Сбор и накопление материала

Сбор материала, т.е. той совокупности теоретических по­ложений, соответствующих иллюстраций и разъяснений, кото­рая составляет содержание дипломной работы.

Сбор, накопление материала -процесс длительный, далеко выходящий за рамки дипломной работы. Необходимо хорошо знать проблематику по теме дипломной работы, знать о собы­тиях, которые имеют какое-то отношение к исследуемой теме.

В большом океане литературы лучше всего пользоваться библиографическими указателями:

«Книжное обозрение» (выходит один раз в неделю); «Книжная летопись» (выходит один раз в неделю); «Летопись журнальных статей» (выходит один раз в неде­лю); «Летопись рецензий» (выходит один раз в квартал). Же­лательно ознакомиться с библиографическими изданиями и выбрать то, которое больше всего подходит выпускнику.

Безусловно, знакомство студента с литературой проис­ходит в библиотеках. Библиотеки - это кладовая мудрых идей, мыслей, надо только постоянно учиться в них работать. В биб­лиотеке можно и нужно получать консультации о правилах поиска литературы у библиографа библиотеки, а также можно попросить преподавателя, да и своего товарища поделиться опы­том.

По мере возможности формируйте свою личную библиотеку по различным отраслям и проблемам культуры, она пригодится вам не только для дипломной работы, но и для будущей практической деятельности. Библиотека должна пополняться как вновь выходящими изданиями, так и классической литера­турой.

Многие студенты-выпускники широко используют разно­образные источники устной информации. В процессе накопле­ния знаний и в повседневной учебе не стоит игнорировать или недооценивать устную информацию. Она обычно содержит су­щественную новизну по сравнению с печатной, однако, менее удобна для записи.

Важно создатьдля себя систему накопления материала. Обычно к выпускному курсу студенты поступают так: заводят по интересующим темам папки. Довольно удобно по каждому разделу, параграфудипломнойработы завести папку или боль­шой конверт, куда искладывать до поры до времени различные статьи, газетныеи журнальные вырезки и т.д.Если нет воз­можности приобрести нужную вам журнальную или газетную статью, совершенно необходимо сделать об этом материале ка- кую-то запись.

Записи необходимо делать и о тех или иных фактах и событиях, которые являются результатом ваших личных на­блюдений.

Во время учебыстуденту желательно иметь свою карто­теку. Как она будет выглядеть - безразлично. Важно одно: картотека - очень удобная система фиксирования материала. По размеру карточкилучшебрать такие, какие приняты во всех наших библиотеках. Карточки можно купить или наре­зать самому из плотной бумаги. Практика показывает, что та­кая собственная картотека очень скоро превращается в насто­ящее рабочее местостудента - выпускника. Записи, сделанные на карточках и определенным образом рассортированные, очень удобны. Они подвижны, ибо могут быть разложены в таком порядке, которыйвыпускнику в данное время по душе, они допускают постоянное обновление и расширение материала.

При работе с литературой удобно пользоваться карточ­ками, в которые, помимо библиографических данных, записы­ваются краткая аннотаций статьи или книги, ваше отношение к ней, возможность использования в дипломной работе. Ведь в большинстве статей авторы выступают с одной-двумя новыми мыслями. Вот эти мысли я надо записать. Через некоторое время может появиться в печати статья, в которой подвергают­ся критике некоторые положения первой статьи. Надо и это как-то отметить. А потом в процессе сопоставления противо­положных положений или в ходе написания дипломной рабо­ты у вас возникнут собственные мысли по данному вопросу. Говорят, что раз уж мысль пришла в голову, и если это дельная мысль, то она не исчезнет бесследно, в какое-то время она при­дет снова. Может быть, и так. Но вдруг эта мысль задержится с повторным визитом и не придет тогда, когда будет нужна? Лучше уж записать. Вот из таких записей и накапливается материал для дипломной работы. Поэтому не доверяйте своей памяти, делайте пометки, замечания и записи на карточках.

При изучении литературы можно делать записи на од­ной стороне листа стандартного формата, это позволяет в даль­нейшем компоновать материал в любом порядке. При сборе и накоплении материала лучше записать лишнее, так как зара­нее неизвестно, что из этого материала может понадобиться для дипломной работы. Повторный поиск приводит к потере времени.

Собранного и накопленного материала, содержащегося в литературе, конечно, недостаточно для дипломной работы. В результате подготовки дипломной работы вы должны про­должить нечто пригодное для использования на конкретном объекте, а для этого нужна не менее конкретная информация, отражающая как общие тенденции, так и специфику отрасли.

Поэтому сбор и накопление материала о деятельности объекта - важная часть дипломной работы. При этом необхо­димо в первую очередь хорошо изучить действующую систему учета и постараться извлечь все необходимые данные из нее. Обязательно провести социологические исследования.

Работа с литературой

Умение работать с литературой - очень нужное каче­ство. Вам, будущему специалисту с высшим образованием, оно потребуется не только в связи с подготовкой дипломной рабо­ты, не только в процессе учебы в высшем учебном заведении, но и на протяжении всей вашей практической деятельности. Почему? Профессия с высшей квалификацией - творческая и, естественно, потребует от вас непрерывного обновления и по­полнения своих знаний. Овладение навыками работы с литера­турой поможет вам и в процессе подготовки дипломного про­екта.

Навыки и умения работы, с литературой включают в себя культуру чтения и умение вести запись прочитанного. Для ус­пешной подготовки дипломной работы необходимо, прежде все­го, понять важность усердного, систематического и хорошо орга­низованного труда. Постарайтесь найти свои, индивидуальные принципы организации процесса выполнения дипломной рабо­ты. Не нужно бояться критического восприятия чужих мыс­мыс­лей и идей, используя накопленные знания другими людьми, попытайтесь найти собственные пути подготовки дипломной работы. И тогда чужие мысли и идеи, увековеченные в книгах, помогут вам избежать ошибок.

Для организации изучения литературы непосредственно в целях выполнения дипломной работы могут быть полезны сле­дующие рекомендации:

1. Постепенное расширение сферы работы.

Вначале нужно изучить имеющиеся разработки в своем университете, институте, на кафедре, материалы дипломных ра­бот в библиотеке факультета.

Только после этого целесообразно вести работу в библио­теках города, других вузов и учреждений, совмещая изучение литературы с консультациями по вопросам дипломной работы с научным руководителем.

2. Изучать материалы следует начинать с капитальных трудов и обобщающих работ, обычно содержащих материалы, нашедшие признание и опирающиеся на широкую проверку практикой. Во вторую очередь производится обзор статей и частных отчетов по узким вопросам.

Обзор литературных источников целесообразно начи­нать с последних работ и публикаций и переходить к более ранним. Этим исключается необходимость повторного конс­пектирования новых материалов последующих изданий одной и той же книги, полнее создается представление о современном состоянии изучаемых вопросов при достаточном понимании истории их развития.

4. Конспектирование производится лишь тех материа­лов, необходимостькоторых для дипломной работы очевидна. Полезнозаписать кратко, по каким смежным вопросам в дан­ной книге имеются сведения, которые могут потребоваться в будущем. В ходе изучения литературы необходимо осуществ­лять смысловую группировку материала. Поэтому источники удобнее конспектировать на отдельных листах, которые потом могут удобно распределиться по папкам, соответствующим раз­делам, параграфам. Дипломной работы. Без такого конспекти­рования, без таких выписок не может быть эффективной под­готовки дипломной работы. Их наличие и состояние позволяет научному руководителю быстро оценивать целеустремленность и трудолюбие студента-выпускника.

Оформление дипломной работы. Дипломная работа долж­на показать умение студента-выпускника сжато, логично и убе­дительно излагать мысли. Поэтому очень важно, чтобы между главами и параграфами четко просматривалась связь, была вы­явлена логика всей дипломной работы, ее основная идея.

Введение предполагает описание ситуации, которая побу­дила студента-выпускника приступить к данной теме. Здесь важно кратко, но емко изложить историю проблемы» ее разра­ботанность. И тут же обязательно надо рассказать о том, что же осталось еще нерешенным в данной проблеме, убедительно представить цель дипломной работы, ее актуальность, необхо­димость и важность.

Основное содержание дипломной работы, как правило, включает две главы, и каждая глава - два, три параграфа. Сюда включают:

оценку степени разработанности данной темы, раскрытия ее теоретических аспектов;

♦ оценку состояния практики;

♦ разработку путей решения вопроса, поставленного в диплом­ной работе, методы сбора необходимой информации, методы анализа-обобщения материалов, составление анкет, таблиц и др. Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конк­ретными данными о результатах.

Заключение по дипломной работе лучше составить на ос­нове выводов по главам, здесь же даются ответы на все вопро­сы, поставленные в дипломной работе. Объем заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изу­чения литературы, список которой прилагается в конце дип­ломной работы. В список литературы включаются все источ­ники, цитируемые или использованные в дипломной работе. Нумерация источников проводится по алфавиту.

Текст дипломной работы по объему должен быть не мень­ше 50-60 страниц и не больше 80 страниц, отпечатанных на машинке с нормальным шрифтом или с помощью компьютера через полтора межстрочных интервала на одной стороне листа белой односторонней бумаги формата А4 (размером 210x297 мм) с числом строк на странице не более 40. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Страницы дипломной работы должны иметь поля: левое - не менее 30 мм, верхнее - не менее 16, правое - не менее 10, нижнее - не менее 20 мм.

Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных до­бавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верх­нем углу без точки. Каждый экземпляр дипломной работы под­писывается выпускником на последнем листе.

Многое зависит от методики распределения написания дип­ломной работы по времени. Опыт показал, что плохо написан­ная дипломная работа чаще всего оказывается у студентов, от­кладывающих написание и оформление ее до полного накопле­ния материала. Написание дипломной работы должно начи­наться не позже начала учебного года последнего выпускного курса, а еще лучше - на третьем и даже в конце второго курса. Этот длительный процесс перехода от первых набросков к окон­чательной редакции и оформлению можно разделить на четыре стадии:

1. Записи отдельных пунктов с формулировкой определе­ний, задач и выводов по мере окончания частей исследования. Отрабатывается точность и последовательность изложения, в том числе и по вопросам, которые впоследствии могут не войти в основное содержание дипломной работы.

2. Объединение подготовленных заранее фрагментов в ру­копись дипломной работы с отбором наиболее существенного, выносимого на защиту материала и отделением вспомогатель­ного или второстепенного в приложения. На этой стадии офор­мляются рукописи основных разделов, параграфов, наличие которых и качество проверяются периодически научным руко­водителем и кафедрой.

3. Печатный черновик - первая редакция дипломной ра­боты со связным и логическим изложением, отредактирован­ная по замечаниям, изложениям и дополненная. Она дает пред­ставление о соответствии дипломной работы в целом требова­ниям, в том числе по объему и оформлению.

Печатный чистовик - окончательно оформленная с уче­том замечаний научного руководителя дипломная работа. Она должна быть подписана студентом-автором, научным руково­дителем и вместе с письменным отзывом научного руководи­теля представляется заведующему кафедрой, Заведующий ка­федрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске дипломной работы к защите, делает соответствующую запись и ставит свою подпись на дипломной работе. Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, вопрос рассматривается на заседании ка­федры, которая выносит мотивированное решение о причинах отказа в допуске; протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректора высшего учеб­ного заведения.

Дипломная работа, допущенная к защите выпускающей кафедрой, направляется деканом факультете на рецензию. Со­став рецензентов утверждается деканом факультета по пред­ставлению заведующего соответствующей кафедрой из числа специалистов конкретной науки, отрасли производства. В каче­стве рецензентов могут привлекаться профессора, доценты, стар­шие преподаватели данного вуза, если они не принадлежат к составу кафедры, руководившей дипломными работами, а так­же профессора, доценты и старшие преподаватели других выс­ших учебных заведений. Студент должен быть ознакомлен с отзывом научного руководителя и рецензией по его роботе.

После чего дипломная работа с отзывом и рецензией направ­ляется в государственную экзаменационную комиссию для за­щиты.

Защита дипломной работы (проекта) проходит в следую­щем порядке:

1. Доклад секретаря государственной экзаменационной комис­сии о выпускнике, его дипломной работе и отзывы научного руководителя и рецензента.

2. Доклад дипломанта.

3. Ответы дипломанта на вопросы членов государственной экза­менационной комиссии.

4. Решение государственной экзаменационной комиссии об оцен­ке дипломной работы.

После оформления дипломной работы самое важное для выпускника подготовить доклад. Доклад по защите диплом­ной работы, как правило, следует рассчитать на 10-15 минут, для этого желательно его изложить на 5-6 страницах маши­нописного текста, напечатанного через два интервала. Доклад лучше составить из трех частей:

1. Введение.

Составьте краткую, но емкую речь (1,5 страницы): «Цель и задачи дипломной работы», «Основные положения, выноси­мые на защиту».

2. Содержание дипломной работы.

Рассказывайте о сущности, методике и результатах вашего исследования. Постарайтесь излагать свои мысли простым, чет­ким, ясным, точным и даже, в определенной мере, популярным языком. Акценты расставляйте только на принципиальных моментах, покажите перспективы развития темы дипломной работы, назовите отдельные недостатки, пояснив их причины (3,5 страницы).

3. Заключение.

Дайте в сокращенном виде выводы и рекомендации дип­ломной работы (не более 1 страницы).

В тексте доклада надо полностью писать все слова, кото­рые необходимо будет произносить на защите. Важно изучить аудиторию, где будет проходить защита, проверить акустику, способы размещения плакатов, наличие указки, классной доски и мела.

Как себя вести на защите дипломной работы? Рекоменду­ется текст доклада выучить наизусть, продумать, потрениро­ваться (сила голоса, интонация, теми речи), чтобы не читать текст, а свободно, естественно, уверенно и четко излагать мысли и п и этом сосредоточить внимание на стиле и смысле изложения.

Важно помнить и учитывать несколько правил:

1. Вы - личность с высшим образованием, и во время за­щиты дипломной работы важно показать себя не только спе­циалистом в своей сфере, а прежде всего, личностью высокой культуры, интеллигентным человеком.

2. Во время доклада по защите дипломной работы не пово­рачивайтесь спиной к членам экзаменационной комиссии и аудитории, не держите руки в карманах.

3. В ответах на вопросы избегайте двух крайностей: из­лишней категоричности и излишней многословнооти. Отвечай­те на вопрос так. чтобы все почувствовали ваше искреннее же­лание полнее раскрыть содержание дипломной работы и ее ос­новные результаты.

4. Желательно показать широту кругозора, глубину эруди­ции, способность открыто, публично мыслить, максимально со­блюдая скромность, тактичность, искреннее почтение и уваже­ние ко веек присутствующим на защите дипломной работы.

Таким образом, учебный познавательный труд студента есть компонент и основа культуры личности и является источни­ком формирования культуры студента. Краткий анализ само­управления впроцессе работы студента, слушателя на лекциях, семинарах, экзаменах, зачетах, при подготовкеи защите диплом­ной работы (проекта) показывает, что каждое учебное занятие результативно воздействует на культуру умственного труда.

Вопросы для самопроверки

1 Какие особенности характерны для лекционной деятельно­

сти?

2 Что означает умение слушать лекцию?

3. Какие качества личности оратора обеспечивают успех ву­зовской лекции?

4. Порядок доработки лекции и умение заложить содержание лекции в долговременную память,

5. Как Вы готовитесь к семинарским и практическим заняти­ям?

6. Назовите этапы подготовки к экзаменам.

7. Работа студента на экзамене.

8. Современные требования к дипломному проекту (работе).

9. Порядок разработки дипломного проекта.

10. Защита дипломного проекта


[1] Концепция образования и воспитания в Беларуси. Мн., 1994. С. 31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: