Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления.
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ:
1. сложность (зависит от входящих в неё компонентов, их структурного взаимодействия);
2. делимость (означает, что систему можно представлять из различных самостоятельных составных частей – подсистем);
3. целостность (означает, что функционирование множества элементов системы подчинено одной цели);
4. многообразие элементов и различие их природы (связано с их функциональной специфичностью и автономностью);
5. структурированность (определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по уровням иерархии).
Виды систем:
Автоматическая система (АС) – это совокупность управляемого объекта и автоматических управляющих устройств, функционирующая самостоятельно, без участия человека.
|
|
Автоматизированная система -это совокупность управляемого объекта и автоматических управляющих устройств, в которых часть функций управления выполняет человек-оператор. Автоматизированная система – это комплекс технических, программных и других средств и персонала, предназначенный для автоматизации различных процессов, не может функционировать без участия человека.
Вычислительная система (ВС) – это совокупность ЭВМ и средств программного обеспечения, предназначенная для выполнения вычислительных процессов.
Открытая система – это вычислительная система, которая отвечает стандартам. Основные принципы построения открытых систем:
· Переносимость, позволяющая легко переносить данные и программное обеспечение между различными платформами;
· Взаимодействие, обеспечивающее совместную работу устройств разных производителей;
· Масштабируемость, гарантирующая сохранение инвестиций в информацию и программное обеспечение при переходе на более мощную аппаратную платформу.
Система управления базой данных (СУБД) – неотъемлемая часть любой информационной системы. Тип используемой СУБД обычно определяется масштабом ИС – малые ИС могут применять локальные СУБД, в корпоративных ИС потребуется мощная клиент-серверная СУБД, поддерживающая многопользовательскую работу.
Классификация ИС по назначению:
Информационно-управляющая система – это система для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью.
Система поддержки принятия решений – предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.
|
|
Информационно-поисковые системы – это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
Информационно – справочные системы – обеспечивают пользователя необходимой информацией в интерактивном режиме.
Системы обработки данных – функция систем обработка и архивация больших объемов данных.
Автоматизированная система (АС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализации информационных технологий выполнения установленных функций. В зависимости от вида деятельности выделяют следующие АС:
1. Автоматизированная система управления (АСУ).
2. Система автоматизированного проектирования (САПР).
3. Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ).
В расширенном значении АСУ – это комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно- технологических средств и персонала, предназначенный для управления различными объектами. В специальном значении АСУ – это человеко-машинная система, базирующаяся на комплексном использовании экономико-математических методов (ЭММ) и технических средств обработки информации для решения задач планирования и управления различными объектами производственно-хозяйственной деятельности. Основное назначение АСУ и соответственно принципы их построения – процессы сбора, хранения, обработки, а так же выдачи значительных объемов информации.
Автоматизированная информационная система (АИС) – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.
Обеспечение АИС.
Организационно обеспечение – это совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АИС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированных информационных систем.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
· Анализ существующей системы управления предприятием (организацией) для выявления задач, подлежащих автоматизации;
· Подготовку задач к автоматизации, включая разработку технических заданий и технико-экономических обоснований эффективности;
· Разработку управленческих решений по изменению структуры организации и методологий решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
· Организационное обеспечение включает:
· Методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования ИС;
· Совокупность средств для эффективного проектирования и функционирования ИС;
· Техническую документацию, получаемую в процессе обследования предприятия, проектирования, внедрения и сопровождения системы;
· Персонал (организационно-штатные структуры предприятия), проектирующий, внедряющий, сопровождающий и использующий ИС.
Методическое обеспечение – это совокупность документов, описывающих технологию функционирования АИС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированных информационных систем.
Техническое обеспечение – это совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АИС.
К техническим средствам относят:
Вычислительную технику разного назначения (серверы, рабочие станции);
Специальные устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
|
|
Устройства передачи данных и линии связи;
Устройства автоматического съема информации;
Оргтехнику, эксплуатационные материалы и т.д.
Математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АИС.
В состав математического обеспечения входят:
Средства математического обеспечения (средства моделирования типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.);
Техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели);
Методы выбора математического обеспечения (методы определения типов задач, оценки вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности результатов).
Программное обеспечение – это совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для откладки, функционирования и проверки работоспособности АИС.
К программному обеспечению АИС относят:
Программное обеспечение, специально разработанное в рамках автоматизации, реализующее разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта;
Программное обеспечение общего назначения, предназначенное для решения типовых задач обработки информации.
Информационное обеспечение – это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных информации, применяемой в АИС при ее функционировании.
Информационное обеспечение включает:
· Описание технологических процессов;
· Описание организации информационной базы;
· Описание входных потоков;
· Описание выходных сообщений;
· Описание систем классификации и кодирования;
· Формы документов;
· Описание структуры массивов.
Лингвистическое обеспечение – это совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АИС с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной информационной системы.
|
|
Языковые средства лингвистического обеспечения делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ.
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АИС и юридический статус результатов ее функционирования.
(Правовое обеспечение реализуется в организационном обеспечении АИС.)
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение функционирования ИС включает:
·Статус ИС;
·Права, обязанности и ответственность персонала;
·Правовые положения отдельных видов процесса управления;
·Порядок создания и использования информации.
Эргономическое обеспечение – это совокупность реализованных решений в автоматизированных информационных системах по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АИС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АИС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала автоматизированных информационных систем.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма – одна из главных забот человеческого общества.