления Пиночета. Монетаристская концепция в нашей стране используется в денежно-кредитном регулировании экономики.

Экономический либерализм, или неолиберализм – теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода. Основные представители - американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881-1973), Фридрих фон Хайек (1899-1992). По мнению Мизеса, социалистическая экономика не может функционировать на длительных временных интервалах, так как у нее нет внутренних механизмов развития. «Регулируемая экономика социализма - царство произвола составителей планов». Централизованно устанавливаемые цены не отражают спроса и предложения, перестают служить указателем, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие.

В своей работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывает, что отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, рабству. Социалистические идеи регулируемой экономики губительны по своей природе. Ф. Хайек отстаивает принцип максимальной свободы человека. Со стороны государства не должно быть никакого вмешательства, принуждения. Государство не обязано заниматься ни социальным страхованием, ни просвещением, ни ставками квартплаты. Максимум, что можно допустить - это сохранение пособий по безработице и пенсий по старости.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Л. Эрхард (1897-1977) создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике в послевоенной Германии. При непосредственном участии Л. Эрхарда был осуществлен переход от централизованной к регулируемой рыночной экономике в этой стране.

Основные положения теории Л. Эрхарда: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесия в экономике. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность развития. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех». Л. Эрхард не был чистым «неолибералом»: он широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма.

3. Развитие экономической мысли мусульманских народов.

Важность экономической составляющей нашей жизни может быть понята уже из набора имен Аллаха: Он - Создающий блага и Наделяющий ими Свои создания (ар-Раззаак); Ниспосылающий щедрый удел (аль-Басит); Щедрый (аль-Карим) - Тот, у Кого не уменьшаются блага; Дарующий (аль-Вахаб) - Тот, у кого блага в изобилии. Совершенно очевидным и естественным является то, что люди должны распоряжаться благами только так, как желает того Тот, кто даровал их. Поэтому в экономических отношениях, так же, как и во всей своей жизни в целом, мусульмане должны строго придерживаться ниспосланного руководства от Аллаха. Только так можно добиться успеха в этой жизни и в жизни будущей.

Хотелось бы отметить, что экономические отношения рассматриваются в Шариате достаточно подробно и широко, что указывает на их значимость в жизни мусульман. Так, например, в книге «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» великого исламского учёного древних времён ибн Хаджара аль-`Аскаляни (773-852 г.х.) систематизировано около полутора тысячи хадисов по основным вопросам религии – около двухсот из них посвящены торговым отношениям. Посланник Аллаха (с.г.в.) уделял большое внимание регулированию экономических отношений мусульманской общины, и его сподвижники, последователи поступали также. Уже во времена, когда халифатом правил Умар ибн аль-Хаттаб, в исламском государстве было создано Казначейство (Байт уль-Маль аль-Муслимин), при котором по примеру соседней Византии была учреждена Счётная Палата. Она вела отчётность используемых средств. Управляющим Казначейства был сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абдуллах бин Аркам. Так же при Умаре, да будет доволен им Аллах, в исламском государстве появилась своя валюта.

Несмотря на то, что такого понятия как “экономическая теория” в то время не существовало, развитие экономической мысли шло быстрыми темпами: изначально - в форме комментариев и толкований аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, касающихся экономических отношений, а уже во втором веке хиджры стали появляться труды, рассматривающие экономические отношения аналитически.

Одним из первых таких произведений была книга «Китаб аль-Харадж» величайшего учёного Абу-Юсуфа (113-182 г.х), которая была составлена как послание халифу Харуну ар-Рашиду и посвящена вопросам государственного регулирования экономики и налогообложения. В последующее время многие исламские учёные уделяли большое внимание вопросам экономики в своих трудах.

Современные исследователи исламской экономики считают, что ее основные положения были окончательно сформулированы в трудах таких ученых-энциклопедистов, как Аль-Фараби Абу Наср (870–950), Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058–1111), Ибн Хальдун Абдурахман Абу Зейд ал-Магриби (1332—1406) и др. Указанные авторы не создавали работ, посвященных исключительно экономическим вопросам. Их работы носили междисциплинарный характер, экономические проблемы рассматривались в контексте других проблем: отношений правителя и подданных, мусульман и немусульман, исполнения верующими религиозных обязанностей и др.

Аль-Фараби Абу Наср (870–950), считается одним из основоположников мусульманской политико-правовой и экономической мысли. Его труды («Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля», «О классификации наук» и т.д.) оказали влияние на мировоззрение Ибн Сины, Низами, Ибн-Хальдуна. Сам аль-Фараби был знаком с трудами таких античных ученых, как Платон и Аристотель и создал ряд произведений, посвященных изучению их идей: «Философия Платона», «Философия Аристотеля», «О сущности «Законов» Платона». Помимо учений о логике и философии мыслителя занимала платоновская модель идеального государства и проблема собственности в нем.

Аль-Фараби оценивал экономические явления с позиции нравственности, соглашаясь с Платоном в том, что законное – то же самое, что и справедливое. Собственность по аль-Фараби – это одно из благ, составляющих свободу. Он проводит границу между собственностью как средством достижения более высоких ценностей и собственностью как самоцелью жизни.

Аль-Фараби различает накопительство и приобретение имущества, не считая последнее дурным поступком. Ссылаясь на Платона, он отмечал, что в приобретении имущества нет особой опасности, но его нельзя откладывать про запас, т.к. это не ведет к более счастливой жизни, а ведет лишь к усилению имущественного расслоения.

В труде «О сущности «Законов» Платона» аль-Фараби рассуждает о собственности в идеальном городе. Он указывает, что самым главным в деле устроения города является правильное распределение имущества. Аль-Фараби имеет собственное представление о наборе потребностей, которые член общества должен удовлетворять. По его мнению, каждый житель должен иметь собственный дом.

Аль-Фараби различал похвальные и непохвальные способы приобретения имущества. Непохвальными аль-Фараби, например, считал воровство, которое является нарушением справедливости. Ученый считал: «Если имущество приобретается похвальным способом, то это является более достойным делом, чем пребывание в бедности».

Из положения о свободе и равенстве людей ученый делает вывод о неприкосновенности их имущества. Он считает, что если не наказываются те, кто приобретает имущество, беря его у других, то жителей города покидают порядочность и добрая слава.

Выдающийся мусульманский богослов, философ и правовед Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ал-Газали ат-Туси (1058–1111) считал поклонением Аллаху соблюдение норм Ислама в экономической жизни (при условии, что подобная экономическая деятельность приносит пользу людям). Это он обосновывал тем, что если мусульмане не будут обращать внимания на экономику, то это приведет к экономическим и социальным проблемам в исламском обществе.

Он также как и большинство мусульманских правоведов считал, основываясь на известном хадисе, что гораздо большую пользу Исламу принесет не тот, кто целые дни проводит в молитве и, ничего не делая, материально зависит от других людей, а тот, кто активно участвует в экономической деятельности, тем самым принося пользу обществу и религии: «Все создания зависят от Аллаха, и больше всех Аллах любит того, кто более всего полезен его созданиям».

В самом известном труде ученого «Воскрешение наук о вере» («Ихйа улум ад-дин») приводятся два взгляда на бедность. С одной стороны, человек должен стремиться к бедности, поскольку она приближает человека к совершенству. С другой стороны, бедность описывается как несчастье, посланное людям свыше.

Аллах предусмотрел все существующие на Земле блага для того, чтобы человек ими пользовался. Однако человек не должен превращать имеющиеся в его распоряжении активы в сокровище, поскольку это будет противоречить целям, начертанным Аллахом. Иными словами, средства должны использоваться так, как предписал Аллах, а пустое накопительство или, хуже того, ростовщические операции являются нарушением установленных Всевышним правил.

Анализируя функции денег, аль-Газали писал следующее: «Но (золото и серебро) – всего лишь металлы и не имеют ценности сами по себе. Люди желают иметь их, поскольку с их помощью можно приобрести все товары в мире». Выполняя функцию меры стоимости, деньги, по мнению ученого, выступают в роли судей, определяющих цену любой вещи. Аль-Газали также уподоблял золото и серебро зеркалу: «… зеркало само по себе не имеет ценности, но его ценность заключается в том, что оно отражает любые вещи».

В другой работе аль-Газали, «Эликсир счастья» («Кимийа-йи са‘адат»), подробно рассматриваются вопросы, связанные с закятом, в контексте роли государственных финансов в мусульманской общине. Наряду с экономическими и правовыми аспектами сбора и распределения данного налога, он уделяет внимание и этическим аспектам. Аль-Газали не отрицает возможность введения правителем новых, не предусмотренных шариатом налогов, если того требуют интересы верующих и государства.

Ибн Хальдун Абдурахман Абу Зейд ал-Магриби (1332—1406), арабский ученый, историк и философ. Основной труд Ибн‑Хальдуна, составивший ему славу,– «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» (в другом варианте перевода названия – «Книга назиданий»). Пятый раздел «Большой истории» Ибн-Хальдуна посвящен вопросам собственности.

Ибн-Хальдун считал, что людям свойственно постоянное стремление к приобретению имущества. Способность иметь право собственности заложена в человека изначально (при создании людей Аллахом), а осуществление его есть удостоверение естественных потребностей. Этапы развития общества, а также различия в обычаях и учреждениях народов Ибн-Хальдун связывал с состоянием отношений собственности. Он пишет: «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию».

Человек не может существовать один, поскольку он, во-первых, существо политическое и нуждается в объединении, а во-вторых, не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. Эти факторы заставляют людей объединять усилия, в результате чего производимой продукции оказывается в избытке. Так появляется частная собственность (мульк), с которой Ибн-Хальдун связывал появление государства. Утверждение частной собственности, по его мнению, есть необходимый этап в развитии цивилизации. В четвертом разделе «Большой истории» в главе под названием «О том, что различия между странами и городами по количеству потребляемого их жителями и оживленности рынков зависит от различия в освоении мира людьми» Ибн-Хальдун дает экономическую характеристику праву собственности. По его мнению, основанием приобретения права на любое имущество является труд. Труд при непосредственном производстве продукции и плодов влечет обращение вещи в собственность того, кто ее создал – это прямой результат труда. При возникновении права собственности из сделки подоплекой его также является труд, поскольку «без него накопленное имущество не возникает и нельзя будет им воспользоваться».

Ибн-Хальдун предупреждал, что при дальнейшем «освоении мира» увеличиваются запросы государства, и тогда умножаются доли налогов на имущество подданных. Он считал справедливым установление закята – добровольного пожертвования имущества – и хараджа – сбора с частновладельческих земель, если он взимается в разумных размерах, границу которых нельзя преступать. Государство, которое не уважает права своих граждан, постигнет гибель.

Насильственное изъятие собственности возможно только согласно принятому закону, который должен быть выражением справедливости. «Несправедливость заключается в изъятии имущества или собственности (мульк) из рук собственника без всякой причины или компенсации»,– считал Ибн-Хальдун. Люди в отношениях между собой также должны исходить из уважения к праву собственника, «…ибо всякий, кто присвоил себе собственность кого-либо, или силой отнял плоды его труда, или потребовал незаконно от него что-либо, или навязал ему нечто, о чем не говорится в законе, тот нанес тому человеку несправедливость».

Ибн-Хальдун отводил собственности ключевое место в общественных отношениях; именно развитие собственности, по его мнению, толкает вперед цивилизацию и обуславливает появление качественно новых форм человеческого общества.

В период с окончательного оформления исламских экономических взглядов в работах средневековых авторов до середины ХХ века значительная часть территорий с преимущественно мусульманским населением была колонизирована европейцами. Экономическое развитие мусульманских стран затормозилось и пошло вспять. Деградировала и экономическая мысль.

В ряде стран возрождение экономики и экономической мысли связано с поиском путей выхода из колониальной зависимости. В других странах экономическое возрождение связано с поисками путей избежания впадания в экономическую зависимость. Поиск этих путей осуществлялся в отдельных странах самостоятельно, без ознакомления с достижениями экономической мысли других стран. Кратко раскроем особенности развития экономики Ирана, Ливии, Малайзии и экономической мысли этих стран.

Ярким примером попыток преодоления колониальной зависимости является экономическая история Малайзии последней трети ХХ века. Еще в 1969 году Малайзия была, главным образом, аграрной страной. Сфера деловой активности была невелика: добыча олова, возделывание каучуковых деревьев, импорт, оптовая и розничная торговля товарами первой необходимости и некоторыми предметами роскоши. Промышленность в стране практически отсутствовала, сфера услуг находилась в зачаточном состоянии. Коренные малайцы не обладали коммерческими навыками, не умели обращаться с деньгами. Образовательный уровень малайцев был чрезвычайно низок, число выпускников университетов было невелико, а квалифицированных специалистов - и того меньше. В 1970 году, из общего числа квалифицированных специалистов малайцы составляли только 4,9%. Несмотря на то, что малайцы составляли 56% населения, их доля в национальном богатстве страны, составляла 2,4%.

Малайцы были, в основном, фермерами, владельцами мелких каучуковых плантаций, и едва сводили концы с концами, не играя какой-либо роли в деловой жизни страны. Наибольшая доля национального богатства находилась в руках иностранцев, в основном, в руках бывших колониальных господ - англичан. Тем не менее, доминирование китайцев в сфере бизнеса становилось все более заметным: им принадлежала вся розничная торговля, транспортные фирмы и компании, занимавшиеся распространением и доставкой товаров. Китайские компании находились в собственности китайских семей, в них работали, практически, только китайцы.

При этом по численности коренное население, т.е. малайцы и родственные им народы, говорящих на языках малайско-полинезийской семьи составляли 55% населения, китайцы – 34%, индусы 10%. Китайцы и индусы попали в Малайзию, главным образом, в период колониального господства англичан. Вражда между китайцами и малайцами поддерживалась целенаправленно, т.к. британское колониальное правительство, проводившее политику «разделяй и властвуй», держало эти народы обособленно друг от друга.

В 1971 г. началась реализация новой экономической политики – НЭПа. Ни коммунизм, ни социализм, ни капитализм никогда не привлекали правительство Малайзии, а потому ни Советский Союз, ни послевоенная Великобритания не рассматривались в качестве подходящих моделей переустройства общества с целью ликвидации нищеты и расовой дискриминации в сфере экономики. Поэтому правительству Малайзии пришлось сформулировать свою собственную политику. За эти годы было сформировано малайское деловое сообщество, огромное число малайцев получили образование как в Малайзии, так и за рубежом, бурно росла экономика, была создана современная инфраструктура, страна стала передовой в плане использования наукоемких технологий во многих сферах деятельности.

Эти достижения связаны во многом с деятельностью премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада (род. 1925). Он проводил активную политику позитивной этнической дискриминации, позволившей значительно увеличить роль малайцев во всех сферах жизни страны, в первую очередь, – в экономике. При нем в Малайзии были успешно осуществлены Новая экономическая политика (New Economic Policy) (1971-1990) и Национальная политика развития (National Development Policy) (1991-2000). Средние темпы экономического роста на протяжении 20 лет НЭПа составили почти 7%. Свои экономические взгляды он изложил в изданной в 1998 году работе «Путь вперед» (Dr Mahathir bin Mohamad. The Way Forward. Wiedenfeld & Nicolson, London, UK, 1998), где раскрыл этапы этого сложного и противоречивого пути. В настоящее время с его участием, но уже не в качестве премьер-министра, успешно реализуется стратегия превращения Малайзии в современное, высокотехнологичное государство к 2020 году.

Термин «тоухидная экономика» стал активно употребляться после публикации одноименной книги первого президента Ирана Аболхасана Банисадра, изданной за рубежом всего за несколько недель до начала Исламской революции 1978-1979гг. Работа А.Банисадра получила известность в Иране и стала рассматриваться наряду с работой Хомейни «Исламское правление» («Хокумат е эслами») в качестве основ построения нового государства. Сегодня в иранской экономике хотя и действуют законы, утверждающие исламские принципы (к примеру, закон «О банковских операциях без риба»), но об исламизации экономики уже не упоминается даже на декларативном уровне. По мнению Р.Беккина, в «тоухидной экономике» довольно четко прослеживается влияние утопических социалистов, прежде всего, Прудона, с чьими трудами А.Банисадр, долгое время живший и получивший образование на Западе, был знаком.

Российский исламовед В.П. Цуканов выделяет следующие признаки тоухидной модели:

1. Основная проблема с точки зрения «тоухидной экономики» – неправомерное распределение богатства. Главный акцент в тоухидной модели, как и в исламской экономике в целом, сделан не на производство, а на распределение, обмен и потребление. Эксплуатация выступает не как следствие безвозмездного присвоения, а как результат неправильного использования прибавочного продукта и прибавочной стоимости;

2. Отрицание взаимосвязи между ростом частной собственности и товарно-денежным характером производства;

3. Автаркия как средство освобождения от экономической и политической зависимости от других стран.

Одна из характерных черт «тоухидной экономики» - стремление к экономической обособленности от внешнего мира. В соответствии с этой теорией новым руководством страны была поставлена задача – добиться сокращения объема внешней торговли и изменения ее структуры, прежде всего за счет отказа от импорта предметов роскоши и потребительских товаров, не вписывающихся в «исламскую модель потребления». Параллельно имелось в виду значительно снизить экспорт нефти. Идеи А.Банисадра в силу ряда объективных и субъективных причин оказались не пригодными в качестве теоретической базы для исламских экономических реформ.

Определенное место в развитии экономической мысли мусульманских народов играет творчество М.Каддафи. Он изложил свои политические и экономические взгляды в работе «Зеленая книга». Экономическим воззрениям посвящена вторая часть работы, опубликованная в 1978 году под названием «Решение экономической проблемы (Социализм). Экономический аспект Третьей Всемирной Теории».

В данной работе проявляется свойственное мусульманским народам отрицательное, в целом, отношение к капиталистическому обществу и западной цивилизации. Высказывания М.Каддафи по ряду позиций можно определить как социалистические. Он отмечает подчиненное положение наемного работника, несправедливость всей системы распределительных отношений в условиях капитализма, недостаточный объем средств, поступающих наемному работнику в виде заработной платы для удовлетворения его самых необходимых потребностей, для обеспечения нормального воспроизводства работника. Решение данных проблем он видит в замене отношений наемного труда и капитала (рабских по своей сути, по его мнению) отношениями партнерства. Это, по нашему мнению, роднит его взгляды с традиционно мусульманскими. М. Каддафи выступает против коммерческого найма жилья и найма домашней прислуги.

В «Зеленой книге» М.Каддафи проявились элементы неприятия капитализма, как с позиции социализма, так и с позиции традиционных воззрений мусульманского населения Ливии. В работе автор использует понятие «новое социалистическое общество». В противовес ему автор безосновательно утверждает, что наемный труд не способен решить проблему роста производства и его совершенствования, и что производство характеризуется хроническим спадом, потому что основано на труде наемных работников. Т.е. данный текст отражает представление о капиталистических странах, бытовавшие среди отдельных категорий населения в колониальной стране, в полной мере переживающей этапы циклических спадов в экономике и не пользующейся преимуществами циклических подъемов в экономике. Антиколониальный акцент теории нового социалистического общества сделал ее достаточно востребованным продуктом творчества М.Каддафи.

В целом, труды М.Мохамада, А.Банисадра, М.Каддафи являются работами руководителей стран, освобождающихся от колониальной зависимости западных капиталистических государств, отражают неприятие колониальной системы, содержат попытки создать теоретические основы более справедливых экономических отношений. Данные теории создавали предпосылки к регулированию внешнеэкономической деятельности, преобразованию структуры внешней торговли, ограничению влияния транснациональных корпораций на внутренние экономические процессы.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте основные экономические проблемы, исследованные в наиболее ранних письменных источниках.

2. Охарактеризуйте понятие богатства в представлении различных экономических школ.

3. Какие проблемы исследовались экономистами в доиндустриальный период?

4. Какие проблемы ставились экономистами в период промышленного переворота?

5. Раскройте взгляды классической школы политической экономии на проблему богатства.

6. Раскройте позицию институционалистов по проблеме экономического развития.

7. Что подразумевается под понятием институт в институциональной теории?

8. Назовите основоположников исторической школы, что связывает эту школу с институциональной теорией?

Темы рефератов.

1. Взгляды представителей различных экономических школ на богатство и деньги.

2. Взгляды представителей исламского мира на проблемы распределения и заработную плату.

3. Взгляды представителей исламского мира на экономический рост.

4. Взгляды представителей различных экономических доктрин на человека.

5. Вклад российских экономистов в исследование экономики мусульманских стран.

6. Развитие экономической науки у татар в дореволюционный период.

Тесты.

1. Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

 меркантилизм;

£ физиократизм;

£ фетишизм;

£ маржинализм.

2. Маржиналисты изучали:

£ национальную, экономику

£ отдельные отрасли

£ международную, экономику

 экономику отдельной фирмы

 поведение индивида в условиях рынка

3. Был ли Адам Смит основоположником классической политической экономии в Англии?

£ Да

 Нет

4. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

£ Бем-Баверк Е.

£ Визер Ф.

 Вальрас Р.

£ Фишер И.

 Маршалл А.

5. На неприемлемости поведения «экономического человека» для изучения социально-экономических процессов настаивали:

£ неолибералы

£ маржиналисты

 представители исторической школы

 институционалисты

£ неоклассики

6. Теорию «праздного класса» разработали:

£ маржиналисты

£ марксисты

 институцианалисты

£ монетаристы

£ кейнсианцы

7. Объединяющим началом институцианализма и исторической школы является:

£ ориентация на исследование рынка

 ориентация на учет нравов и обычаев

£ учет интересов фиктивного капитала

£ отрицание "экономического человека"

8. На Западе впервые высказал мысль о роли нравственного начала в экономике:

 Лист Ф.

 Рошер В.

£ Веблен Т.

£ Вебер М.

£ Гильдебранд Б.

9. Отрицают «экономического человека»:

£ классическая школа

 историческая школа

£ кейнсианство

 институционализм

 русская школа

£ неолиберализм

10. М.И. Туган-Барановский разработал теорию:

£ больших циклов

 рынков и кризиса

£ денег

£ межотраслевого баланса

 распределения

11. Теорию больших циклов разработал:

£ Чаянов А.В.

£ Дмитриев В.К.

£ Туган-Барановский М.И.

 Кондратьев Н.Д.

£ Слуцкий Е.Е.

12. Признаки империализма, выделенные В.И. Лениным:

 концентрация и централизация промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала

 монополизм

 вывоз капитала

£ прекращение передела мира

£ равномерность развития стран капитала

13. Из альтернативных вариантов развития советской экономики И.В. Сталин остановился на:

£ продолжении НЭПа

£ сочетании капиталистических и социалистических форм и методов хозяйствования

 социалистической индустриализации

£ опыте индустриализации промышленно развитых стран мира

 социалистической коллективизации

14. Агрессия Германии и Победа СССР в Великой Отечественной войне, подтвердили:

£ неправильность выбора пути экономического развития

 оправданность форсирования индустриализации страны

£ отставание Советского Союза от промышленно развитых стран мира

£ аграрно-индустриальный тип развития СССР

 опасения относительно агрессии со стороны Запада

15. Принципы оптимального планирования на основе измерения затрат и результатов в народном хозяйстве разработали:

 Новожилов В.В.

£ Кантарович Л.В.

£ Немчинов В.С.

 Струмилин С.Г.

£ Некрасов Н.Н.

16. Разработчиком теории размещения и развития производительных сил и региональной экономики был:

£ Новожилов В.В.

 Некрасов Н.Н.

£ Немчинов В.С.

£ Струмилин С.Г.

£ Канторович Л.В.

17. Разработчиками методологии планирования народного хозяйства были:

 Новожилов В.В.

£ Некрасов Н.Н.

 Струмилин С.Г.

£ Канторович Л.В.

Литература.

1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса: Издательство политической литературы, М., - 1979.

2. Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Миголатьев А. А. - М., 1997.Т.1. 833с.

3. Антология экономической классики. / Рикардо Д., Смит А., Петти В. – М.: Эконов, 1993.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело, 1994.

5. Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987

6. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

7. Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламской философии средневековья. М., 1989. 263с.

8. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

9. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983.

10. Милль Дж. Основы политической экономии. М., 1980.

11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.

12. Селигмен Л. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

13. Туган-Барановский М.И. Избранное. М., 1997.

14. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/index.php


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: