Сбор материала, т.е. той совокупности теоретических положений, соответствующих иллюстраций и разъяснений, которая составляет содержание дипломной работы.
Сбор, накопление материала -процесс длительный, далеко выходящий за рамки дипломной работы. Необходимо хорошо знать проблематику по теме дипломной работы, знать о событиях, которые имеют какое-то отношение к исследуемой теме.
В большом океане литературы лучше всего пользоваться библиографическими указателями:
«Книжное обозрение» (выходит один раз в неделю); «Книжная летопись» (выходит один раз в неделю); «Летопись журнальных статей» (выходит один раз в неделю); «Летопись рецензий» (выходит один раз в квартал). Желательно ознакомиться с библиографическими изданиями и выбрать то, которое больше всего подходит выпускнику.
Безусловно, знакомство студента с литературой происходит в библиотеках. Библиотеки - это кладовая мудрых идей, мыслей, надо только постоянно учиться в них работать. В библиотеке можно и нужно получать консультации о правилах поиска литературы у библиографа библиотеки, а также можно попросить преподавателя, да и своего товарища поделиться опытом.
По мере возможности формируйте свою личную библиотеку по различным отраслям и проблемам культуры, она пригодится вам не только для дипломной работы, но и для будущей практической деятельности. Библиотека должна пополняться как вновь выходящими изданиями, так и классической литературой.
Многие студенты-выпускники широко используют разнообразные источники устной информации. В процессе накопления знаний и в повседневной учебе не стоит игнорировать или недооценивать устную информацию. Она обычно содержит существенную новизну по сравнению с печатной, однако, менее удобна для записи.
Важно создатьдля себя систему накопления материала. Обычно к выпускному курсу студенты поступают так: заводят по интересующим темам папки. Довольно удобно по каждому разделу, параграфудипломнойработы завести папку или большой конверт, куда искладывать до поры до времени различные статьи, газетныеи журнальные вырезки и т.д.Если нет возможности приобрести нужную вам журнальную или газетную статью, совершенно необходимо сделать об этом материале ка- кую-то запись.
Записи необходимо делать и о тех или иных фактах и событиях, которые являются результатом ваших личных наблюдений.
Во время учебыстуденту желательно иметь свою картотеку. Как она будет выглядеть - безразлично. Важно одно: картотека - очень удобная система фиксирования материала. По размеру карточкилучшебрать такие, какие приняты во всех наших библиотеках. Карточки можно купить или нарезать самому из плотной бумаги. Практика показывает, что такая собственная картотека очень скоро превращается в настоящее рабочее местостудента - выпускника. Записи, сделанные на карточках и определенным образом рассортированные, очень удобны. Они подвижны, ибо могут быть разложены в таком порядке, которыйвыпускнику в данное время по душе, они допускают постоянное обновление и расширение материала.
При работе с литературой удобно пользоваться карточками, в которые, помимо библиографических данных, записываются краткая аннотаций статьи или книги, ваше отношение к ней, возможность использования в дипломной работе. Ведь в большинстве статей авторы выступают с одной-двумя новыми мыслями. Вот эти мысли я надо записать. Через некоторое время может появиться в печати статья, в которой подвергаются критике некоторые положения первой статьи. Надо и это как-то отметить. А потом в процессе сопоставления противоположных положений или в ходе написания дипломной работы у вас возникнут собственные мысли по данному вопросу. Говорят, что раз уж мысль пришла в голову, и если это дельная мысль, то она не исчезнет бесследно, в какое-то время она придет снова. Может быть, и так. Но вдруг эта мысль задержится с повторным визитом и не придет тогда, когда будет нужна? Лучше уж записать. Вот из таких записей и накапливается материал для дипломной работы. Поэтому не доверяйте своей памяти, делайте пометки, замечания и записи на карточках.
При изучении литературы можно делать записи на одной стороне листа стандартного формата, это позволяет в дальнейшем компоновать материал в любом порядке. При сборе и накоплении материала лучше записать лишнее, так как заранее неизвестно, что из этого материала может понадобиться для дипломной работы. Повторный поиск приводит к потере времени.
Собранного и накопленного материала, содержащегося в литературе, конечно, недостаточно для дипломной работы. В результате подготовки дипломной работы вы должны продолжить нечто пригодное для использования на конкретном объекте, а для этого нужна не менее конкретная информация, отражающая как общие тенденции, так и специфику отрасли.
Поэтому сбор и накопление материала о деятельности объекта - важная часть дипломной работы. При этом необходимо в первую очередь хорошо изучить действующую систему учета и постараться извлечь все необходимые данные из нее. Обязательно провести социологические исследования.
Работа с литературой
Умение работать с литературой - очень нужное качество. Вам, будущему специалисту с высшим образованием, оно потребуется не только в связи с подготовкой дипломной работы, не только в процессе учебы в высшем учебном заведении, но и на протяжении всей вашей практической деятельности. Почему? Профессия с высшей квалификацией - творческая и, естественно, потребует от вас непрерывного обновления и пополнения своих знаний. Овладение навыками работы с литературой поможет вам и в процессе подготовки дипломного проекта.
Навыки и умения работы, с литературой включают в себя культуру чтения и умение вести запись прочитанного. Для успешной подготовки дипломной работы необходимо, прежде всего, понять важность усердного, систематического и хорошо организованного труда. Постарайтесь найти свои, индивидуальные принципы организации процесса выполнения дипломной работы. Не нужно бояться критического восприятия чужих мысмыслей и идей, используя накопленные знания другими людьми, попытайтесь найти собственные пути подготовки дипломной работы. И тогда чужие мысли и идеи, увековеченные в книгах, помогут вам избежать ошибок.
Для организации изучения литературы непосредственно в целях выполнения дипломной работы могут быть полезны следующие рекомендации:
1. Постепенное расширение сферы работы.
Вначале нужно изучить имеющиеся разработки в своем университете, институте, на кафедре, материалы дипломных работ в библиотеке факультета.
Только после этого целесообразно вести работу в библиотеках города, других вузов и учреждений, совмещая изучение литературы с консультациями по вопросам дипломной работы с научным руководителем.
2. Изучать материалы следует начинать с капитальных трудов и обобщающих работ, обычно содержащих материалы, нашедшие признание и опирающиеся на широкую проверку практикой. Во вторую очередь производится обзор статей и частных отчетов по узким вопросам.
Обзор литературных источников целесообразно начинать с последних работ и публикаций и переходить к более ранним. Этим исключается необходимость повторного конспектирования новых материалов последующих изданий одной и той же книги, полнее создается представление о современном состоянии изучаемых вопросов при достаточном понимании истории их развития.
4. Конспектирование производится лишь тех материалов, необходимостькоторых для дипломной работы очевидна. Полезнозаписать кратко, по каким смежным вопросам в данной книге имеются сведения, которые могут потребоваться в будущем. В ходе изучения литературы необходимо осуществлять смысловую группировку материала. Поэтому источники удобнее конспектировать на отдельных листах, которые потом могут удобно распределиться по папкам, соответствующим разделам, параграфам. Дипломной работы. Без такого конспектирования, без таких выписок не может быть эффективной подготовки дипломной работы. Их наличие и состояние позволяет научному руководителю быстро оценивать целеустремленность и трудолюбие студента-выпускника.
Оформление дипломной работы. Дипломная работа должна показать умение студента-выпускника сжато, логично и убедительно излагать мысли. Поэтому очень важно, чтобы между главами и параграфами четко просматривалась связь, была выявлена логика всей дипломной работы, ее основная идея.
Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента-выпускника приступить к данной теме. Здесь важно кратко, но емко изложить историю проблемы» ее разработанность. И тут же обязательно надо рассказать о том, что же осталось еще нерешенным в данной проблеме, убедительно представить цель дипломной работы, ее актуальность, необходимость и важность.
Основное содержание дипломной работы, как правило, включает две главы, и каждая глава - два, три параграфа. Сюда включают:
оценку степени разработанности данной темы, раскрытия ее теоретических аспектов;
♦ оценку состояния практики;
♦ разработку путей решения вопроса, поставленного в дипломной работе, методы сбора необходимой информации, методы анализа-обобщения материалов, составление анкет, таблиц и др. Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.
Заключение по дипломной работе лучше составить на основе выводов по главам, здесь же даются ответы на все вопросы, поставленные в дипломной работе. Объем заключения не должен превышать полутора-двух страниц.
Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы, список которой прилагается в конце дипломной работы. В список литературы включаются все источники, цитируемые или использованные в дипломной работе. Нумерация источников проводится по алфавиту.
Текст дипломной работы по объему должен быть не меньше 50-60 страниц и не больше 80 страниц, отпечатанных на машинке с нормальным шрифтом или с помощью компьютера через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа белой односторонней бумаги формата А4 (размером 210x297 мм) с числом строк на странице не более 40. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Страницы дипломной работы должны иметь поля: левое - не менее 30 мм, верхнее - не менее 16, правое - не менее 10, нижнее - не менее 20 мм.
Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу без точки. Каждый экземпляр дипломной работы подписывается выпускником на последнем листе.
Многое зависит от методики распределения написания дипломной работы по времени. Опыт показал, что плохо написанная дипломная работа чаще всего оказывается у студентов, откладывающих написание и оформление ее до полного накопления материала. Написание дипломной работы должно начинаться не позже начала учебного года последнего выпускного курса, а еще лучше - на третьем и даже в конце второго курса. Этот длительный процесс перехода от первых набросков к окончательной редакции и оформлению можно разделить на четыре стадии:
1. Записи отдельных пунктов с формулировкой определений, задач и выводов по мере окончания частей исследования. Отрабатывается точность и последовательность изложения, в том числе и по вопросам, которые впоследствии могут не войти в основное содержание дипломной работы.
2. Объединение подготовленных заранее фрагментов в рукопись дипломной работы с отбором наиболее существенного, выносимого на защиту материала и отделением вспомогательного или второстепенного в приложения. На этой стадии оформляются рукописи основных разделов, параграфов, наличие которых и качество проверяются периодически научным руководителем и кафедрой.
3. Печатный черновик - первая редакция дипломной работы со связным и логическим изложением, отредактированная по замечаниям, изложениям и дополненная. Она дает представление о соответствии дипломной работы в целом требованиям, в том числе по объему и оформлению.
Печатный чистовик - окончательно оформленная с учетом замечаний научного руководителя дипломная работа. Она должна быть подписана студентом-автором, научным руководителем и вместе с письменным отзывом научного руководителя представляется заведующему кафедрой, Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске дипломной работы к защите, делает соответствующую запись и ставит свою подпись на дипломной работе. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение о причинах отказа в допуске; протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректора высшего учебного заведения.
Дипломная работа, допущенная к защите выпускающей кафедрой, направляется деканом факультете на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего соответствующей кафедрой из числа специалистов конкретной науки, отрасли производства. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора, доценты, старшие преподаватели данного вуза, если они не принадлежат к составу кафедры, руководившей дипломными работами, а также профессора, доценты и старшие преподаватели других высших учебных заведений. Студент должен быть ознакомлен с отзывом научного руководителя и рецензией по его роботе.
После чего дипломная работа с отзывом и рецензией направляется в государственную экзаменационную комиссию для защиты.
Защита дипломной работы (проекта) проходит в следующем порядке:
1. Доклад секретаря государственной экзаменационной комиссии о выпускнике, его дипломной работе и отзывы научного руководителя и рецензента.
2. Доклад дипломанта.
3. Ответы дипломанта на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии.
4. Решение государственной экзаменационной комиссии об оценке дипломной работы.
После оформления дипломной работы самое важное для выпускника подготовить доклад. Доклад по защите дипломной работы, как правило, следует рассчитать на 10-15 минут, для этого желательно его изложить на 5-6 страницах машинописного текста, напечатанного через два интервала. Доклад лучше составить из трех частей:
1. Введение.
Составьте краткую, но емкую речь (1,5 страницы): «Цель и задачи дипломной работы», «Основные положения, выносимые на защиту».
2. Содержание дипломной работы.
Рассказывайте о сущности, методике и результатах вашего исследования. Постарайтесь излагать свои мысли простым, четким, ясным, точным и даже, в определенной мере, популярным языком. Акценты расставляйте только на принципиальных моментах, покажите перспективы развития темы дипломной работы, назовите отдельные недостатки, пояснив их причины (3,5 страницы).
3. Заключение.
Дайте в сокращенном виде выводы и рекомендации дипломной работы (не более 1 страницы).
В тексте доклада надо полностью писать все слова, которые необходимо будет произносить на защите. Важно изучить аудиторию, где будет проходить защита, проверить акустику, способы размещения плакатов, наличие указки, классной доски и мела.
Как себя вести на защите дипломной работы? Рекомендуется текст доклада выучить наизусть, продумать, потренироваться (сила голоса, интонация, теми речи), чтобы не читать текст, а свободно, естественно, уверенно и четко излагать мысли и п и этом сосредоточить внимание на стиле и смысле изложения.
Важно помнить и учитывать несколько правил:
1. Вы - личность с высшим образованием, и во время защиты дипломной работы важно показать себя не только специалистом в своей сфере, а прежде всего, личностью высокой культуры, интеллигентным человеком.
2. Во время доклада по защите дипломной работы не поворачивайтесь спиной к членам экзаменационной комиссии и аудитории, не держите руки в карманах.
3. В ответах на вопросы избегайте двух крайностей: излишней категоричности и излишней многословнооти. Отвечайте на вопрос так. чтобы все почувствовали ваше искреннее желание полнее раскрыть содержание дипломной работы и ее основные результаты.
4. Желательно показать широту кругозора, глубину эрудиции, способность открыто, публично мыслить, максимально соблюдая скромность, тактичность, искреннее почтение и уважение ко веек присутствующим на защите дипломной работы.
Таким образом, учебный познавательный труд студента есть компонент и основа культуры личности и является источником формирования культуры студента. Краткий анализ самоуправления впроцессе работы студента, слушателя на лекциях, семинарах, экзаменах, зачетах, при подготовкеи защите дипломной работы (проекта) показывает, что каждое учебное занятие результативно воздействует на культуру умственного труда.
Вопросы для самопроверки
1 Какие особенности характерны для лекционной деятельно
сти?
2 Что означает умение слушать лекцию?
3. Какие качества личности оратора обеспечивают успех вузовской лекции?
4. Порядок доработки лекции и умение заложить содержание лекции в долговременную память,
5. Как Вы готовитесь к семинарским и практическим занятиям?
6. Назовите этапы подготовки к экзаменам.
7. Работа студента на экзамене.
8. Современные требования к дипломному проекту (работе).
9. Порядок разработки дипломного проекта.
10. Защита дипломного проекта
[1] Концепция образования и воспитания в Беларуси. Мн., 1994. С. 31.