Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Факторы формирования содержания школьного образования

ЛЕКЦИЯ № 9. Содержание образования на разных ступенях обучения

План:

Компетенции как цели обучения, обусловливающие содержание образования.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Факторы формирования содержания школьного образования.

Для успешного осуществления образовательного процесса большое значение имеет само содержание образования. Так как образование имеет целью не только интеллектуальное, но так же морально-эстетическое развитие человека, содержание образования можно условно разделить на две части. Первая включает комплекс систематизированных научных, профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а так же методы обучения полноценного и правильного использования их в будущей профессиональной деятельности. В качестве содержания второй части образования выступает государственная политическая и культурная идеология, социальный статус общества, исторический опыт и нравственно-эстетические идеи.

Определение содержания образования – непростая задача. История формирования и развития педагогической науки знает немало ошибок, отрицательно сказывающихся на становлении личности человека из-за неполного или избыточного, отстающего от современного состояния науки или несоответствующее возрастным особенностям учеников содержания образования. Существует несколько факторов, оказывающих влияние на постоянно изменяющееся содержание образования. Важнейшим фактором являются потребности общества. Раньше, например, школьная система образования включала лишь изучение основ математики, чтение и письмо. С развитием науки и расширением духовной жизни общества менялось и содержание образования. Развитие производства требовало от образовательной системы подготовку специалистов более высокого класса, что, безусловно, обогащало и расширяло содержание образования. Другим фактором, повлиявшим на содержание школьного образования, послужило изменение в социальной сфере общества, обусловленное изменением политической идеологии общества. До определенного времени считалось, что образование могут получать только избранные люди, принадлежащие к определенным слоям общества.

Еще одним значительным фактором является субъективное влияние самого педагога на содержание образования посредством методов, приверженцем которых он является. Многое зависит от трактовки вопроса о развитии умственных способностей учеников.

В педагогической науке разработана целая система требований к содержанию школьного образования. Один из пунктов системы указывает на то, что содержание образования должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Именно по этой причине в школьную программу включены не только предметы, дающие знания научных основ, но и такие дисциплины как физкультура, музыка, труд, изобразительное искусство. Второй пункт свидетельствует о гражданско-патриотической и идеологической направленности образования школьников. Важным требованием к содержанию школьной образовательной программы является построение материала на строго научной основе. Это значит, что школьникам должны предлагаться для усвоения, только твердо устоявшиеся и проверенные научные факты. Необходимо так же постоянно пересматривать и при необходимости обновлять и пополнять содержание образования в соответствии с современным положением науки, политического состояния государства, социального статуса общества. Содержание образования должно строиться с учетом взаимосвязей между отдельными предметами, а внутренняя структура содержания каждой дисциплины должна представлять собой систему знаний, основанной на логике, присущей той или иной науке. Последнее требование заключается еще и в том, чтобы ученики понимали, что все науки имеют непосредственную или косвенную связь друг с другом и составляют систематизированную совокупность, а не простой набор разрозненной информации. Любое образование должно сочетать теоретические основы и практические навыки и должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Школьное образование должно в полной мере обеспечивать ученика знаниями и умениями достаточными для следующего этапа получения образования.

Гуманизация образования заключается в перестройке содержания образования с акцентом на личностно ориентированное мировоззрение. Преподавание дисциплин ведется с учетом человеческого фактора. Каждый предмет преподносится с позиции конкретного применения в целях усовершенствования уровня человеческой жизни. Гуманистическое образование направлено на формирование оптимистических взглядов на жизненный процесс, навыков самоорганизации и саморегуляции поведения.

Использование мировых научных и культурных достижений предполагает периодическое пополнение и видоизменение содержания образования в соответствии с мировыми переменами в различных научных и культурных областях. Значительное влияние на весь образовательный процесс оказало развитие в области информационных технологий. Большие темпы этого развития и широта применения его результатов, привели к созданию во многих учебных заведениях не только новых дисциплин, но и новых организационных подразделений: кафедр, вычислительных центров, компьютерных курсов и т. д. Использование современных информационных технологий, главным образом посредством компьютеров, значительно ускорило и упростило процесс образования и самообразования личности, сделало его более доступным (дистанционное образование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: