Типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Отечественные психологи (Б.М. Теплов, В.Д. Небыли цын, B.C. Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П. Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П. Павловым.
Так в результате исследований, проводившихся под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем — В.Д. Небылицына, были выделены дополнительные свойства нервной системы:
лабильность - скорость возникновения и прекращения нервных процессов; динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов; концентрированность – показатель
В.Д.Небылицын меры дифференцировки раздражителей.
|
|
В.С. Мерлиным были выделены следующие свойства темперамента.
Экстраверсия -зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
Реактивность – интенсивность реакции в ответ на посту- В.С.Мерлин пающую стимуляцию.
Импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия.
Эмоциональная устойчивость -способность к контролю эмоций.
Эмоциональная возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний.
Активность - степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.
Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Тревожность - предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации
Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных воздействий. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить их у себя, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач.
Известный психофизиолог В.М. Русалов предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды, а представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов В.М., 1979).
|
|
В.М. Русаловым были сформулированы следующие положения относительно результатов исследования темперамента.
1. Свойства темперамента включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.
2. Темперамент наследственно обусловлен и относительно устойчив. Свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются:
в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера и мотивации еще минимально;
в ситуациях исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации;
в стрессовых ситуациях;
в строго контролируемых условиях экспериментальной ситуации;
в новых привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.
3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей.
Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки.