Цели получения информации

Основные понятия

Понятие информации (от лат. informatio - разъяснение, изложение) трактуется как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.).

Информацию, или сведения об окружающем мире, человек получает в процессах непосредственного взаимодействия с этим миром и исследования различных явлений, а также от других людей устно, с помощью книг, писем, телефона, радио, кино и телевидения, современных информационных систем (отдельные компьютеры, локальные и глобальные сети, например Интернет) и т. д. В работе различных технических устройств (автоматов) также включается информационный обмен данными (1) между собой и отдельными их частями.

Учитывая широту толкования и практического использования этого понятия в современном мире информационных преобразований и достижений, под информацией довольно часто понимают в различной интерпретации разные факты и данные, события и явления, а также процессы, происходящие в природе, технике или обществе. К примеру, в некоторых учебниках и пособиях суть информации представляется как некий процесс:

  • обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом (общенаучное понятие);
  • обмен сигналами в животном и растительном мире;
  • передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).

Таким образом, в настоящее время в силу множества различных подходов и взглядов исследователей и практиков на роль, значение и сущность информации в природе и в различных областях деятельности человека единого, четкого и однозначного определения информации пока не выработано.

С позиций научно-прикладного толкования проблемы информация - это само содержание, т. е. смысл сообщения (сигнала) или сведения о чем-либо, рассматриваемые в процессе их передачи и в момент восприятия.

Под сообщением понимается представленная или переданная информация в различной форме (текст, речь, изображение, цифровые или аналоговые сигналы и т.п.). Причем под элементарным сообщением понимается любой из переданных знаков или сигналов. Сообщения принято рассматривать во времени как непрерывное или дискретное.

Сообщение непрерывное - представленная и переданная информация в виде непрерывной функции времени различных процессов и колебаний физических величин.

Сообщение дискретное - представленная и переданная информация в виде последовательности дискретных сигналов или знаков.

Суть информации заключается в том, что она сконцентрирована в знаниях (2), которые получает человек путем осмысливания приходящего к нему сообщения. Если последнее не дает человеку новых для него знаний, то в сообщении информация отсутствует. С другой стороны необходимые новые для человека, но одинаковые по смыслу знания могут содержаться в разных сообщениях, различных по своей природе. Например, доклады ученых о признаках возможной биологической жизни на Марсе были сделаны на конференциях и совещаниях, опубликованы в научных изданиях, публикации на эту тему прошли на радио, в газетах, журналах, а также в электронных изданиях.

Таким образом, формы и объемы сообщений, содержащих одни и те же знания (одну и ту же информацию), могут быть совершенно разными. При этом одну мысль или знания определенного характера, Т.е. одну информацию, можно представить с помощью различных формальных и неформальных языков, с разной степенью подробности, с возможными повторами и Т.д. Любое сообщение имеет собственные характеристики своего описания, в том числе количественного. Например, отправлены данные в цифровой форме объемом 1 Мбайт или получено текстовое сообщение на русском языке объемом 2 кбайт. Наличие же в этих сообщениях самой информации может определить только получатель этого сообщения, извлекая из него для себя новые знания.

Следует отметить, что сведения, пришедшие получателю и уже известные ему, новых знаний не дают, а следовательно, информация в этом случае для получателя равна Нулю. Такие сведения оказываются для него бесполезными, а сообщения бессмысленными и затратными.

Отметим еще одно важное обстоятельство: ошибки, допущенные при формировании сообщения, или возможные искажения последнего в процессе передачи или приема приведут к обязательному изменению формы и, чаще всего, объема сообщения, но информация при этом может нисколько не измениться, а может вероятностным образом частично или полностью уничтожиться.

Например, в отправленной адресату телеграмме следующего содержания: "Встречай 11 июля в 14 часов на Ярославском вокзале, поезд 23, вагон 7" - потеря предлогов "в", "на" и всех запятых не несет за собой уменьшения информации, т. е. сообщение при этом уменьшается по объему, а его смысл (объем знаний или количество информации) полностью сохраняется. Потеря части этого сообщения, например "14 часов" или "вагон 7", уменьшает его объем, а также уменьшает количество информации - в данном случае частично пропали знания, которые необходимо дополнительно добывать, чтобы принять правильное решение в сложившейся ситуации. Пропуск в телеграмме даты (11 июля) приходит к полной потере информации - оставшаяся часть сообщения становится бессмысленной для какого-то решения. Искажение любого числа в вышеприведенном тексте вызывает принятие для получателя абсолютно неверного решения.

В другом классическом примере следующего послания: "Казнить нельзя помиловать" ошибка в месте установки запятой может привести к полной потере информации и принятию решений с трагическими последствиями. Возможная пропажа запятой приводит к противоречивому, бессмысленному и абсурдному сообщению, по своей сути не содержащему информации. Обобщая сказанное выше, уточним, что сообщение и информация - понятия, отличающиеся по сути. Сообщение – это только оболочка, носитель информации, сама же информация может содержаться в сообщении, а может и отсутствовать. Количество и качество информации может определить только ее получатель. Следовательно, информация субъективна и случайна. Информация всегда есть некие новые знания или сведения, заложенные в сообщении. Обратное утверждение: сведения есть информация - верно не всегда, потому что сведения могут не приносить получателю новых знаний.

Подчеркнем суть информации, заключенную в знаниях, которые являются прямым следствием потребностей человека эффективно действовать в окружающем Мире. При этом необходимо иметь представление или достоверные знания о том, с чем человек имеет дело, о предметах, явлениях, процессах - вообще объектах, с которыми придется взаимодействовать, Т.е. необходимо иметь постоянную информацию о происходящем в живой и неживой природе. Чем больше информации, тем больше знаний, тем лучше представление, тем успешнее будет действие, связанное с этим объектами.

Знания целесообразно подразделить на стратегические, которые могут быть полезными в будущем, и тактические, отражающие специфику сложившейся ситуации и нужные для образования сиюминутного поведения.

Рассмотрение понятия "информация" с точки зрения смыслового содержания сообщений и получения человеком новых знаний присуще семантическому подходу (или семантике), при котором исследуются отношения сообщений к тем сведениям или знаниям, которые они выражают. В данном случае рассматриваются знаковые системы как средства выражения определенного смысла, устанавливаются зависимости (если они имеются) между структурой знакосочетаний и их выразительными способностями образовывать осмысленные тексты.

Синтаксически правильно выстроенная фраза некоторого сообщения может оказаться неверной в семантическом отношении. Например, сообщение "Длина дороги составляет 1000 тонн" грамматически составлено правильно, однако не имеет никакого смысла.

Различают логическую семантику как раздел логики, посвященный изучению значений понятий и суждений, а так же их формальных аналогов - выражений различных исчислений(формальных систем) и структурную семантику как раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ними.

В настоящее время широко применяется семантический анализ, охватывающий совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализованном семантическом (смысловом) языке. При этом моделируется процесс понимания текста человеком. Адекватность моделирования (полнота и точность перевода с естественного языка на семантический) зависит от возможностей семантического языка, разработанности правил перевода, точности соотнесения единиц естественного языка с единицами семантического.

Семантический анализ является одним из этапов автоматического перевода, в процессе которого семантический язык выступает в роли языка-посредника. Разновидностью семантического анализа является индексирование в информационно-поисковых системах, т.е. представление содержания документов и запросов в терминах информационных языков.

В отличие от семантики синтаксический подход (или синтактика) направлен на исследование знаковых систем с точки зрения их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения. Предметом анализа в данном случае являются: частота появления символов, т. е. знаков кода, связи между ними, порядок следования, их структурная организация, правила построения и преобразования выражений, при помощи которых могут формироваться сообщения. В синтактике сообщения рассматриваются как символы, абстрагированные от содержания, смысла, а также их практической ценности для получателя. Синтактике в естественном языке соответствует синтаксис.

Третий аспект понятия "информация" рассматривается прагматическим подходом (или прагматикой) и связан с исследованием отношения получаемых сведений непосредственно к получателю. При этом учитываются такие характеристики сведений, как важность, полезность, ценность, актуальность. Например, два следующих сведения: "У пациента зафиксирована температура 39,9 градусов С" и "У пациента зафиксирована температура 36,6 градусов С" по своему объему абсолютно равны. В синтаксическом и семантическом отношении они совершенно не различаются. Однако первое сведение в прагматическом аспекте более важное и актуальное, чем второе, так как оно несет информацию, вызывающую необходимость принятия срочных мер лечебного характера.

Приведенные выше аналитические подходы являются предметом исследований теории знаков (семиотика), в которой знаковые системы изучаются на трех основных уровнях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Информативность сообщений может оцениваться на каждом из трех основных уровней семиотики. В настоящее время наиболее подробно разработана проблема синтаксической оценки информации. Проблема анализа информации на уровне семантического подхода достаточно сложна и находится в стадии методологической разработки. При этом следует сказать, что достаточно универсальных и эффективных математических мер оценки семантической информации еще не получено. Исследование прагматического аспекта информации в связи с отсутствием строгой общенаучной теории важности, полезности или ценности находится на начальном этапе.

Исходя из всего вышесказанного, дадим определение понятию информация. Согласно Закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ информация определяется следующим образом (3):

Закон >

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления

Учитывая то, что формулировка в Законе носит статический характер наличия или хранения сведений или знаний, целесообразно понятие информации представить шире с учетом ее динамических свойств, рассматриваемых в моменты передачи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие представлено следующим образом:

Определение >

Информация- сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, являющиеся объектом получения, переработки или преобразования, хранения и передачи с помощью знаков, символов, условных сигналов, технических средств и т.д.

Наука, изучающая количественные и другие закономерности, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации, называется теорией информации (иногда теорией сообщений). По принятому определению, теория информации - раздел кибернетики, в котором математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, а также способы передачи, хранения извлечения и классификации информации.

Цели получения информации

Для того чтобы лучше разбираться в том, какие знания нужны и как их получать, необходимо определить основные цели получения знаний (или информации) и их применения. В общем можно сформулировать следующие пять основных целей получения информации:

  1. познавательные;
  2. социально-поведенческие;
  3. художественно-эстетические;
  4. игровые;
  5. управленческие.

Познавательная цель получения информации направлена на приобретение человеком знаний об устройстве окружающего мира, о законах природы, месте и роли человека, его взаимоотношениях в социальной среде, достижениях НТП и использовании их в практической деятельности, а также знаний в технических, гуманитарных и других областях науки.

Эта цель достигается путем семейного и (или) коллективного обучения и воспитания, самообразования, а также создания многоступенчатой системы образования на государственном или коммерческом уровне (от дошкольного до послевузовского и специального). В результате воспитания и образования человек получает определенный запас (или багаж) стратегических знаний. Чем больше и разнообразнее эти знания, тем более универсально их может использовать человек, тем эффективнее он сможет строить свое поведение, тем шире будет практическая или теоретическая специализация у такого подготовленного к профессиональной деятельности сотрудника. Наличие стратегических знаний и умение их пополнять характеризуют уровень интеллектуального развития человека, на что, впрочем, и нацелены основные задачи построения современного цивилизованного общества.

Познавательные цели могут носить и узкий предметноориентированный характер, направленный на пополнение и углубление уже имеющихся профессиональных знаний. Так, программисты в современном мире для поддержания своего профессионального уровня должны постоянно заниматься образованием(в том числе и самообразованием) и изучением новых программных средств, в большом множестве пополняющих рынок продуктов информационных технологий.

Следует отметить, что накапливание знаний идет впрок без определенных гарантий, что они понадобятся в дальнейшем. Такая двойственность стратегических знаний - необходимость их использования в критических ситуациях, наступающих вероятностным образом, и явная избыточность при отсутствии таковых - неизбежная плата за их универсальность.

Социально-поведенческие цели получения информации явно не выражены. Они проявляются в повседневной деятельности человека в быту, в его общении с людьми, с окружающей природой, в поведении в социуме и Т.П., т. е. в тех ситуациях, где чаще всего требуются оперативные или тактические знания, складывающиеся на данный момент. Способности к восприятию и переработке информации в таких ситуациях зависят в основном от генетически унаследованных свойств, от присущих моральных принципов поведения и, конечно, от суммы приобретенных знаний в результате воспитания и образования.

Цели художественно-эстетического порядка связаны с постоянным стремлением человека к духовному обогащению, получению с помощью культуры и искусства (литературы, театра живописи и т.д.) знаний интеллектуального рода, вызывающих его эмоциональные переживания. Еще в XVIII в. А. Баумгартен предложил новое понятие - "науку о чувственном знании" как низшую теорию познания (4), дополняющую логику, для чего ввел термин эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного. В этом случае содержащееся в произведениях искусства и культуры при общении с ними человеком осмысливается индивидуально, в результате чего извлекаются знания о духовных ценностях человека и окружающего мира, причем это происходит аналогично процессам получения и извлечения информации в других областях - технике, экономике и др.

Игровые цели получения информации направлены на принятие оптимальных решений участниками игры, которые преследуют в процессе игры противоположные интересы, что представляет собой конфликтную ситуацию. Поскольку участвующие в большинстве конфликтов стороны заинтересованы в том, чтобы скрыть от соперника свои намерения, принятие решений происходит в условиях неопределенности, а получение какой-либо информации о планах (стратегии) играющих и об имеющихся у них ресурсных возможностях снижает неопределенность на стороне получателя этой информации и дает ему больше шансов на выигрыш.

Таким образом, информация позволяет максимизировать вероятность достижения благоприятного результата игры за счет обоснованного разрешения конфликта на основании имеющихся или полученных знаний о вероятных действиях противника.

К классу игр относят не только всем известные традиционные игры - салонные, настольные или домашние игры (например, шахматы, карты, домино), но и конфликтные ситуации, возникающие в экономике (аукционы, арбитражные споры, конкуренция производств, товаров и т.п.), в спортивных состязаниях, в военном деле, в политике, (например, выборы в органы власти при наличии нескольких кандидатов на одно место) и т.п.

Конфликтные ситуации характеризуются наличием множества неизвестных факторов и планов противодействующих сторон и отсутствием информации об этом, что создает трудности для непосредственного анализа таких ситуаций, необходимость чего определяется самой целью игры. Учитывая это, была создана теория игр как раздел математики, изучающий методы и модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, т. е. при явлении, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами.

Игра по сути представляет собой процесс непродуктивной деятельности человека, смысл которой заключается не только в результате, но и в самом процессе. Это свойство игры в настоящее время широко используется при проведении так называемых деловых игр. Они позволяют разыгрывать различные ситуации по заданным или разрабатываемым самими участниками игры правилам.

Таким образом, информация, получаемая участниками в процессе деловой игры, приносит им новые знания и навыки поведения в необходимых для их профессиональной деятельности условиях, в ситуациях, имитирующих реальные. Следовательно, такая информация носит также и познавательный характер.

Игра как способ нетривиального получения информации имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии как детей и подростков, так и отдельных контингентов специалистов, а также в приобретении ими знаний, обеспечивающих психологическую и интеллектуальную подготовку к будущим жизненным ситуациям.

Управленческие цели получения информации в отличие от других, перечисленных выше, имеют, как правило, хорошо формализуемый характер, так как связаны с задачами управления (5), заключающимися, в свою очередь, в достижении определенных, заранее намеченных целей относительно состояния или поведения выделенного объекта управления.

С понятием "управление" напрямую связано общенаучное определение системы управления как совокупности управляемого объекта и устройства управления (комплекс средств сбора, обработки или преобразования, хранения и передачи информации, а также формирования управляющих решений, сигналов или команд), действие которой направлено на поддержание или улучшение работы объекта. Рассмотрим более подробно суть управления.

На рис. 1.1 представлена обобщенная структура системы управления, которая включает входные воздействия на объект Х, характеристику его состояния на выходе - Y и управляющее воздействие - U, сформированное устройством управления на основании поступающей информации о состоянии объекта на входе - Ix и выходе - Iy, о целях управления - Iz, а также о среде пребывания объекта - внешней среде - Is (последнее не всегда учитывается).

Рис. 1.1. Обобщенная структура системы управления

Таким образом, эффективное управление в общем случае возможно только при наличии достаточных, достоверных и своевременных (оперативных) знаний от указанных выше четырех источников информации (Ix, Iy, Is, Iz). Отсюда вывод – любое управление базируется на информации. Этим проблемам посвящена современная наука кибернетика (6).

Объекты управления по своей природе подразделяются на следующие группы:

  • технические (технические устройства, системы, машины и т.п.);
  • организационно-экономические (фирмы, отдельные цеха или участки предприятия, учреждения, корпорации, отрасли хозяйства, экономическое хозяйство страны, государство, территориальные, государственные и межгосударственные политико-экономические образования, рынки и т.п.);
  • энергетические (генераторы электрической, магнитной и других видов энергии, ее преобразователи, потребители и т.п.);
  • социальные (отдельные люди и коллективы, характеризующиеся национальной или государственной принадлежностью, местом проживания, родом своей деятельности, возрастными или другими отличиями и связанные со сферой их повседневной жизни, организации их жизни, с другими коллективами и т.п.);
  • биологические (отдельные виды животного и растительного мира, штаммы и т.п.);
  • информационные (данные, базы данных, документы и т.п.).

Объектами управления могут быть разнообразные процессы и технологии:

  • производственные процессы (технологические, энергетические, транспортные и др.);
  • процессы проектирования (например, проектирование сложных агрегатов, судов, промышленных сооружений, производственных комплексов и т.д.);
  • научно-исследовательские процессы;
  • медицинские исследования;
  • процессы технического или иного диагностирования;
  • информационные технологии (учет и обработка данных статистической отчетности, программирование и т.п.);
  • и др.

Носители информации

Исходя из определения информации как сведений, из которых человек извлекает знания для управления (целевая функция), эти сведения могут иметь как постоянную форму (статическую), например в виде учебника, изложенного на бумаге, или переменную форму (динамическую), например в виде звукового сообщения, передаваемого человеку человеком или радио.

Таким образом, сведения как источник информации могут быть заложены в природе, записаны человеком или автоматом на каком-либо носителе, находиться на хранении или передаваться от источника к получателю (в этом случае принято говорить о сообщении) и обрабатываться с целью извлечения из них информации.

Данные

При постоянной форме сведения представляются в виде каких-то знаков, цифр, чисел, текста, графиков, рисунков, фото и кино снимков и т.д., т.е. в виде данных, которые фиксируются на материальном объекте (например, на бумаге, магнитной или фотопленке и т.п.).

Данные имеют самостоятельные характеристики независимо от информации, которую они содержат. Например, текстовые данные характеризуются языком и алфавитом, размером букв, их расположением (количество в строке и т.п.), стилем оформления и т.д. Числовые данные имеют свои характеристики: система счисления (арабская, римская, дата), отношение к дробной части (фиксированная запятая или плавающая), точность представления и т.д. Одна и та же информация может быть выражена, например, в числовой форме (в виде таблицы, последовательности чисел и т.п.) или В графической (в виде графика, гистограммы и т.п.). Таким образом, необходимо описание формы представления, т. е. описание самих данных независимо от того, какую они несут информацию.

Следует сказать, что данные - это только часть множества различных фактов, событий, явлений, связанных с некоторым объектом исследования или управления, которые воспринимаются и фиксируются человеком для решения отдельных задач при достижении поставленных целей.

Так, для водителя автомобиля важны данные из технического паспорта на это транспортное средство, характеризующие основные пара метры двигателя, кузова и других составляющих элементов, которые влияют на его эксплуатацию. При этом не важны подробные факты изготовления или сборки этих элементов, например физико-химические свойства исходного сырья(металла, резины, пластмассы и т.п.), используемого при производстве. В другом случае конструкторы автомобиля в обязательном порядке интересуют все отмеченные последние данные, так как они влияют на характеристики надежности, условий производства и других свойств разрабатываемого изделия.

Другой пример: на любом организационно-экономическом объекте - предприятии или фирме, в отрасли, народном хозяйстве или рынке циркулирует огромное количество данных, характеризующих различные стороны деятельности этого объекта. При этом руководителю предприятия необходимы обобщенные данные о показателях деятельности всего предприятия за определенный отрезок времени - выручки, прибыли, произведенных затратах, себестоимости продукции и т.п. Руководителю подразделения данной организации в первую очередь важны показатели работы его конкретного участка, Т.е. первичные данные, из которых в процессе последующей обработки выделяются только определенные показатели, значимые для верхнего уровня управления предприятием, и передаются в руководство для получения интегральных показателей деятельности всего предприятия.

Таким образом, данные служат основой для извлечения определенной информации (если последняя в них содержится, что, впрочем, и необязательно), на базе которой производятся заключения, выводы и решения по управлению.

Обработка данных - процедура приведения их к такому виду, который наиболее удобен для получения из них информации. В результате обработки данных ставится задача – из минимального количества данных извлечь максимально возможную информацию для принятия решения по управлению.

Если данные отобраны или собраны неверно (не точно определен набор самих параметров или данные содержат ошибки), то такие данные не смогут отразить существенные свойства состояния или поведения объекта управления, которые нужны для объективного и достоверного суждения о нем и принятия разумных решений по его управлению. Если данных для анализа недостаточно, то объем извлекаемой из них необходимой информации может оказаться также не вполне достаточным для принятия решения, а производимые на этом основании выводы будут неполными, что скажется на эффективности управления (следует отметить, что в теории информации и управления разработаны современные методы, позволяющие оптимизировать процессы управления в условиях неполной информации об объекте).

В случае избытка данных применяются специальные методы обработки (фильтрации, сжатия и др.), позволяющие извлекать из них только необходимую информацию для решения поставленной задачи, не затрагивая область избыточности представленного материала, или общего массива данных.Из вышесказанного видно, как велика роль данных в теории информации.

Исходя из этого, разработано множество методов получения данных (отбор, сбор, измерение, передача), которые применяются в разнообразных случаях при решении информационных задач в различных предметных областях науки и практической деятельности человека. В зависимости от поставленных задач используются различные методы обработки данных, которым посвящены отдельные теории. В частности, в настоящее время широко распространены методы цифровой обработки данных с помощью средств вычислительной техники. При этом следует учитывать, что большие объемы самих данных и высокие скорости их обработки не всегда дают гарантию получения человеком точных и достоверных знаний о предмете исследований, Т.е. не всегда приводят к полному извлечению из представленных и обработанных данных необходимой информации.

Документы

Ученые и специалисты в научной, производственной, образовательной и других сферах деятельности оперируют научными, техническими и другими сведениями, получаемые в основном из документированных ИР, которые чаще всего транслируются по документальным, а в последнее время все больше и больше по электронным каналам. Именно эти два канала являются основными источниками получения ИР. Основным объектом, который используется для передачи информации по этим каналам, является документ.

С понятием "данные" напрямую связано понятие "документ". Под документом (от лат. documentum - свидетельство) понимают материальный носитель данных (бумага, кино-, фото-, магнитная пленка; в старину папирус, глина и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и в пространстве. Может содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В узком смысле документ - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

В новой редакции Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (который ранее именовался "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ), определение понятию документа отсутствует. Вместо этого дано обобщающее определение документированной информации:

Закон >

Документированная информация- зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель

Дадим более широкое толкование документу или документированной информации с учетом задач хранения, обработки и передачи информации:

Определение >

Документ или документированная информация- зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве

В соответствии с определением документ представляет собой постоянную или статическую форму представления сведений, причем в широком смысле понимания документ может не иметь реквизитов. Например, древние нерасшифрованные рукописи или неразгаданные рисунки являются по существу историческими документами, в которых заложена определенная информация о событиях, не известных современному человечеству. Такому документу приписываются реквизиты его владельца или места хранения.

В юриспруденции для документа требуются более жесткие требования его оформления (печать, личная подпись, в последнее время - цифровая подпись и т.п.).

1) Данные - любая информация представленная сuмволамu (цифрами, буквами или специальными знакамu) или их последовательностями;
- факты или идеи, выраженные в формализованном виде, обеспечивающем возможность их хранения, обработки или передачи.
Символ - элемент из заданного множества n элементов, который может быть представлен знаком или реализован технически в виде комбинаций или последовательности импульсов, геометрических фигур и Т.П.
Знак - реально различимый получателем материальный объект: буква, цифра, график, предмет, символ и т.п.
- совокупность признаков или примет, по которым узнается, распознается что-нибудь. В узком смысле знак и символ - синонимы.

2) Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека;
- идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого;
- набор моделей об окружающем нас мире (в формулировке Л. А. Растригина).

3)В дальнейшем в приведенном формате: [Закон > определение] будет приводиться выдержка из Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

4) Познание - обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении;
- взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

5) Управление - элемент или функция организованных систем различной природы (технических, организационно-экономических, социальных, биологических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ;
- процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

6) Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления) - наука об общих законах получения, хранения, переработки или преобразования и передачи информации. Включает теорию информации, теорию алгоритмов, теорию автоматов, теорию исследований операций, теорию оптимального управления, теорию распознавания образов.

Источник: Блюмин, А.M. Mировые информационные ресурсы: Учебное пособие / А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2011.-296 с.(С.10-28)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: