Образовательные технологии. Виды, структура и содержание интерактивных и инновационных форм проведения занятий

В процесс обучения студентов по дисциплине «Линейная алгебра» используется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата образования выступает способность будущего выпускника математически грамотно действовать в различных проблемных ситуациях.

Образовательные технологии, используемые в процессе обучения дисциплине «Линейная алгебра» направлены на повышение эффективности учебной работы в целях формирования у студентов необходимых компетенций, знаний, умений, конечных результатов обучения. В указанных целях используется взаимосвязь активных и т традиционных методов обучения.

По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

1. лекции;

2. активные / интерактивные формы;

3. практические занятия;

4. самостоятельная работа.

Лекции посвящены основным положениям теории. При изложении учебного материала лекторы используют как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций.

Практические занятия по учебной дисциплине проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия.

Помимо традиционных методов в процессе обучения дисциплине «Линейная алгебра» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм, работа с партнером, групповые дискуссии и т.д.) которые

- позволяют активизировать мышление студента, вовлечь их в учебный процесс;

- стимулирует самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету;

- повышают степень мотивации и эмоциональности;

- обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.

Количество занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20% от аудиторной нагрузки и равно 22 ч. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы при проведении семинарских занятий, при самостоятельной работе студентов.

Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице 2.

Таблица 3 - Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения

Наименование, цель и содержание активных и интерактивных образовательных технологий Сроки реализации активных и интерактивных технологий на аудиторных занятиях по формам обучения и их трудоемкость (часов)
Тренингипо темам №: 1-14 Цель ‑овладение методикой и практическими навыками операций с матрицами и определителями, векторами и с системами уравнений, интерактивного обсуждения выполненных вариантов решений Содержание: письменное решение многовариантных практических задач по анализу уравнений, матриц и определителей и систем уравнений и изложение выводов и предложений по результатам проведенного анализа с последующим обсуждением результатов в интерактивном режиме. На практических занятиях №№ 1-26   Трудоемкость-22 часа

Реализация интерактивных технологий по дисциплине осуществляется на практических занятиях. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах, обсуждениях проблем.

Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга.

План тренинга включает:

  1. Подготовленные преподавателем варианты задания (не менее трех по каждой теме практического занятия) с четко определенной предметной областью работы и практической направленностью.
  2. Отчетность студентов по выполнению задания.
  3. Обзор проведенного тренинга.
  4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Задачи для тренинга:

Задача №1. Обувная фабрика специализируется по выпуску изделий двух видов: сапог и ботинок. При этом используется сырье двух типов: и . Нормы расхода каждого из них на одну пару обуви и объем расхода сырья на 1 день заданы таблицей:

Пусть ежедневный объем выпуска сапог и ботинок составляет и соответственно, тогда математическая модель для нахождения ежедневного выпуска каждого вида обуви может иметь вид …

Варианты ответов:

1)

2)

3)

4)

Задача №2 (продолжение задачи №1).

Установите соответствие между видом изделия и ежедневным объемом его выпуска.

1. Ежедневный объем выпуска сапог

2. Ежедневный объем выпуска ботинок

Варианты ответов:

1) 50

2) 200

3) 100

4) 150

5) 250

Задача №3 (продолжение задачи №1).

Стоимость единицы сырья каждого типа задана матрицей-строкой Стоимость сырья, затраченного на производство сапог, составит _____ единиц.

Задача №4.

Бивалютная корзина стоимостью 36,5 руб. на 55 % состоит из доллара, а на 45% из евро. Если бы она на 55 % состояла из евро, а на 45 % из доллара, то ее стоимость была бы равна 37,5 руб. Курс доллара равен _____ руб.

Задача №5.

Бивалютная корзина стоимостью 36,5 руб. на 55 % состоит из доллара, а на 45% из евро. Если бы она на 55 % состояла из евро, а на 45 % из доллара, то ее стоимость была бы равна 37,5 руб. Отношение курса евро к курсу доллара равно …

1)1,0274

2)1,2222

3)0,7619

4)1,3125

Задача №6.

Бивалютная корзина стоимостью 37,95 руб. на 55 % состоит из доллара, а на 45% из евро. Если бы она на 55 % состояла из евро, а на 45 % из доллара, то ее стоимость была бы равна 39,05 руб. Если курс доллара не изменится, а курс евро вырастет на 6%, то стоимость бивалютной корзины (в руб.) будет больше, чем …

1)39,25

2)39,50

3)38,75

4)39,00

Задача №6.

В городском парке, имеющем форму квадрата со стороной a, установлены две осветительные установки A и B, расположенные в противолежащих вершинах этого квадрата (см. рисунок).

Устройство этих установок таково, что наилучшая освещенность на поверхности парка достигается в таких точках М, для которых выполняется условие: Через все такие точки проложили пешеходную дорожку. Все точки этой дорожки принадлежат некоторой …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: