Цель лекции. Рассмотреть положение человека в природе и методологические основы изучения анатомии.
план лекции:
1. Рассмотреть эволюционную лестницу типа хордовых.
2. Рассмотреть классификацию видов в классе млекопитающих.
3. Положение человека в классе приматов.
4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.
5.Рассмотреть методологические основы изучения анатомии;
Эволюционная лестница типа хордовых начинается с ланцетника по причине того, что у этих животных закладывается соединительнотканный осевой скелет – спинная струна, «хорда». Она закладывается в процессе эмбриогенеза, но по мере развития зародыша и плода, постепенно редуцируется, оставаясь в виде пульпозных ядер межпозвоночных дисков.
Таким образом, хордовые относятся к подтипу – позвоночные (verterbrata); класс – круглоротые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
отряд - приматы
человек разумный
Филогенез человека (развитие его как биологического вида) рассматривается с атеистической мировоззренческой позиции, которая опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина. Предполагается, что в процессе эволюции из простейших одноклеточных, а затем и многоклеточных организмов возникло в результате естественного отбора все многообразие растительного и животного мира и, наконец, человек. Предположительная эволюционная лестница типа хордовых основана на классификации животного мира от низших форм к высшим. Следует отметить недоказанность эволюционной теории, которая в последнее время подвергается обоснованной критике по мере накопления наукой фактов, прямо опровергающих ее положения.
|
|
В противовес эволюционной теории существует достаточное количество иных теорий, пытающихся объяснить, в том числе, и антропогенез. Так, общность строения различных видов животного мира объясняется имеющимся единым планом строения, задуманным Создателем.
Но, учитывая факт наличия эволюционной теории в ГОСе, кратко рассмотрим положение человека в природе.
В процессе эволюции у человека появились речь, творчество, интеллект, сознание. Однако, как живое существо, человек принадлежит к животному миру. Человек относится к типу хордовые (Chordata); подтипу — позвоночные (Vertebrata); классу — млекопитающие (Mammalia); подклассу плацентарные одноутробные (Mammalia placentalia); отряду — приматы (Primates); подотряду — человекоподобные приматы (Anthropoidea); надсемейству — человекообразные приматы (Anthropomorpha); семейству — люди (Hominideae); роду — человек (Homo); виду — человек разумный (Homo sapiens).
РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АНАТОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Норма – устанавливаемое равновесие между организмом и внешней средой. Это равновесие достигается благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела рассматривается как нормальное. При этом функциональные режимы организма, которые всегда адаптивны по своей сути, являются оптимальными, т.е. требуемый адаптивный результат достигается минимумом энергозатрат.
|
|
Так как различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его органов и систем варьирует. Но эта вариабельность не нарушает установившееся равновесие со средой. Таким образом норма не есть что-то застывшее и неизменное. Она многообразна и представлена многими вариантами строения.
Вариант – это видоизменение строения организма и его отдельных частей, не нарушающих равновесие организма со средами (внешней и внутренней).
Аномалия – это отклонение от нормы, выраженное в различной степени нарушении равновесия организма со средами (внешней и внутренней). Причины аномалий в неправильном развитии, не нарушающем равновесие и не отражающемся на функции (правое положение сердца). Другие аномалии нарушают функции органов – «волчья пасть», или приводят к полной нежизнеспособности – отсутствие черепа (акрания).
Методологические основы изучения анатомии:
- систематический подход – описание организма как совокупности взаимосвязанных систем;
- топографический подход – изучение формы и строения тела с учетом расположения и взаимоотношений органов;
- функциональный подход – изучение формы и строения тела с учетом выполняемых функций;
- индивидуальный подход - изучение формы и строения тела с учетом характерных признаков для каждого конкретного индивидуума;
- причинный (каузальный) подход – изучение причин и факторов, влияющих на организм и определяющих его строение;
- аналитический подход – анализ особенностей строения тела;
- синтетический подход – изучение целостного организма.
Контрольные вопросы к лекции:
1.Эволюционная лестница хордовых.
2. Классификация видов в классе млекопитающих.
3. Положение человека в отряде приматов.
4. Роль философских категорий в формировании анатомических понятий.
5. Методологические основы изучения анатомии.
Лекция 3