Тема 2. Возникновение и развитие государства и права Древней Греции

1. Образование и развитие Афинского государства

1.1 Реформы Тезея

1.2. Реформы Солона (594 г. до н.э.)

1. 3. Реформы Клисфена (509 г. до н. э.)

2. Афинское рабовладельческое государства в V-IV в. до н.э.

1.1. Афинское государство - одно из наиболее развитых государств древнего мира - сыграло важную роль не только в истории Древней Греции, но и в истории человеческой цивилизации в целом, внеся большой вклад в развитие культуры и искусства, идеологии и науки. Процесс разложения первобытнообщинного строя и образования государства в Афинах, начавшийся еще в гомеровское время, завершился в VII-VI вв. до н.э. Афины представляли самую чистую и наиболее классическую форму образования государства. Государство возникало в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего. Высоко развитая форма государства - демократическая республика возникала непосредственно из родового общества.

Историю Афинского государства можно разделить на три основных периода:

1) возникновение и образование Афинского рабовладельческого государства;

2) развитие Афинского государства;

3) кризис и упадок Афинского государства.

Рождение полисного строя в Аттике проходило путем постепенной трансформации родовых учреждений. В отличие от многих областей Пелопоннеса, роль военных завоеваний, порабощения местных племен и других насильственных действий в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии.


Рождение полисной организации началось в Аттике с усиления роли Афин среди других родовых поселков. Это было обусловлено следующими причинами:

1) расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

2) Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Важным этапом в длительном образовании рабовладельческого государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тезея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходящих в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ с центром в Афинах. Этот процесс был вызван развитием торговли и мореходства. Необходимость объединения диктовалась и участившимися войнами с неаттическими племенами.

В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен (по родоплеменной организации был нанесен первый удар), и образовалось общее афинское право, в результате чего иноплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как было раньше.

Существовали три главные причины, которые привели к объединению племен:

- правовая незащищенность иноплеменника;

- люди, которые были незащищены, не могли участвовать в управлении племенем;

- необходимость защиты от внешнего врага.

Развитие общественного неравенства между свободными было закреплено их разделением (также приписываемым Тезею) на:

- эвпатридов (благородных);

- демиургов (ремесленников);

- геоморов (земледельцев).

Причем все население было поделено на три категории не по кровно-родственному признаку. К эвпатридам, аристократической родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками составляли большинство свободных и постепенно отстранялись от непосредственного активного участия в управлении общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.

Дальнейший шаг к образованию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении. Базилевс как пережиток родовой демократии становится нежелательным для аристократии по мере укрепления ее позиций.

Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции перешли к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам.

Сначала архонты избирались пожизненно, затем с сер. VIII в. - на десятилетний срок, и, наконец, с 683 г. стали ежегодно избирать 9 архонтов: Племенной совет старейшин был вытеснен новым правительственным органом - ареопагом, состоявшим из представителей наиболее знатных и богатых семей. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, избирал архонтов. Таким образом, власть целиком сохранялась в руках эвпатридов. Социальные противоречия в Афинах в конце VII в. до н.э. достигли такой остроты, которая грозила вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н.э.).

1.2. Архонт Солон хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, Солон много занимался торговыми операциями и хорошо знал нужды торгово-ремесленных слоев Афин. Будущее Афин Солон видел в общем оживлении экономики, развитии земледелия, распространении ремесленных производств, расширении торговых операций, в создании гарантий для хозяйственной деятельности средних слоев афинского гражданства и торгово-ремесленных элементов, в установлении государственного порядка и привлечении к политической жизни широких слоев населения.

Избранный архонтом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затронули почти все стороны Афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.

Его реформы носили компромиссный характер.

Солон не удовлетворил основного требования крестьянских масс: не произвел передела земли. Но он провел реформу долгового права, т.н. сисахфию. Это была одна из важнейших реформ по преобразованию долговых отношений. Прежде всего, были уничтожены все долги, сделанные под заклад земли, т.е. произошло “стряхивание бремени” (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство, т.е. долговая кабала. Все лица, находившиеся в кабале у своих кредиторов, получали свободу, люди, проданные за пределы государства, были выкуплены из рабства и возвращены на родину. На будущее время только государство сохраняло право продавать в рабство своих должников, которые нарушили свои обязательства. Земля была освобождена от столбов, служивших знаками залогов. Снятие долговых столбов, камней и отмена долгового рабства было тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер, она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в своих зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.

2. Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на четыре разряда, в зависимости от размеров земельного дохода.

I. Лица, получающие 500 медимнов дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому первому разряду и стали называться пятисотниками (единицей измерения доходов была мера емкости 1 медимн для зерна - 52,4 л).

II. Второй разряд составляли те, кто получал доход в 300 медимнов (их называли всадниками).

III.Граждане третьего разряда, т.н. зевгиты (от дзеугос- упряжка волов, т.е. владельцы упряжки волов) имели 200 медимнов.

IV.Все остальные граждане зачислялись в самый низший, четвертый разряд, где их доход составлял менее 200 медимнов. Их называли фетами.

Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а высшие должности (архонты, члены ареопага) могли занимать лишь представители первого разряда. Представители первого и второго разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, зевгиты призывались в тяжеловооруженную пехоту; фетам был открыт доступ в Народное собрание и суд присяжных (гелиэю), где избирались должностные лица, но сами они ни на какие должности избираться не могли. Феты не были полностью отстранены от участия в осуществлении политической власти.

Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла социальную принадлежность и значимость человека.

Реформа Солона - это второй шаг по разрушению кровнородственных связей и созданию государственности.

Права и обязанности граждан стали соизмеряться с их имущественным цензом.

3. Солон создал новый орган государственного управления - Совет четырехсот, ежегодно избиравшийся из граждан первых трех разрядов (по 100 человек от каждого племени - филы), который, во-первых, руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании; во-вторых, разбирал некоторые текущие дела управления.

Повышение роли Народного собрания и учреждения Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета-ареопага.

Создание Совета 400 было уступкой родовой знати, одним из проявлений половинчатости реформ.

Солон сохранил также существовавший ранее ареопаг - оплот родовой аристократии.

4. Солон создал также суд присяжных - гелиэю, который помимо обширной судебной власти, позднее приобрел большое политическое значение в качестве органа, участвовавшего в осуществлении законодательной власти и контролировавшего избрание должностных лиц. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов (всего насчитывалось 6000 человек).

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание привилегий за имущим сословием означали дальнейшее развитие государственности, а также укрепление всего Афинского государства в целом.

Значение реформы Солона состояло в дальнейшем развитии рабовладельческих отношений, в оформлении в Афинах рабовладельческого города-полиса и образовании основ афинской демократии.

1.3. В 509 г. до н.э. Клисфен провел реформы, окончательно ликвидировавшие остатки родового строя, которые еще сохранялись в Афинах.

Клисфен ввел деление населения по территориальному признаку, уничтожив политическое значение старого деления населения на четыре племени. Теперь всю территорию он разделил на 10 территориальных фил. Принадлежность к родовым организациям теряла всякое значение, а решающим становилось место постоянного жительства граждан.

Совет 400 был упразднен, и вместо него создан Совет 500, состоявший из представителей 10 территориальных фил (по 50 человек от каждой филы). Устранив всякое значение родоплеменного деления для государственной организации, реформа Клисфена завершила процесс образования Афинского государства.

Коллегии архонтов и ареопаг остались без изменения. Однако коллегия архонтов утратила свое прежнее значение, когда была образована коллегия десяти стратегов. Первоначально стратеги руководили военными силами государства, но вскоре компетенция их расширилась и они превратились в наиболее влиятельных должностных лиц Афинского государства.

Так как установленный Солоном имущественный ценз для занятия высших должностей полностью сохранился, то фактически управление государством осталось в руках верхушки рабовладельческой аристократии, несмотря на то, что реформа Клисфена представляла собой заметный шаг вперед, по сравнению с реформой Солона в образовании афинской демократии.

С целью предотвращения попыток аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма или суд черепков. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов (не менее 6 тыс. человек) удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе и являлся механизмом защиты существующего строя.

Законодательство Клисфена и его сторонников завершило преобразования, начатые в афинском обществе Солоном. Были ликвидированы наиболее глубокие основы родового строя, вся структура общественно-политической и культурной жизни зиждилась на новых государственных, а не на кровно-родственных началах.

Законы Клисфена завершили формирование рабовладельческого общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в. до н.э.

2. В первой половине V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств Греции.

В V в. до н.э. афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету 500 и гелиэе. При Перикле потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами.

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую группу совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами, а также формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами - с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе. По своей сущности Афинское государство являлось диктатурой рабовладельцев и обеспечивало повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались формально равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская рабовладельческая демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. Основными органами Афинского государcтва являлись: Народное собрание, Совет 500 и Гелиэя.

Народное собрание являлось верховным органом Афин, ему принадлежала законодательная власть (в период расцвета). Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в году. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное («собрание ужаса и смятения»).

Компетенции Народного собрания были обширными:

- принятие законов;

- издание постановлений по частным вопросам (псефизмы);

- избрание должностных лиц;

- проверка деятельности должностных лиц;

- решение вопросов войны и мира;

- обсуждение продовольственного положения страны;

- разрешение религиозных вопросов;

- решение вопросов о государственных преступлениях и государственной измене;

- заключение международных договоров с другими государствами;

- принятие иностранных послов.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопросов об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.

В работе Народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Рабы были полностью лишены политических прав. Женщины и метеки в Народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые на полевых работах, хотя начиная с IV в. до н.э. за посещения собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6 тыс. человек, т.е. примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Выступать в Народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Однако с речами выступали ораторы-демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение Народного собрания после их рассмотрения в Совете 500, который по каждому законопроекту давал заключение. Принятый Народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей. Совету 500 принадлежала исполнительная власть. В него входило по 50 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет.

К компетенции Совета 500 относились вопросы управления:

- осуществление дипломатических сношений с другими государствами;

- управление финансами;

- регулирование торговли;

- контроль за должностными лицами;

- если в Народном собрании обвиняли, то Совет 500 приводил приговор в исполнение. Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение Народного собрания, что позволяло ему направлять деятельность собрания.

Гелиэя была высшим судебным органом государства, ей принадлежала судебная власть. Она состояла из 5 тыс. судей и 1 тыс. запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом 1-й инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые Народным собранием.

Механизм принятия законопроекта в Афинах:

1. Первоначально законопроект попадает на обсуждение 1-го собрания года (Народного собрания).

2. Если законопроект одобрялся большинством голосов, то его отправляли в Совет 500.

3. Другой экземпляр выносился на всенародное обсуждение (вывешивался на площади).

4. А тем временем Совет 500 пишет решение по поводу предлагаемого законопроекта и отправляет его 3-е собрание года (Народного собрания).

5. В Народном собрании принимают, а затем уже отправляют в гелиэю, а именно: в коллегию номофетов (она состояла из 501 чел.), где перед ней стоял автор законопроекта и 5 оппонентов (из Народного собрания); они спорили, а коллегия номофетов слушала и разрешала спор необходимым путем: быть законопроекту законом или нет.

Таким образом, схема процедуры принятия законопроекта была достаточно сложной, что не позволяло законодательным путем изменять существующий строй. В механизме принятия законопроекта задействованы в равной степени все три ветви власти: законодательная (Народное собрание), исполнительная (Совет 500) и судебная (гелиэя). Это подтверждает существование в афинском государстве в V в. до н.э. системы разделения властей – важного элемента демократического правления.

Если говорить об элементах демократического правления, то целесообразно было бы вспомнить также принципы деятельности высших должностных лиц, а именно: проверка (докимасия), платность (кроме стратегов), отчетность, коллегиальность, срочность, отсутствие иерархии (кроме военных должностей), выборность (путем голосования).

Должностные лица избирались либо открытым голосованием на народном собрании либо посредством жребия. Должности, за некоторыми исключениями, избирались на 1 год. Избранию подлежали все военные должностные лица. Что касается должностей, замещавшихся по жребию, то первоначально в одних случаях избирали по жребию от отдельных фил (так избирались архонты); в других случаях выборы производились по демам. (Позднее во всех случаях избрание по жребию стали производить только по филам). Бросали жребий относительно всех желающих выставить свою кандидатуру, причем пользовались для жеребьевки бобами 2-х цветов: черными и белыми. Никто не мог занимать две должности одновременно или занимать одну и ту же (обязанность) должность дважды. Исключение составляли все военные должности.

Лица, избранные на должность голосованием или жребием, обязаны были подвергнуться особой проверке, т.н. докимасии, цель которой - выявление качеств кандидата и наличие или отсутствие у него условий, необходимых для занятия должности: возраст, ценз, отсутствие задолженности в пользу государства, а также другие обстоятельства, характеризующие общественное и политическое лицо кандидата.

Должности, как правило, были возмездными. Однако важнейшая должность стратега была безвозмездной. Это лишало малоимущих людей возможности занять ее. Кроме того, для ее замещения требовался ценз - обладание недвижимостью. Коллегиальные должности преобладали над единоличными.

Между различными должностными лицами, как правило, не было непосредственного иерархического подчинения. Однако оно существовало в области военного управления.

Все должностные лица были подотчетны. Все должностные лица по окончании срока службы были обязаны давать отчет в своей деятельности и, главным образом, отчет денежный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: