Тема: Расчет схемы состава пассажирского поезда

ЦЕЛЬ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ВАГОНОВ В ПАССАЖИРСКОМ ПОЕЗДЕ И СОСТАВЛЕНИИ СХЕМЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1. Рассчитайте количество вагонов в поезде необходимое для перевозки заданного пассажиропотока (см. диаграмму пассажиропотоков, рисунок 1.1 и величину годового пассажиропотока в таблице 1.1);

ЗАДАНИЕ 2. Составьте схему формирования пассажирского поезда или иначе композицию состава.

Рисунок 1.1 Диаграмма пассажиропотоков.

Таблица 1.1 Годовые пассажиропотоки

№ вар-та Годовой пассажиропоток
Из А в В Из А в Б Из Б в В Из В в А Из В в Б Из Б в А
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
для всех вариантов коммерческие перевозки составляют 10 - 20 % от общего пассажиропотока (на усмотрение студента).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Служебное расписание движения пассажирских поездов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Схема формирования состава пассажирского поезда - это последовательность размещения вагонов разного типа и рода в составе поезда (иначе, композиция состава).

При выборе композиции состава и его длины учитывают запросы пассажиров (социально-значимые перевозки и коммерческие перевозки), а также величину пассажиропотока.

Вопрос колебания пассажиропотока в отдельные периоды года решается прицепкой или отцепкой дополнительных (факультативных) вагонов, а также назначением дополнительных поездов.

При небольшом пассажиропотоке поезда могут быть назначены по четным и нечетным числам или по определенным дням недели.

Количество вагонов в пассажирском поезде определяется исходя из среднесуточного пассажиропотока (см. пример).

В схемах поездов предусмотрены условные обозначения категории вагонов:

· О – общий (некупейный с местами для сидения – 81 место);

· Пл – плацкартный (некупейный вагон со спальными местами – 53 места);

· К – купейный с четырехместными купе (36 мест);

· КР – купейный с радиоузлом (для проезда пассажиров используется 28 мест, 8 мест предусмотрено для начальника поезда, электромеханика поезда и работников вагона-ресторана);

· ВР – вагон-ресторан;

· КБ – купейный с буфетом (12 мест);

· СВ – мягкий с двухместными купе (18 мест);

· Обл – межобластного типа с местами для сидения (68 – 72 места в зависимости от года постройки);

· П – почтовый;

· Б – багажный;

· ПБ – почтово-багажный.

В скобках указано количество мест в вагоне для проезда пассажиров (населенность вагонов).

Количество вагонов в поезде по их типу и роду рассчитывается исходя из населенности вагонов.

Длина обычного поезда 16 - 18 вагонов; удлиненного – 20 - 23 вагона.

Пример 1.

Исходные данные (см. рисунок 1.1).

Годовой пассажиропоток из А в В - 237250 пассажиров;

Годовой пассажиропоток из А в Б - 58300 пассажиров;

Годовой пассажиропоток из Б в В - 36500 пассажиров;

Годовой пассажиропоток из В в А - 237250 пассажиров;

Годовой пассажиропоток из В в Б - 36500 пассажиров;

Годовой пассажиропоток из Б в А - 58300 пассажиров;

Решение.

Общий годовой пассажиропоток на участке А – Б (Б – А):

237250 + 58300 = 295650 пассажиров;

Общий годовой пассажиропоток на участке Б – В (В – Б):

237250 + 36500 = 273750 пассажиров;

Количество вагонов в составе поезда определяем исходя из максимального пассажиропотока (295650 пассажиров) в четном и нечетном направлении на заданном участке.

Среднесуточный пассажиропоток определяем по формуле:

пассажиров, где

- максимальный годовой пассажиропоток;

365 дней в году;

k – коэффициент месячной или сезонной неравномерности (в данных расчетах можно взять его равным 1 без учета сезонных колебаний).

Среднесуточный пассажиропоток на участке А – Б (Б - А) составит: пассажиров в сутки.

Среднесуточный пассажиропоток на участке Б – В (В - Б) составит: пассажиров в сутки.

Разность пассажиропотоков на участках А – Б (Б - А) и Б – В (В - Б) составляет: 810 – 750 = 60 пассажиров.

Учитывая, что в соответствии с заданием коммерческие перевозки - 15%, (см. таблицу 1.1), что от 810 мест составляет 122 места (810 × 0,15 = 122 пассажира), необходимо предусмотреть включение в состав пассажирского поезда вагоны повышенной комфортности: купейные и СВ (вагоны СВ включают, как правило, в составы скорых поездов).

Тогда количество купейных вагонов составит: 122: 36 = 3 вагона, из них 1 вагон купейный с радиоузлом.

Проверим: 36 + 36 +36 + 28 = 136 мест.

Избыток мест составит: 136 – 122 = 13 мест.

Количество пассажиров социально-значимой сферы:

810 – 122 = 688 пассажира. Для перевозки данной категории пассажиров необходимо: 688 мест: 53 места = 13 плацкартных вагонов.

Проверим: 53 × 13 = 702 места.

Избыток мест составляет: 702 – 688 = 13 мест.

Общий избыток мест в купейных и плацкартных вагонах (13 +13 = 28 мест) равен половине вместимости плацкартного вагона (при ином варианте необходимо предусмотреть увеличение или уменьшение состава поезда на соответствующее количество вагонов).

При небольшом изменении пассажиропотока на одном из участков прицепной вагон может быть назначен по четным и нечетным числам или по определенным дням недели.

Вывод.

Так как на станции Б количество пассажиров в нечетном направлении уменьшается на 60 пассажиров, а в четном наоборот, можно предусмотреть прицепной плацкартный вагон, следующий на участке А – Б, что полностью удовлетворит заданный пассажиропоток.

В составе поезда должно быть 3 купейных вагона (1 из них с радиоузлом); 13 плацкартных вагонов, один из них – прицепной вагон, а также вагон - ресторан, всего в составе поезда 18 вагонов.

Прицепной вагон может быть расположен в голове или в хвосте поезда.

После приведенных выше расчетов можно приступить к составлению композиции поезда, см. рисунок 1.2 – 1.3.

В составах пассажирских поездов вагоны располагаются в строго установленном порядке: почтовый и багажный всегда находятся в голове поезда и не имеют порядковых номеров; вагоны – рестораны также не имеют порядковых номеров и расположены в середине состава рядом с купейным вагоном радиоузлом и вагоном высшей категории (СВ); группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут располагаться как в головной, так и в хвостовой части поезда.

№ вагона                                      
Род вагона Пл Пл Пл Пл Пл Пл К КР ВР К К Пл Пл Пл Пл Пл Пл Пл Пл

Рисунок 1.2 Композиция состава пассажирского поезда.

№ вагона                                      
Род вагона Пл Пл К Пл Пл Пл Пл КР ВР Пл К Пл Пл Пл Пл К Пл Пл Пл

Рисунок 1.3 Композиция состава пассажирского поезда.

На рисунках 1.2 и 1.3 приведено только два варианта расположения купейных вагонов в составе поезда.

Пример 2.

Предположим, что перевозка пассажиропотока заданного в примере 1 осуществляется скорым поездом (по статистическим данным имеется спрос на вагон СВ).

Тогда для коммерческих перевозок (122 пассажира) предусмотрим замену одного купейного вагона на вагон СВ.

Получим: 18 + 36 + 36 + 28 = 118 мест.

Дефицит мест составит: 122 – 118 = 3 места.

Вывод. Избыток мест превышает дефицит (см. пример 1)

на 10 мест (13 – 3 = 10 мест).

Для данного примера композиция поезда может выглядеть следующим образом, см. рисунок 1.3.

№ вагона                                      
Род вагона Пл Пл Пл Пл Пл Пл К КР ВР СВ К Пл Пл Пл Пл Пл Пл Пл Пл

Рисунок 1.3 Композиция состава скорого поезда.

Возможны другие варианты решения задачи.

Для этого нужно знать, что в составы скорых поездов обычно входит больше купейных вагонов, чем в составы пассажирских поездов. В составы местных пассажирских поездов вагоны СВ, как правило, не включают. Составы местных пассажирских поездов следующих в дневное время целесообразно формировать из вагонов межобластного типа, что позволит обеспечить проезд большего числа пассажиров. В состав некоторых поездов, следующих в местном сообщении, вместо вагона – ресторана включают купейный вагон с буфетом, который дает возможность предоставления 12 мест для проезда пассажиров.

(ЗАДАЧИ 11-20)

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА ПАССАЖИРА

ЦЕЛЬ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАБОТЕ С ПРЕЙСКУРАНТОМ 10-02-16

ЗАДАНИЕ 1. Определите стоимость проезда взрослого пассажира в беспересадочном сообщении. Исходные данные приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

№ вар-та Расстояние перевозки, км. Категория поезда Род вагона Дата отправления
    скор СВ 01.01
    пасс. ж. с мест. для леж. 11.01
    скор ж. куп. 23.02
    пасс. ж. с мест. для леж. 01.03
    Пасс. Ж.с мест.для сидения 26.03
    пасс. ж. с мест. для леж. 29.03
    скор ж. с мест. для сид. 01.05.
    пасс. ж. куп. 09.05
    скор ж. с мест. для леж. 01.06
    пасс. ж. куп. 12.06

ЗАДАНИЕ 2. Определите стоимость проезда взрослых пассажиров и детей в беспересадочном сообщении. Исходные данные приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

№ вар-та Расстояние перевозки, км. Категория поезда Род вагона Колич-во взрослых пассажиров [возраст детей]
    пасс. ж. с мест. для леж. 1 взр.пасс.[1 и 3 года]
    скор ж. куп. 2 взр.пасс. [3 и 5лет]
    пасс. ж. с мест. для леж. 2 взр.пасс. [3 и 10лет]
    скор СВ 1 взр.пасс. [5 лет]
    пасс. ж. куп. 2 взр.пасс. [5 и 7лет]
    скор СВ 1 взр.пасс. [3 и 9лет]
    пасс. ж. с мест. для леж. 1 взр.пасс. [12лет]
    скор ж. куп. 2 взр.пасс. [1 и 3 года]
    пасс. ж. с мест. для сид. 2 взр.пасс. [2, 3, 5лет]
    скор СВ 2 взр.пасс.[дети 10 и 12лет]

ЗАДАНИЕ 3. Определите стоимость проезда пассажира и ребенка, на проезд от станции А до станции В с пересадкой на станции Б, при этом они оформляют проезд на весь путь следования на станции А Исходные данные приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

№ вар-та От станции А до станции Б От станции Б до станции В В скобках [возраст ребенка]
Расст., км. Катег. поезда Род вагона Расст., км. Катег. поезда Род вагона
    скор СВ   пасс ж. с мест. для сид. [7 лет]
    пасс. ж. с мест. для леж.   скор. ж. куп. [5 лет]
    скор. ж. куп.   скор. СВ [6 лет]
    пасс. ж. с мест. для леж.   пасс. ж. с мест. для леж. [8 лет]
    скор. СВ   скор. СВ [7 лет]
    пасс. ж. куп.   пасс. ж. куп. [9 лет]
    скор. СВ   пасс. ж. куп. [6 лет]
    пасс. ж. с мест. для леж.   скор. ж. с мест. для леж. [10лет]
    скор. ж. куп.   скор. СВ [11 лет]
    пасс. ж. с мест. для сид.   пасс. ж. куп. [8 лет]

ЗАДАНИЕ 4 Пассажир приобрел проездные документы в беспересадочном сообщении от станции А до станции В. Но на станции Б решил остановиться. Определить стоимость проезда пассажира.

Данные приведены в таблице:2.3

А Б В

?__________________________?___________________________?

Таблица 2.3

  Расстояние АВ Дата отправления Расстояние АБ Категория поезда и род вагона АБ Категория поезда и род вагона БВ Срок остановки (сутки)
    15.03   Скорый, купейный Скорый плацкартный  
    10.01   Пассажирский купейный Пассажирский плацкартный  
    25.08   Скорый плацкартный Скорый купейный  
    07.11   Пассажирский плацкартный Скорый, СВ  
    30.03   Скорый, купейный Пассажирский купейный    
    15.07   Пассажирский плацкартный Скорый купейный    
    30.09   Скорый плацкартный Скорый плацкартный    
    26.12   Скорый, СВ Пассажирский, плацкартный    
    25.01   Скорый, СВ Скорый купейный  
    08.07   Пассажирский купейный Пассажирский плацкартный  
                     

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте; Служебное расписание движения пассажирских поездов; Прейскурант 10-02-16.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЯ 1 и 2.

Тарифы на перевозку пассажиров в поездах прямого и местного сообщения, представленные ОАО «РЖД», устанавливаются и регулируются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей.

Тариф на перевозку пассажиров зависит не только от расстояния, но и от рода вагона и категории поезда. Во всех случаях тариф разделяется на стоимость билета и стоимость плацкарты:

стоимость проезда = стоимость билета + стоимость плацкарты

Стоимость билета определяется по таблицам № 3 (полный билет) и № 3 (детский билет).

Стоимость плацкарты – по таблице № 5 (левая сторона – к полному билету, правая сторона – к детскому билету).

Такое разделение тарифа вызвано необходимостью, распределять провозные платежи между участками перевозки пассажиров. Стоимость билета распределяется пропорционально между всеми государствами и железными дорогами – участниками перевозки. Стоимость плацкарты направляется дороге формирования состава или собственнице прицепного вагона.

Стоимость проезда ребенка определяется с использованием таблиц № 3 и № 5 Прейскуранта 10-02-16 аналогично вышерассмотренному примеру:

Кроме того, при окончательном расчете с пассажира взимается плата за пользование постельными принадлежностями только в том случае, если она имела место.

Сбор за услуги, оказываемые при резервировании мест и оформлении проездных документов (билетов) взимается за каждое место:

Сбор за переоформление проездных документов (билетов) – 80,1 руб.

При оформлении проезда детей учитывают их возраст: при пассажире может ехать бесплатно только один ребенок в возрасте до пяти лет, если он не занимает отдельное место, ему оформляется детский проездной документ (детский билет бесплатно), в противном случае ему оформляют детский проездной документ (детский билет) за плату. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет, а также на каждого ребенка от пяти до десяти лет должны быть оформлены детские проездные документы за оплату. Для проезда детей десяти лет и старше оформляются проездные документы (билеты) как для взрослых пассажиров.

ЗАДАНИЕ 3.

На основании «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте» перевозчик обязан оформить проездной документ до любой станции по маршруту следования поезда. В случае отсутствия прямого сообщения пассажиру могут быть оформлены проездные документы на каждый беспересадочный участок маршрута при наличии свободных мест в поездах.

Если пассажир следует к месту назначения с одной пересадкой в пути следования, то его проезд будет оформлен двумя проездными документами (билетами).

Если пассажир следует к месту назначения с двумя пересадками в пути следования, то его проезд будет оформлен тремя проездными документами (билетами) и т. д.

Проездные документы (билеты) на весь путь следования по желанию пассажира могут быть оформлены на первоначальной станции отправления. При условии интервал между прибытием поезда на станцию пересадки и отправления поезда после пересадки должен быть не менее 3-хчасов.

(ЗАДАЧИ 21-30)

ТЕМА: РАСЧЕТ ДОПЛАТ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ПРОЕЗДА. ОФОРМЛЕНИЕ ВОЗВРАТА ПЛАТЕЖЕЙ

ЦЕЛЬ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАСЧЕТЕ ДОПЛАТ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ПРОЕЗДА, ОСТАНОВКЕ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ В ВЫПОЛНЕНИИ РАСЧЕТОВ ПО ВОЗВРАТУ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НЕПРОСЛЕДОВАННОЕ РАССТОЯНИЕ

ЗАДАНИЕ 1. Определите стоимость проезда пассажира, если он выехал со станции А назначением на станцию В в скором поезде, а в пути следования на станции Б перешел в вагон выше оплачиваемой категории по собственному желанию. Проездные документы были оформлены в день отправления поезда.

Исходные данные приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

№№ вар. Расстояние, км Род вагона
От ст. А до ст. Б От ст. Б до ст. В От ст. А до ст. Б От ст. Б до ст. В
      ж. с мест для сидения ж. с мест для лежания
      ж. с мест для лежания ж. с 4-х местн. купе
      ж. с4-х местн. купе СВ
      ж. с мест для сидения ж. с мест для лежания
      ж. с мест для лежания ж. с 4-х местн. купе
      ж. с 4-х местн. купе СВ
      ж. с мест для сидения ж. с мест для лежания
      ж. с мест для лежания ж. с 4х местн. купе
      ж. с 4-х местн. купе СВ
      ж. с мест для сидения ж. с 4-х местн. купе

ЗАДАНИЕ 2. Определите стоимость проезда пассажира, если он выехал со станции А назначением на станцию В в скором поезде, а в пути следования на станции Б перешел, был переведен в вагон ниже оплачиваемой категории по вине перевозчика (отцепка вагона по технической неисправности).

Исходные данные приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

№№ вар. Расстояние, км Род вагона
От ст. А до ст. Б От ст. Б до ст. В От ст. А до ст. Б От ст. Б до ст. В
      ж. с мест для лежания ж. с мест для сидения
      ж. с 4-х местн. купе ж. с мест для лежания
      СВ ж. с 4-х местн. купе
      ж. с мест для лежания ж. с мест для сидения
      ж. с 4-х местн. купе ж. с мест для лежания
      СВ ж. с 4-х местн. купе
      ж. с мест для лежания ж. с мест для сидения
      ж. с 4-х местн. купе ж. с мест для лежания
      СВ ж. с 4-х местн. купе
      ж. с 4-х местн. купе ж. с мест для сидения

ЗАДАНИЕ 3. Определите стоимость проезда, если пассажир приобрел проездной документ для проезда в скором поезде жестком вагоне с местами для лежания от ст. А до ст. В, а в пути следования на ст. Б пассажир изменил условия проезда. Кроме того, ответьте на вопрос: будет ли, рассчитанная Вами сумма взыскана с пассажира или пассажир должен доплатить ее перевозчику? Исходные данные приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

№,№ вар-тов От ст. А до ст. Б От ст. Б до ст. В Причина изменения условий проезда
Расст., км. Расст., км. Род вагона
      ж. с мест. для сидения горение буксы
      СВ собственное желание
      ж. с мест. для сидения техническая неисправность вагона
      ж. вагон с 4-х местн. купе собственное желание
      СВ собственное желание
      ж. с мест. для сидения горение буксы
      ж. вагон с 4-х местн. купе техническая неисправность вагона
      СВ собственное желание
      ж. с мест. для сидения технич. неиспр. ваг.
      ж. с 4-х местн. купе собственное желание

ЗАДАНИЕ 4 Определите сумму, возвращенную пассажиру за неиспользованные проездные документы (билеты), если он приобрел их и вернул в билетную кассу (возврат проездных документов вызван личной необходимостью или опозданием на поезд). Исходные данные приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

№,№ вар-тов Расстояние перевозки, км. Катег. поезда Род вагона Время возврата проездных документов
    скор ж. куп. за 7 час. до отпр. поезда
    пасс. ж. с мест. для леж. за 12 час. до отпр. поезда
    скор ж. куп. за 1 час. до отпр. поезда
    пасс. ж. с мест. для леж. за 3 час. до отпр. поезда
    скор СВ за 6 час. до отпр. поезда
    пасс. ж. куп. за 2 час. до отпр. поезда
    скор СВ спустя 2 час. после отпр. поезда
    пасс. ж. с мест. для леж. за 16 час. до отпр. поезда
    скор ж. куп. за 5 час. до отпр. поезда
    пасс. ж. с мест. для сид. спустя10 час. после отпр. поезда

ЗАДАНИЕ 5. Определите сумму, возвращенную пассажиру за непроследованное расстояние, если пассажир выехал со станции А назначением на станцию В, а на станции Б в пути следования прекратил поездку, после чего вернул проездные документы в билетную кассу станции Б. Проездные документы оформлялись за 7 суток до отправления поезда со станции А. Исходные данные приведены в таблице 3.5.

Таблица 3.5

№,№ задач От ст-ии А до ст-ии Б От ст-ии Б до ст-ии В
Расст., км. Катег. поезда (род вагона). Расст., км.
    пасс. (ж. с мест. для леж.)  
    скор. (ж. куп.)  
    пасс. (ж. с мест. для леж.)  
    скор. (СВ)  
    пасс. (ж. куп.)  
    скор. (СВ)  
    пасс. (ж. с мест. для леж.)  
    скор. (ж. куп.)  
    пасс. (ж. с мест. для сид.)  
    скор. (СВ)  

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте; Прейскурант 10 - 02 – 16.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЯ 1, 2. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОЕЗДА.

Условия проезда могут быть изменены или по желанию пассажира, или по вине перевозчика (не предоставление места в вагоне согласно купленному проездному документу, при отцепке вагона по технической неисправности и т.п.).

Пассажир в пути следования имеет право занять свободное место в вагоне более высокой категории. Для решения этого вопроса пассажир должен обратиться к билетному кассиру станции по пути следования поезда, если позволяет продолжительность стоянки поезда и если место в вагоне более высокой категории свободно на всем пути следования пассажиру оформляют соответствующий документ.

При этом взимается доплата, размер которой определяется как разница в стоимости проезда в вагонах соответствующих категорий за расстояние от станции изменения категории вагона до конечного пункта следования в вагоне выбранной категории и сбор за переоформление проездных документов (80,1 руб.).

Переход пассажира по собственному желанию в вагон нижеоплачиваемой категории допускается без возврата ранее сделанных платежей.

Если перевод пассажира в вагон выше оплачиваемой категории вызван виной перевозчика, то доплата не взимается, а в вагон нижеоплачиваемой категории выплачивается разница в стоимости проезда в претензионном порядке на основании акта.

Пассажиры, не размещенные в том же поезде, должны быть отправлены с ближайшим по времени поездом по переоформленным проездным документам (билетам) при этом дополнительные платежи не взимаются, а постельные принадлежности предоставляются бесплатно.

Вынужденные изменения условий проезда оформляются актом за подписью начальника поезда, соответствующего должностного лица администрации станции (вокзала) и заверенным штемпелем станции, где этот переход совершен.

Пример 1. Пассажир приобрел проездной документ от станции Санкт – Петербург - Главный до станции Мурманск (1335 км, пояс 38) для проезда в скором поезде № 22 в жестком вагоне с местами для лежания, заплатив:

513,2 + 201,1 = 714,1 руб.

В пути следования (на станции Волховстрой-1) пассажир перешел в жесткий вагон с 3-х местными купе.

При этом он доплатил разницу в стоимости проезда (табл.1) от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск (1335 – 121 = 1323 км, тарифный пояс 37) и сбор за переоформление (80,1 руб.).

По таблице 1 прейскуранта 10-02-16 определяем стоимость проезда от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск:

в жестком вагоне с 3-х местными купе - 1868,3 руб.,

и в жестком вагоне с местами для лежания – 671,8 руб.

Тогда разница в стоимости проезда от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск в соответствующих вагонах составит:

1868,3 – 671,8 = 1196,5 руб.

Доплата, взысканная с пассажира за изменение условий проезда с учетом сбора за переоформление:

1196,5 + 80,1 = 1276,6 руб.

Ее оформит билетный кассир ст. Волховстрой-1.

Стоимость проезда с учетом изменения условий проезда в этом случае составит:

714,1 + 1276,6 = 1990,7 руб.

Пример 2. Предположим, пассажир выехал со станции Санкт – Петербург - Главный до станции Мурманск (1335 км, пояс 38) скорым поездом № 22 в жестком вагоне с 3-х местными купе, в пути следования на станции Волховстрой-1 был переведен по вине перевозчика (отцепка вагона по технической неисправности) из жесткого вагона с 3-х местными купе в жесткий вагон с местами для лежания.

Необходимо определить

1. стоимость проезда от станции Санкт – Петербург - Главный до станции Мурманск в жестком вагоне с 3-х местными купе.

2.Стоимость проезда от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск в жестком вагоне с 3-х местными купе

3. Стоимость проезда от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск в жестком вагоне с местами для лежания – (Прейскурант 10-02-16).

3.На основании составленного акта определить разницу в стоимости проезда

Пример 3. Определите сумму, которую перевозчик должен вернуть пассажиру, если пассажиром был приобретен проездной документ для проезда в скором поезде ж. вагоне с 3-х местными купе от ст. А до ст. В, а в пути следования на ст. Б он по собственному желанию перешел в ж. вагон с местами для лежания.

Расстояние от станции А до станции В - 1110 км.

Расстояние от станции А до станции Б - 110 км.

Решение.

Согласно «Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте», так как пассажир перешел в вагон более низкой категории по собственному желанию, разница в стоимости проезда ему не будет выплачена.

ЗАДАНИЕ 3,5. ВОЗВРАТ ПЛАТЕЖЕЙ.

Устав железнодорожного транспорта РФ предоставляет пассажиру право в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки.

При расторжении договора до начала перевозки пассажир имеет право при возврате проездных документов для проезда в дальнем сообщении:

- не менее чем за 8 часов, до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

- менее чем за 8 часов, но не менее чем за 2 часа до отправления поезда – стоимость билета, 50 % стоимости плацкарты;

- менее чем за 2 часа до отправления поезда - стоимость билета. Стоимость плацкарты в этом случае не возвращается;

- при опоздании на поезд в течении 12 часов, вследствие болезни или несчастного случая, в течение 5 – ти суток, если эти обстоятельства вызвали отказ от поездки - стоимость билета. Стоимость плацкарты в этом случае также не возвращается.

При расторжении договора перевозки взимается сбор за операцию по оформлению возврата денег (116,8 руб.).

Возврат денег за неиспользованные проездные документы (билеты) производится в день их предъявления к оплате до 23 часов.

Пример 1. Пассажир приобрел проездной документ для проезда в скором поезде № 112 от станции Москва Октябрьская до станции Мурманск (расстояние 1965 км, тарифный пояс 32) в жестком вагоне с 4-х местными купе за 5 суток до отправления поезда.

И за 10 часов до отправления поезда отказался от поездки (вернул проездные документы в билетную кассу).

В данном случае пассажиру возвратят стоимость билета, стоимость плацкарты в жестком вагоне с 4-х местными купе, страховой сбор и удержат сбор за операцию по оформлению возврата денег, а именно:

1827,8 + 817,5 – 116,8 = 2528,5 руб.

Пример 2. Определите сумму, возвращенную пассажиру за неиспользованные проездные документы (билеты), если он за 3 часа до отправления поезда отказался от поездки и вернул их в билетную кассу.

Расстояние поездки – 335 км (тарифный пояс – 25);

Категория поезда – пассажирский;

Род вагона – жесткий с местами для лежания.

Решение.

Стоимость полного билета – 159,3 руб.;

Половина стоимости плацкарты к полному билету –

87,9: 2 = 33,0 (с учетом округления) руб.;

Удержат сбор за операцию по оформлению возврата денег – 116,8 руб.

Всего пассажиру вернут: 159,3 + 33,0 – 116,8 = 75,5 руб.

Пример 3. Определите сумму, возвращенную пассажиру за неиспользованные проездные документы (билеты), если он за 1 час до отправления поезда отказался от поездки и вернул их в билетную кассу.

Расстояние поездки – 888 км (тарифный пояс – 32);

Категория поезда – скорый;

Род вагона – СВ.

Решение.

Стоимость полного билета – 1677,2 руб.;

Удержат сбор за операцию по оформлению возврата денег – 116,8 руб.

Всего пассажиру вернут: 1677,2– 116,8 = 1560,4 руб.

Пример 3. Определите сумму, возвращенную пассажиру за неиспользованные проездные документы (билеты), если он опоздал на поезд и решил отказаться от поездки. Спустя 10 часов после отправления поезда вернул проездные документы в билетную кассу.

Расстояние поездки - 905 км. (тарифный пояс – 33)

Категория поезда - скорый.

Род вагона - жесткий с местами для лежания.

Решение.

Пассажиру вернут:

Стоимость полного билета - 352,5 руб.;

Стоимость плацкарты в этом случае удерживается перевозчиком полностью.

Кроме того, удержат сбор за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) - 116,8 руб.

Итого: 352,5 – 116,8 = 235,7 руб.

Расторгнуть договор на перевозку пассажир имеет право также в пути следования:

- при оставлении поезда ввиду болезненного состояния (удерживается стоимость плацкарты);

- при перерыве в движении поездов, вызвавшем отказ пассажира от продолжения поездки (стоимость проезда возвращается полностью);

- по личным соображениям, даже в том случае, если на проездной документ наложены два и более компостера или имеется штамп об остановке с продлением срока действия (удерживается стоимость плацкарты).

В данных случаях возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние производится только по проездным документам, срок действия которых позволяет доехать до станции назначения.

Время прекращения поездки удостоверяется администратором вокзала путем наложения отметки на проездной документ «Действие проездного документа прекращено». Дата, подпись и штемпель станции.

Подлежащая возврату часть провозных платежей в случае прекращения поездки в пути следования определяется следующим образом: из полной стоимости проезда вычитается стоимость проезда за проследованное расстояние. Из полученной разницы вычитается стоимость плацкарты за непроследованное расстояние и удерживается сбор за операцию по оформлению возврата денег.

Пример 5. Пассажир приобрел проездной документ для проезда в скором поезде № 112 от станции Москва Октябрьская до станции Мурманск в жестком вагоне с 4-х местными купе за 5 суток до отправления поезда, доехав до станции Волховстрой – 1 он отказался от дальнейшей поездки.

Решение.

Время оформления проездных документов (билетов) в данном случае не имеет значения, так как сбор за оформление проездных документов не подлежит возврату.

При возврате проездных документов в билетную кассу ему сделали следующий расчет:

- стоимость проезда от станции Москва Октябрьская Окт. ж.д. до станции Мурманск Окт. ж.д. (расстояние 1965 км, тарифный пояс-32): 1827,8 + 817,5 = 2635,3 руб.

- стоимость проезда от станции Москва Октябрьская до станции Волховстрой-1 (расстояние 631 км, тарифный пояс 29) 638,7 + 350,8 = 989,5 руб.

- стоимость плацкарты за непроследованное расстояние от станции Волховстрой-1 до станции Мурманск (1323 км, тарифный пояс 37) - 597,3 руб.

- сбор за операцию по оформлению возврата денег – 116,8 руб.

Пассажиру вернут: 2637,6 – 989,5 – 597,3 – 116,8 = 934,0 руб.

Предъявленные проездные документы погашаются путем перечеркивания, на них проставляется штамп «оплатить с удержанием», подпись, дата и часы предъявления. Если касса оборудована терминалом системы «Экспресс» и проездные документы оформлены через эту же систему. Отметка администратора не требуется.

(ЗАДАЧИ 31-40)

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ И ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА

ЦЕЛЬ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ, А ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛАТ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОМ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА

ЗАДАНИЕ 1. Определите плату и сборы за перевозку упакованного багажа. Исходные данные приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

№ № вари антов Масса багажа Количество мест Дата прибытия Дата выдачи Сумма объявленной ценности, руб. Расстояние перевозки, км.
      02.06. 05.06.    
      03.06. 08.06.    
      11.09 16.09    
      05.07. 08.07.    
      09.06 13.06    
      01.05. 06.05.    
      07.03. 12.03.    
      15.10. 21.10.    
      22.10. 26.10.    
      29.11. 05.12.    

ЗАДАНИЕ 2. Определите плату и сборы за перевозку не упакованного грузобагажа транзитом через Московский узел. Исходные данные приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

№ вариантов Масса грузобагажа Расстояние перевозки Количество мест Дата прибытия Дата выдачи Сумма объявленной ценности руб.
        17.03 21.03  
        02.06. 05.06.  
        03.06. 07.06.  
        11.09 15.09  
        03.07. 08.07.  
        09.06 13.06  
        01.05. 05.05.  
        08.03. 12.03.  
        15.10. 19.10.  
        22.10. 26.10.  

ЗАДАНИЕ 3. Оформите перевозку багажа по ручной технологии и электронным способом. Исходные данные приведены в таблице 3.3. Дополнительные данные приведены в таблице № 2.3, задания 3 практического занятия № 2. Формы перевозочных документов приведены на рисунках 3.1 и 3.2

Таблица 3.3.

№ вар-та Масса багажа   Количество мест Дата прибытия (дата и месяц) Дата Выдачи (дата и месяц) Сумма объявленной ценности, руб. Расстояние перевозки, км.
      02.06. 05.06.    
      03.06. 08.06.    
      11.09 16.09    
      05.07. 08.07.    
      09.06 13.06    
      01.05. 06.05.    
      07.03. 12.03.    
      15.10. 21.10.    
      22.10. 26.10.    
      29.11. 05.12.    

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте; Прейскурант 10 - 02 – 16.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЕ 1 и 2. Багажные и грузобагажные тарифы и сборы утверждаются приказом ОАО «РЖД» и регистрируются в Минюсте России за исключением плат и сборов, утверждаемых территориальными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в решении примеров использованы плата и сборы, действующие в январе месяце 2009г.).

Ставки багажного и грузобагажного тарифа при перевозке во внутреннем сообщении определяют по расчетной таблице № 9 прейскуранта 10-02-16; Тариф на перевозку багажа и грузобагажа включает в себя стоимость взвешивания, погрузки и выгрузки.

Плату за перевозку багажа и грузобагажа, сбор за объявление ценности, а также сбор за хранение (если он имел место), взимают при отправлении.

При исчислении провозной платы за перевозку грузобагажа массой до 1000 кг, каждые неполные 10 кг округляются до полных 10 кг, а свыше 1000 кг, каждые неполные 100 кг - до полных 100 кг. Масса багажа во всех случаях округляется до полных 10 кг. Минимальная расчетная масса отправки багажа и грузобагажа 10 кг. В расчетных таблицах приведены ставки за массу 10 кг багажа и грузобагажа в зависимости от расстояния перевозки, причем расстояние перевозки округляется в соответствии с тарифным поясом.

Провозная плата рассчитывается путем умножения ставки за 10 кг в зависимости от тарифного пояса на количество полных десятков килограмм в отправке (после округления).

Сбор за объявленную ценность определяется по соответствующему прейскуранту (во внутреннем сообщении - таблица 10 прейскуранта 10-02-16) в зависимости от суммы объявленной ценности и расстояния перевозки путем умножения ставки с 1000 руб. объявленной ценности, которая зависит от расстояния, на количество тысяч, полученных после округления суммы объявленной ценности. При этом неполный 1 руб. объявленной ценности и 100 км пробега считаются за полные.

При определении сбора за объявление ценности неупакованного багажа и грузобагажа ставки увеличиваются в 10 раз.

Транзитный сбор за передачу багажа с одного вокзала на другой в узлах (Московском, Санкт-Петербургском и др. городов) взимается сбор за каждое место в размере 89,7 руб.

Сбор за хранение прибывшего багажа и грузобагажа в зависимости от сроков хранения взимается за каждое место в размере:

за хранение багажа в размере 89,7 руб. с места в сутки, не считая времени бесплатного хранения;

за хранение грузобагажа - за первые оплачиваемые сутки 133,2 руб. с места, а за каждые последующие - по 179,3 руб. с места в сутки.

Прочие сборы: за проверку массы; за уведомление; за предоставление бирки, бланка - заявки; за заполнение бирки или нанесения отправительской маркировки устанавливаются территориальным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Примеры выполнения заданий № 1 и № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: