Экскурсия является одной из приоритетных услуг, создаваемых и продвигаемых туристско-экскурсионными предприятиями в индустрии гостеприимства для потребителей как на внутреннем, так и на международном рынке. Организацией и проведением экскурсии занимаются экскурсоводы, гиды-переводчики – специалисты, имеющие профессиональное туристическое образование, изучившие и освоившие экскурсионную теорию и практику, владеющие коммуникационными маркетинговыми способностями и технологиями.
Экскурсионная теория – сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования. Экскурсионная теория включает такие понятия, как: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.
|
|
В законе Республики Беларусь «О туризме» определено, что экскурсия – это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.
Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира. Особенность этого процесса состоит в том, что он связан с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. Любая обзорная или тематическая экскурсия – это целенаправленный, запрограммированный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. Основой экскурсии является наличие двух основных элементов – показа и рассказа, определенное сочетание которых позволяет добиться эффективности экскурсии.
Важным качеством экскурсии является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, его доступность по своему содержанию для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта и, самое главное, удовлетворять потребности, желания, эмоции и чувства потребителя – экскурсанта.
|
|
Каждая экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях современной исторической науки, медицины, биологии, об исследовании космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, крупных изобретениях, новостях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, лекция экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом зрительно воспринимаемых объектов. Задача экскурсии состоит в том, чтобы не только сообщить аудитории определенные знания, но и вызвать у нее интерес к конкретной проблеме. Экскурсия для многих людей становится началом работы по самообразованию.
В практической работе экскурсия выступает как форма воспитания и обучения, организации культурного досуга, распространения научных знаний, межличностного общения и др.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки:
– протяженность по времени проведения от 1 академического часа (45 минут) до 1 суток;
– наличие экскурсионной группы (15–30 человек); ныне до 40-50 чел. (в зависимости от вместимости автобуса);
– наличие экскурсовода;
– целенаправленность показа экскурсионных объектов; наличие определенной темы;
– передвижение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;
– наглядность, зрительное восприятие, показ определенных объектов на месте их расположения;
– активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Главным признаком экскурсии является экскурсионный метод.
Экскурсионный методявляется основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов – показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.
Создание новой экскурсии (т.е. написание контрольного текста, составление маршрута, подбор объектов, написание технологической карты) по любой теме – сложный процесс, который требует кропотливой и длительной работы. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная и воспитательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний тех людей, которые ее разрабатывают, их компетентности, их умения выбрать наиболее эффективные способы, приемы влияния на аудиторию и от потребностей экскурсантов - потребителей экскурсионного продукта.
Вся подготовка новой экскурсии делится на две основные ступени:
– предварительная работа: подбор материалов для будущей экскурсии и их изучение; отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
– непосредственная разработка самой экскурсии, которая включает в себя: составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор методических приемов показа и рассказа, составление технологической карты экскурсии. Заключительный этап – защита экскурсии на маршруте, утверждение руководителем туристического предприятия и внедрение на экскурсионный рынок.
|
|
При отборе объектов для использования в экскурсии можно использовать следующие показатели:
– познавательная ценность объекта, т. е. связь объекта с историческим событием, или жизнью и деятельностью людей, о которой идет речь в экскурсии;
– известность (популярность объекта). Например: дворцово-парковый комплекс в Несвиже, Софийский собор в Полоцке, Королевский замок в Гродно и др.;
– необычность (экзотичность) объекта, т. е. особенность, неповторимость памятника истории или культуры, исторического места (мемориал Хатынь, Буйничское поле под Могилевом и т. д.);
– выразительность, имеется в виду внешняя выразительность самого объекта или его взаимосвязь с окружающей средой;
– сохранность объекта, его подготовленность к показу (например, показать Мирский замок или развалины замка в Крево. События, проходившие в Кревском замке вызывают большие эмоции у туристов и его включают в экскурсию несмотря на то, что он представляет руины);
– месторасположение объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для проезда автотранспорта.
Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа, оказывают влияние на качество и эффективность будущих экскурсий и удовлетворенность экскурсантов.
После всей проделанной работы по отбору объектов для будущей экскурсии составляется маршрут экскурсии.
Подготовка контрольного текста экскурсии осуществляется после утверждения маршрута. Важным этапом в работе над разработкой новой экскурсии является комплектование «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля диктуется темой экскурсии.
Один из важнейших этапов работы над разработкой экскурсии является составление технологической карты экскурсии.
Технологическая карта – основной документ туристско-экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсий по определенной теме и служит руководством для работы экскурсовода. Это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно.
|
|
Технологическая карта – является обязательным документом. Без наличия такого документа экскурсия на данную тему не может проводиться. Те же требования предъявляются и к индивидуальному тексту экскурсовода, наличие которого дает ему право на проведение экскурсий по данной теме.
Цель технологической карты – указать экскурсоводу, как правильно провести экскурсию. Технологическая карта показывает, как результативнее на конкретных объектах донести содержание экскурсии до различных категорий экскурсантов; в ней даются рекомендации экскурсоводу о наиболее целесообразных методических приемах, указываются выводы по подтемам и логические переходы от одной подтемы к другой, которые помогают экскурсоводу объединить показ и рассказ в единое целое.
В разработке должна содержаться необходимая оптимальная сумма методических приемов, без овладения которым экскурсовод не может провести качественную экскурсию по определенной теме для конкретной группы экскурсантов.
В содержании технологической карты должны быть отражены:
– цель экскурсии;
– задачи экскурсии;
– вступление;
– маршрут экскурсии;
– расчет времени на остановках и передвижение группы от объекта к объекту;
– основные и дополнительные объекты;
– наименование подтем, основные вопросы по каждой подтеме; конкретные организационные указания;
– четкие и конкретные методические рекомендации; заключение.
Экскурсия является основой культурно-познавательного туризма, наиболее популярного и доходного на международном рынке.