Россия в 1990-е годы: изменения экономического и политического строя. Социальная цена и первые результаты реформ

1. Постепенно на Западе противоречия между абсолютизмом, цеплявшимся за неограниченный характер монархической власти, сословный строй, привилегии дворянства и духовенства, жесткую регламентацию экономики, социальной и духовной жизни поданных фактически выливавшуюся в откровенный произвол стали приходить по всей Европе в острейшее противоречие с необходимостью дальнейшего развития модернизационных процессов. Просвещенный абсолютизм лишь размывал устои этой формы правления, ослабляя ее. Абсолютистская политика приходили во все более явное противоречие идеалами Просвещения. Эти идеалы стали овладевать умами масс. Они выражали устремление буржуазии и примыкавшим к ним социальных низов (рабочих и крестьян) к установлению нового общественного, политического, политического порядка. Стремление к торжеству идеалов всеобщего равенства, свободы, обеспечения неприкосновенности личности и собственности, установлению режима народовластия и законности стали к концу XVIII века как никогда актуальными и безотлагательными. Нежелание абсолютистских монархов и правящей элиты ответить на этот вызов времени, пожертвовать неограниченностью свей власти и привилегиями поддерживающих ее социальных слоев привели в конце XVIII – начала XIX века к целой серии революций. Начало этой революционной волне положила «война за независимость США» (1775-1783 гг.) В североамериканских колониях Англии в конце XVIII века активно развивались капиталистические отношения. Их развитию препятствовала политика метрополии. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности. Поэтому оно проводило политику сдерживания их промышленного развития, ограничения торговли и предпринимательства. Естественно население колоний не устраивала и их политическая система, препятствовавшая реализации их прогрессивных социально-экономических и политических интересов. Кроме того, с развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация, которая хотела добиться национальной независимости. Поэтому антифеодальная, буржуазная революция в Северной Америке приняла характер войны за независимость против Английского колониального угнетения. Итогом революции стало следующее. 1. Появление независимого национального государства североамериканского народа – США (1783 г.) освобожденного от колониальной зависимости. 2. Утверждение самых радикальных политических преобразований за всю мировую историю основанных уже не на религиозных доктринах (как это происходило в Нидерландах и Англии в XVI XVII вв.) а на идеях рационализма и философии Просвещения. «Декларация независимости США» провозглашала идейными основами войны за независимость необходимость построить общество на началах «естественных» прав человека («на жизнь, свободу и стремление к счастью») и теории «народного суверенитета» и «общественного договора». Согласно им государство существует волей народа и является средством реализации естественных и неотчуждаемых прав человека. При несоответствии формы правления этим целям народ «вправе и обязан» поменять ее. 3. В соответствии с этой доктриной в США была впервые в мире образована буржуазная республика, основанная на федеративном государственном устройстве сочетающем суверенитет отдельных штатов с суверенитетом США которому штаты добровольно отдавали некоторые полномочия. 4. Республика в США впервые в мире получила мощные законодательные гарантии в виде первой в истории человечества Конституции (1787 г.) Конституция была основана на передовой идее необходимости разделения властей на законодательную (в США – двухпалатный Конгресс представлявший интересы штатов и народа и принимающий бюджет и законы), исполнительную (власть Президента формирующего и увольняющего Правительство) и судебную (система федеральных судов и Верховный суд осуществляющий независимое от других властей правосудие). Эта идея была подкреплена дополнительной гарантией против произвола – системой «сдержек и противовесов». Она заключалась в том, что одна ветвь власти имела ограничительные полномочия в сфере деятельности другой и наоборот. Так Конгресс имел право в случае нарушения закона отстранить Президента, давал согласие на назначение членов Правительства. Президент обладал правом вето на его законопроекты, Верховный суд получил право конституционного контроля над решениями Президента и законами Конгресса и т.д. 4. Был четко определен и законодательно обеспечен правовой статус граждан. Им были «Биллем о правах» (1791 г.) были гарантированы демократические свободы (слова, собраний, союзов, совести), а так же неприкосновенность личности и собственности. Колоссальную роль в сокрушении в мировом масштабе остатков традиционализма препятствовавшие модернизации сыграла Французская буржуазная революция» (1789-1799 г.). Великая Французская Революция конца ХVIII века была наиболее радикальной из всех революций и имела наибольшее значение для краха всей социально-экономической и политико-правовой системы феодализма, а так же утверждения новой, капиталистической системы. Причина этого состояли в том, что: 1) Капиталистические отношения там развились чрезвычайно интенсивно. 2) Абсолютная монархия препятствовала их развитию сильнее, чем в Англии и Америке. 3) Французская буржуазия – вождь революции – была вооружена опытом английской и американской буржуазных революций и просветительскими концепциями естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разработанными преимущественно французскими философами. Буржуазия в ее ходе выступила как подлинный общенациональный лидер, объединивший все силы оппозиционные старому порядку. И результаты этой революции были гораздо более радикальными, чем английской. Они заключались в следующем. 1. Политические преобразования в виде новых форм правления закрепленных в конституциях (1789-1792 гг. – дуалистическая монархия с разделением властей и системой сдержек и противовесов; 1792-1793 – республика в которой было введено (практически впервые) демократическое (всеобщее для мужчин, равное, прямое при тайном голосовании) избирательное право;1793 – 1794 дополнение республиканской формы правления институтами непосредственной демократии в виде референдума). 2. Социально-экономические преобразования ставившие своей целю гарантировать проведение в жизнь лозунгов революции – «свобода, равенство, братство». (1789-1792 гг. - сословное деление общества, влияние монополия духовенства а духовный контроль над обществом духовенства на корпоративизм, остатки раздробленности и крепостничества, монополии, привилегии, ограничения были упразднены, 1792-1793 гг. – крестьянское население было избавлено от выкупа за освобождение от прежней феодальной ренты, 1793-1794 гг. – любые официальные упоминания о прежнем феодальном порядке были строжайше запрещены законом, а крестьяне получив земли значительной части бывших феодальных сеньоров превратись в мелких буржуа-предпринимателей). Однако необходимо отметить, что радикализм «якобинцев» (находились у власти в 173-1794 г.) привел к тому, что в стране установился недемократический политический режим поставивший под угрозу неприкосновенность личности и собственности. Это противоречило интересам буржуазии и в 1795-1799 гг. их режим сменился ежимом так называемой «директории» (республика с соблюдением принципа разделения властей), что означало спад революции –избирательное право вновь стало «цензовым», доступ к власти получила лишь буржуазия. Однако неустойчивость этого режима подтолкнула буржуазные круги к поиску «сильной руки». В результате в 1799 г. установилась диктатура «первого консула» Наполеона Бонапарта. Это означало конец революции. Общество было фактически отстранено от власти (в 1804 г. во Франции была даже провозглашена империя). Однако Бонапарт смог установить политическую стабильность и оформить результаты революции законодательно. В годы его правления французская правовая система установившая новый для того времени режим законности в частноправовых отношениях закрепила принципы: личной свободы, равенства всех перед законом, неприкосновенности личности и собственности. На штыках солдат наполеоновской армии эти принципы быстро распространялись по всей Европе. Однако отсутствие влияние гражданского общества на власть привели к авантюризму политики Наполеона и его социальной изоляции. В 1815 г. его режим окончательно пал. По всей Европе установился «режим Реставрации» (1815-1830 гг.) означавший восстановление дореволюционных порядков (абсолютистские или полуабсолютистские монархии). Однако принципы равенства перед законом (или, по крайней мере смягчение сословного деления общества), неприкосновенности личности и собственности, ориентация на соблюдение принципа верховенство закона теперь не подвергались сомнению правящими кругами. Реставрационные режимы слабо взаимодействовали с активно формирующимся в условиях послереволюционного буржуазного развития гражданским обществом. Поэтому новое столкновение между властью и народом в форме революции не заставило себя долго ждать. Полуабсолютистские порядки во Франции и ряде других стран были сметены революцией 1830 г. Теперь монархия стала опираться не только на обуржуазившееся дворянство но на финансовую буржуазию. Влияние гражданского общества на власть расширилось за счет некоторого расширения избирательного права и установления гарантий для реализации демократических свобод: слова печати, собраний, союзов, совести, слова. Таким образом революции конца конце XVIII – начала XIX века: устранили препятствия на пути развития рыночной экономики и промышленного производства; обеспечили простор для свободы предпринимательской деятельности и классовой дифференциации населения на капиталистов и пролетариев; секуляризировали духовную жизнь, науку и образование; содействовали распространению в обществе либеральных ценностей основанных на признании индивидуализма, свободы личности и рыночной экономики, содействовали формированию в странах Западной Европы и Северной Америки гражданского общества и правового государства.

2. После обретения Россией независимости самой актуальной задачей стало построение основ рыночной экономики. На это были направлены следующие реформы: 1. Либерализация цен и торговли (январь 1992 г.). Это мероприятие позволило наполнить рынок товарами. Однако полное устранение государства от контроля над ценами и сохранение монополизма привели к колоссальному росту цен и падению жизненного уровня населения. 2. Осуществление приватизации и перехода к смешанной экономике для обеспечения возможностей здоровой конкуренции, и заинтересованности производителя. Она прошла ряд этапов: а) «Малая приватизация» предприятий торговли, услуг, общепита (1992-1993 г.). Она (в целях формирования «среднего класса») была проведена практически безвозмездно. б) «Большая приватизация» - крупных предприятий путём их акционирования (1993-1994). Она проходила путём: а. Распространения акций среди работников предприятий (оказавшихся фактически в руках их администрации) и б. Вручения каждому гражданину приватизационного чека, удостоверяющего его долю в общественном богатстве, который гражданин мог продать или вложить в любое приватизированное предприятие. Неконтролируемая скупка чеков «фондами-однодневками» привела к устранению подавляющего большинства населения от реальной приватизации. Этот этап привел к тому, что к 1994 г. большая часть ВНП стала производиться в приватизированном секторе. в) Приватизация путём проведения инвестиционных конкурсов и аукционов. Однако криминализация экономики и тесная спайка её «теневого сектора» с бюрократией привели к тому, что казна не получила значительных финансовых средств, новые собственники не были зачастую заинтересованы в развитии производства, а коррупция приобрела благоприятную почву для процветания. 3. Реформы в аграрном секторе: а) Перерегистрация колхозов в ходе которой большая их часть была преобразована в АО и ТОО и появление фермерских хозяйств (1992-1993 г.). б) Попытка реализации конституционных прав граждан на землю – выделение крестьянам земельных паёв (1996 г.). в) Решение вопроса о введении частной собственности на землю (2003 г.). Однако «ножницы цен», отсутствие финансовой помощи со стороны государства, бюрократические препоны к реальной приватизации земли, монополизм в сфере переработки сельхозпродукции привели к значительному сокращению сельхозпроизводства и сохранению зависимости России от импорта сельхозпродукции.

Реформы привели к формированию основ рыночной экономики в России, но наряду с этим и к следующему: 1. Катастрофическому падению производства – не все руководители были готовы к хозяйственной самостоятельности, в результате неконтролируемой эмиссии началась инфляция и утечка капиталов за рубеж, наукоемкие отрасли обеспечивающие модернизацию производства не развивались, предприниматели в результате отсутствия правовой базы для функционирования рыночной экономики оказались во власти коррупции и чиновничьего произвола; 2. криминализации экономики; 3. колоссальному снижению жизненного уровня населения (снижение в 3,5 раза, 72 место в мире); 4. гигантскому увеличению социальной дифференциации населения (коофициент расслоения – 14).

Суверенная Россия сразу же столкнулась с необходимость реформирования не только экономической но и политической системы. 1. Она приняла форму борьбы Президента (опирающегося на выборную населением администрацию и «силовые структуры») и Советов (опирающихся на своё полновластие и единовластие на всей территории страны). Если проект новой Конституции, предложенный Президентом, представлял будущее государственное устройство страны как «ультрапрезидентскую республику», то проект представительного органа сводился к лозунгу «вся власть Советам». 2. Конфликт усугублялся тем, что большинство в Советах были сторонниками «регулируемой рыночной экономики», а защитники радикальных рыночных реформ занимали места в структурах президентской власти. 3. Противостояние пытались разрешить резолюциями, обращениями к населению и даже референдумом. 4. Однако безрезультатно. Тогда Президент Б. Н. Ельцин решил разрешить «конституционный кризис» силовым путём. В сентябре 1993 г. он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении референдума по принятию президентского проекта Конституции. Попытки верховных Советских органов к насильственному сопротивлению были подавлены. 5. 12 декабря проект новой Конституции был одобрен на референдуме и вступил в действие. а) Россия провозглашалась в ней демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. б) Было предусмотрено разделение властей (а. Правительство, б. Федеральное Собрание, в. система судов и Конституционный Суд). в) Однако «президентская» власть получила реальные рычаги воздействия на все три основные ветви власти.

Огромные проблемы встали перед Россией и в связи с обострением национальной вопроса имевшего те же корни, что и в СССР. 1) Распад СССР породил ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений в России. Наиболее остро они проявились в: 1. регионах соседствующих с районами открытых конфликтов (Кавказ); 2. местах сосредоточения беженцев (Кавказ и Предкавказье); 3. территориях с разделёнными народами (Дагестан, Осетия); 4. местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения (Северный Кавказ, Крайний Север); 5. городах-мегаполисах со сложной криминогенной обстановкой; 6. районах с избыточными трудовыми ресурсами (Северный Кавказ, Калмыкия). 7. Попыткой снизить остроту межнациональных проблем, за счёт договорённости с местными национальными элитами стал Федеративный договор (март 1992 г.). Субъекты России получили реальную государственно-политическую автономию, значительный объём полномочий и возможность участвовать в их распределении между центром и субъектами. Однако договор заложил принципы неравенства субъектов Федерации и правового сепаратизма, а Татарстан, Башкирия, Чечня подписали его много позже. 8. С 1996 г. когда была принята концепция национальной политики РФ и разработаны её основные принципы (равноправия субъектов, запрещения ограничения прав граждан по национальному признаку, сохранения государственного единства РФ и т. д.) наблюдается тенденция к уменьшению проявлений сепаратизма в России.

С особой силой кризис межнациональных взаимоотношений проявил себя в Чеченской республике. В 1991 г. в результате государственного переворота и установления авторитарного режима, базировавшегося на насилии над гражданами, там возник «вооружённый конфликт». Суть его была в мятеже, поддерживаемом извне исламскими фундаменталистами, ставящем задачей отрыв Северного Кавказа от России и создание на его территории конфедерации ваххабитского толка. С целью подавления «внутренних беспорядков», ликвидации очагов терроризма и угрозы суверенитету и целостности Российского государства и безопасности населения Чечни РФ в 1994 г. ввела на её территорию свои войска. Итогом этого стали 2 «Чеченские войны»: 1. Первая (1994-1996 гг.) закончилась (в результате конъюнктурных интересов власти и отсутствия у неё должной политической воли) так называемыми «хасавюртовскими соглашениями». Их суть была в фактическом признании независимости Чечни. Однако это привело только к дальнейшему нарастанию конфликта. 2. С нападения в весной 1999 г. чеченских боевиков на территорию Дагестана началась «вторая Чеченская война» (1999 – 2000 г.). В результате энергичных действий правительства возглавляемого В. В. Путиным уже к лету 2000 г. фактически вся территория Чечни находилась под контролем федеральных войск. Дальнейшие боевые действия приняли вялотекущий характер и характеризовались попыткой боевиков навязать крупномасштабную партизанскую войну, что однако из-за отсутствия поддержки населения не удалось. После окончания широкомасштабных боевых действий политика федерального центра в Чечне была направлена на: а) восстановление экономики Чечни; б) благоустройство её социальной сферы и возврат беженцев; в) организацию конституционных политических структур республики.

Билет №24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: