Священные числа — это числа, которые имеют специальные символические значения. Особое отношение к ним коренится в древней вере: если использовать эти числа для измерений или учитывать их при определении дат и так далее, то можно умилостивить богов и подтвердить свое членство в их метафизической семье.
Ниже приводится список священных чисел, обычно используемых в сакральной геометрии при постройке культовых сооружений. Соотнося размеры и формы древних сооружений с этими числами, можно постичь тайны сакральной архитектуры. О священных числах нельзя думать как о простых пропорциональных отношениях при воздвижении красивых зданий. Они сопряжены с желанием Бога привнести порядок во Вселенную. Во все времена эти числа не считали изобретением человека, но воспринимали как часть космических законов, на использование которых благословлялись люди.
1 — Это число представляет единство. Так как «единица» является частью всех остальных чисел натурального ряда, она представляет идеальный символ божества. «Единица» — это происхождение, элементарная сущность.
|
|
2 — Полярность и разрыв; разрушение единства, инь-ян, добро и зло, мужчина и женщина, царство противоположностей.
3 — Самое священное из всех чисел, часть нашего неосознанного мышления. Треугольник связан с обычным использованием «троек» в структуре Космоса и традиционным утроением всех вещей, перекликающимся с троицей бытия: тело, душа, дух. В религии самые высокие божества триедины: Вавилон знал Ану, Бела и Энки; Индия имела Брахму, Вишну и Шиву; греко-римский пантеон указывал на Юпитера, Юнону и Минерву, а христианство толковало о Святой Троице — Отце, Сыне и Святом Духе.
4 — Связано с основными разделениями пространства и времени: четыре направления света, четыре состояния тела, четыре всадника Апокалипсиса, четыре реки рая, четыре основные добродетели, четыре ветра, четыре времени года, четвере главных пророков и четверо евангелистов.
5 — Состоит из двух неравных частей, 2 и 3. Разнообразие приносит зло и неудачу. Пятерка символизирует индивидуальность, бросающую вызов естественному порядку вещей и несущую за это наказание. Это чис-
Пентаграмма как единение первоэлементов
ло связывается с пятью пальцами на каждой руке, пентаграммой (см. отдельную главу).
6 — Бог создавал мир за шесть дней. Шесть — сумма 3+3 или 1+2+3. Поэтому это число совершенно. Христос был замучен на шестой день недели и умер в шестом часу дня.
7 — С самых ранних времен это число было связано с небесными существами и духовными силами. Насчитывается семь дней недели, семь известных планет (включая Солнце и Луну); семь злых духов, семь уровней зиккурата (вавилонской башни для наблюдения за звездами). Согласно св. Августину, «семерка» символизирует совершенство Бога: Он создал мир и на седьмой день отдыхал. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. // И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт., 2:2-3). Христианская жизнь вся структурирована числом 7: насчитывается 7 основных грехов, 7 добродетелей, 7 таинств.
|
|
Зиккурат III династии Ур-Намму в У ре
8 — Первое число после 7, символ жизни, новая жизнь после крещения (в языческие и в христианские времена). Воскресение Христа произошло на «восьмой» день недели (седьмой день еврейской недели — суббота).
9 — Получается в результате 3x3. В этом смысле число 9 представляет даже большую святость, чем число 3.
10 — Св. Августин утверждал, что это число показывает совершенство, потому что является суммой 3+7. О совершенстве числа 10 свидетельствуют десять заповедей, состоящие из 3 законов, связанных с любовью к Богу, и 7 указании, связанных с любовью к ближнему. Десять — это круг, образующий основу десятичной системы счисления; «десятка» была универсальным числом пифагорейцев.
12 — Это число лежит в основе вавилонской числовой системы. Оно связано с двенадцатью знаками Зодиака, двенадцатью месяцами года; в сутках 12x2 часов. В иудео-христианской традиции известно двенадцать врат рая, двенадцать племен Израиля, двенадцать бронзовых тельцов, двенадцать апостолов, двенадцать звезд вокруг головы апокалиптической женщины и так далее. (Этому числу посвящена отдельная глава).
В сакральной геометрии числа объединены с формами и создают гармоничное целое. Идея священной архитектуры состоит в том, чтобы воссоединить человечество с Космосом, Богом. Такое воссодинение на протяжении тысячелетий происходило с помощью зодчих, строителей, архитекторов особых сооружений.
Космическая мистерия двенадцати апостолов (из работы Иоганна фон Глогау, 1513 г)
Сооружения, возводимые для реализации задач душевного возвышения, могут быть найдены в Храмах Поклонения Солнцу в Месопотамии; это святыни Исиды в Египте, шатры Яхве, святилища Мардука, христианские церкви и исламские мечети. На протяжении истории человечества встречаются основные геометрические формы, из которых состоит вся Вселенная. Ее структура
может быть воспроизведена с помощью двух инструментов, используемых математиками с незапамятных времен: линейки и циркуля. Циркуль с изображением Длани Господней, является символом Бога, отмеряющего границы свода небесного. В Библии сказано: «Он проводил круговую черту по лицу бездны» (Притч., 8:17). Концы циркуля связываются с духом и материей, формой и жизнью. Единение этих двух начал дает рождение постоянно изменяющейся мантии вечной жизни, существующей в Божественном круге.
Рассмотрим вкратце основные символы сакральной архитектуры (более подробное осмысление геометрической символики см. в специальной главе)
Круг — возможно, самая древняя фигура, известная человечеству; она встречается в природе чаще всего.
Равносторонний треугольник получен из пересечения двух кругов, нарисованных каждый от центра другого. Любые много-
угольники можно изображать, добавляя все новые равносторонние треугольники к уже имеющимся.
Квадрат — уникальная геометрическая фигура, позволяющая получить точное деление и умножение на 2. Вписав в квадрат крест, можно разделить его на восемь треугольников, определяя таким образом восемь основных точек пространства — четыре направления и четыре стороны света.
|
|
Пентаграмма (по-
Бог очерчивает Вселенную
лученная из шестиугольника) — древний символ здоровья и спасения; в средневековье использовалась в качестве символа для заклинания злых духов. Как геометрическая форма, она имеет множество значений. Ее связь с золотым сечением дает возможность бесконечного деления в обоих направлениях, делая этот символ еще более мис-
тическим. Оздоровительное, медитативное, интегрирующее назначение пентаграммы определяется стремлением личности к самоориентации. Человек есть центр собственной относительной про странственно-временной композиции, через которую он получает космическое посвящение. То, что находится от него в разных направлениях, становится прошлым и будущим, а центром всегда остается индивидуум, носитель сознания вечного настоящего. Шестиугольник получается при делении окружности радиусом. Простой способ построения этой формы помогает его широкому использованию в природе:
ульи, формы базальтового камня. Шестиугольной была печать царя Соломона.
Золотое сечение — это отношение, которые использовали на протяжении всей истории человечества. Оно обнаруживается при установке зданий, создании художественных работ и так далее.
Все эти вещи объединяются, чтобы создать полную гармонию здания. Каждая часть имеет свою форму и размер. Ничто не может быть добавлено или удалено без нарушения гармонии.
Пример древнего храма, по-
Мистический перстень с изображением пентаграммы
строенного но эллинистическим классическим линиям, — гарни. Пропорции, используемые при проектировании храма, и эстетически красивы, и подтверждают торжество универсальные законов, которые управляют судьбой человека. Углы, число колонн — все это было сделано для умилостивления богов и защиты человека от их гнева.
Фактически, сама структура здания представляет собой Космос: поднятая платформа; 9 ступеней, ведущие к главному входу (9=3x3, священная триада); 24 колонны, представляющие облака; потолок как купол небес; сложное использование равносторонних треугольников, квадратов, пятиугольников и шестиугольников. Колонны расположены по 6 (число человека) спереди и сзади и по 8 с каждой стороны на сторонах (первое число после семи, символ жизни)
|
|
Мысленно представьте фасадхрама с геометрическими образцами. Начинаясь с первой ступени и поднимаясь к высшему краю
карниза, можно начертить круг. Круг разделен воображаемыми линиями, проведенными от ключевых точек здания. Два больших равносторонних треугольника привлекают внимание к другим трем равносторонним треугольникам внутри, которые обращают взор на другой набор треугольников — это шесть треугольников, каждый имеет 3 стороны (6x3, или 18). В каждом наборе из трех треугольников в общей сложности насчитывается 9 сторон. 9=3x3, происходит удвоение самого священного числа.
Священнослужители должны были подниматься по 9 ступеням (снова священная девятка), каждая из которых представляла 7 известных планет + человека на земле, Бога на небесах. Каждый набор из трех треугольников зеркально отображается другим набором; один обращен вниз от небес, другой — вверх от земли. В месте, где они встречаются, образуется правильный квадрат, его форма подобна алмазу, сопрягающемуся с внутренней святостью, местопребыванием божества. Стороны алмазного квадрата направлены по внутренним стенам святилища.
Зеркально отображенные треугольники — это также и точка, где может произойти встреча человека и Господа, озаряющего Своим светом землю. Здесь получается число 18, которого не было в списке основных священных чисел сакральной геометрии. Однако сокровенные науки (такие как нумерология, сакральная геометрия и так далее) работают не только с указанными числами непосредственно, но также и с их комбинациями. Сложим цифры, входящие в состав числа 18. 1+8=9. Снова происходит повторение числа 9: девять шагов, девять сторон у каждого набора треугольников, 18 сторон треугольников (также 9). В числе 18 содержится 1 (число единства) и 8 (восемь основных направлений). Объединенные с квадратом, 18 сторон треугольников и четырех стороны квадрата дают в сумме 22 (2+2=4). Четыре стороны света и четыре времени года определяют время и место. Этот — символ божества, управляющего всеми земными вещами, представляющего постоянное время: то, что было, и то, что будет. Круг и треугольники на подсознательном уровне привлекают внимание к внутреннему святилищу туда, где находилась статуя Митры.
Во внутреннем святилище воображаемые линии образуют совершенный круг (1 = целое), с группой из 6 (3+3, совершенное число) кругов, размешенные в его пределах. Ниже — еще 4 круга, они заполняют собой место, где раньше располагались статуя и вечный огонь. Деление низких кругов снова создает три набора совершенных треугольников, вызывая к жизни число 9. И снова треугольники встречаются в месте расположения божества, наи-
более вероятно — в области лица. В длине линий фигурируют числа 8 и 5. Восемь — символ жизни, день восстановления сил, символический день, когда началась история земли. 5 в некоторых культурах неудачное число, но вместе с тем, это знак пентаграммы, творения (пять пальцев). Внутри святилища число 5 всегда определяет длину горизонтальных линий, в то время как 8 — длину вертикальных линий. Космически это подразумевает возрождение и новую жизнь, нисходящую с небес и даже снизу (некоторые боги
Митра
обитали в подземном царстве). Новая жизнь встречается с горизонтальным человеческим миром, неспособным войти в царство богов без их помощи.
Такая символика видна практически во всех храмах. Если пересчитать количество линий, расстояния, сложить их, всегда получается священное число. Для создателей храма такая нумероло-гичность была совершенным воплощением их общения со Вселенной. Методы сакральной геометрии используются, в основном, только в культовых постройках. Обычные дома могут, в лучшем случае, служить далекой иллюстрацией эзотерических знаний, но никогда не являют такое единство форм и совершенство облика, как храмы. Каковы основные части храмового сооружения, придающие ему сакральность? Одна из важнейших частей — купол, который мы рассмотрим в следующей главе.
Свойства куполов
Купола имеют особое значение в сакральной архитектуре. Возникнув на основе шалашей из гнущегося материала — тростника, ветвей и глины, — купола уже в глубокой древности возводились из заговоренных особым образом камней или обожженного кирпича. Важное значение купол получил в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов. Перекрывая без опор большое помещение в центричных сооружениях, купола усиливали его роль в архитектурных композициях и придавали не только торжественную величественность, выражая идею силы и незыблемость религиозных
представлений, но использовались и как генераторы определенных полей с целью оказания направленного воздействия на находящихся под их сводами. Собор св. Петра в Риме, церковь Преображения в Израиле, Капитолий в Вашингтоне — три самых известных куполообразных здания. Форма купола широко используется в науке. Вогнутые линзы телескопов фокусируют свет от далеких звезд. Повседневные спутниковые антенны куполообразной формы фокусируют звуковые и электромагнитные волны.
Римский пантеон (ок. 125 г.)
Купол представляет собой собиратель внешних сил, внешних вибраций. Шепот на одной стороне отражающего звук куполообразного здания можно легко услышать на другой, потому что звук сосредоточивается в центре его сферической формой.
Свойства такой сосредотачивающейся энергии используются для звуковой и визулизационной медитации, заживления ран и духовного подъема. Строители прошлого удивительным образом умели сочетать красоту с полезностью. Любая геометрическая фор-
ма работает более эффективно, когда ее размер подобран таким образом, что она получается настроенной на частоту, на которой будет использоваться. Иранские архитекторы времен Ахменидов и Сассанидов при вычерчивании профиля своих эллиптических куполов применяли треугольник со сторонами 3:4:5.
Крестовый свод
Существует определенная форма купола — интегратрон. Это 38-футовая в высоту 50-футовая в диаметре структура, предназначенная отражать и сосредоточивать диапазон частот, полезных для омоложения людей. Структура была построена в 1950-х гг. инженером Джорджем Ван Тасселем для реализации принципов омоложения Лаховского.
Лаховский полагал, что живые клетки — это батареи; ядро обладает положительным зарядом, а цитоплазма несет отрицательный. Если клетки подвергать воздействию электромагнитных колебаний, они смогли бы «перезаряжаться» и таким образом омолаживаться. Дело в том, чтобы правильно выбрать нужный диапазон частот.
Исследования показывают, что мы в какой-то степени суть электрические существа, использующие биохимическое тело для существования в электрохимической окружающей среде. Название описанного выше прибора «интегратрон» фактически применяется к электростатическому генератору высокого напряжения, который работает с диапазоном частот, необходимым для перезарядки структуры клетки.
Особую важность в энергетическом отношении представляют наскальные купола. Один из самых известных таких куполов — в центре Храмовой горы в Иерусалиме (см. главу Тайна Храма Соломона). Это величественное мемориальное сооружение, верхняя
часть которого облицована цветной керамической плиткой, является мощным генератором положительной энергии.
Наскальный купол — наиболее древнее из мусульманских сооружений, сохранившихся в своем первоначальном виде (во многом благодаря особой форме, генерирующее вибрации сохранения). Его строительство было завершено в конце VI столетия н. э. Само здание имеет форму концентрического многоугольника, в центре которого находится скала, прямо над которой
Изображение Наскального купола
и возвышается купол. Внутри здания располагаются два ряда колонн и несущие арки, разделяющие внутреннее пространство мечети на две части. Все это определяет его особые свойства как излучателя.
Вид лестницы на Храмовую гору, опиравшейся на арки
Стены здания снаружи и изнутри богато отделаны и содержат многочисленные священные надписи. Это здание не предназначалось для мечети: с первых дней оно служило как бы зарядным устройством для паломников, наделяя каждого, кто попадал под его своды, благостной энергией. Историк IX века аль-Якуби рассказывал, что халиф Абд эль-Малик построил купол над скалой, с которой вознесся на небо пророк и «приказал своим людям обнести его стеной, как обнесли Каабу». Здесь нужно сделать небольшое отступление про Каабу.
Это священный храм му-
сульман в Мекке. Буквальный перевод слова Кааба — «куб». Это главная святыня ислама, имеющая форму неправильного куба, расположенного в центре прямоугольного двора. В наружной стене Каабы в юго-восточном углу на расстоянии 5 футов над землей расположена ниша с мистическим черным камнем. Считается, что первоначально, когда этот камень ангел Джибрил дал патриарху, он был белого цвета, но вследствие грехов человеческих камень окрасился в черный цвет. Черный камень имеет в диаметре 7 дюймов и окан-
Кааба — святыня ислама
тован в серебро. Этот камень — магический кристалл, в котором собрана мудрость об устройстве Вселенной.
По традиции, за 3000 лет до сотворения мира Кааба была основана на небесах. Кааба на земле — отражение Каабы небесной. Над ее возведением трудились 10000 ангелов, которые были призваны охранять это сооружение. Восхождение в Каабу через подвижную лестницу знаменует познание мира, во время которого человек обретает мудрость и высшее видение. Суфийская мудрость гласит: «Лестница человеческого знания о Господе есть познание самого себя, а оно, в свою очередь, есть первая глава знания мира Божественного владычества». Рассказ о построении Наскального купола приводится и в ряде более поздних мусульманских источников. В свое время Абд эль-Малик хотел превратить этот купол в объект хаджа (паломничества).
План Наскального купола
Место возведения Наскального купола являлось священным не только для мусульман. Средневековая иудейская традиция видела в горе Мория центр мира, пуп Земли. В Вавилонском Талмуде (трактат Йома, 54:72) указывается, что эта гора есть «камень основания», «место, на котором стоит весь мир».
В Библии прослеживается взаимосвязь между горой Мория и страной Мория, между Храмовой горой и рассказом о жертвоприношении Исаака. («Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мо-риа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о кото-рои Я скажу тебе. // И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт., 22:2, 14)).
Украшения внутри здания включают многочисленные изображения растений, геометрических фигур, а также византийских и сасанидско-иранских предметов. Общая длина надписей, покры-
вающих внутреннюю поверхность стен купола, составляет 240 м. Они располагаются над арками внутреннего восьмиугольника с двух его сторон и несут особое мистическое содержание, способствуя привлечению тонких видов энергии на физический план индивида.
Интеллектуальный ислам — это способ познания мира и приближения к Господу, сохранивший в себе математическую философию, родственную пи-фагорейско-платоновской традиции, но в полностью священной Вселенной, свободной от национализма и рационализма, который задушил и разрушил тайные традиции греческой интеллектуальности. Поэтому не случайно в исламских произведениях искусства, в частности, архитектурных сооружениях, можно увидеть множество мистических символов Космоса в их чистом, первозданном виде.
Минарет — отражение небесного закона на земле
В этом смысле ислам в какой-то степени можно рассматривать в качестве хранителя традиций сакральной геометрии (но, разумеется, не ее создателя). Неизвестно, где берет свое начало земное воплощение этого знания; но повсюду можно видеть его проявления. Это и индусские, и тибетские янтры и мандалы, кельтское искусство, религиозное искусство всех конфессий.
В византийской архитектуре широко применялись купола на тромпах и парусах, что позволяло возводить купол над помещением с любой конфигурацией плана (например, храм Софии в Константинополе). В средневековье разнообразные по конструкции купола в Европе и на Кавказе возводили, в основном, в кре-стово-купольных храмах (храм Джвари близ Мцхеты в Грузии,
церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении). С развитием эзотерического сознания для более направленного воздействия и корректировки работы определенных органов тела постепенно изменяются наружные очертания купола относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки — обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (например, купол собора Сан-Марко в Венеции, IX-XI вв.). Криволинейное покрытие куполов соотносится с современными воззрениями. Например, ученый С. Кравченко выдвинул теорию о том, что физическое пространство Вселенной есть
Купол
пространство гладких кривых. Купола с внешними оболочками, завершавшие вертикальные объемы культовых зданий и созданные с учетом природного и энергетического окружения, получили большое распространение в русском средневековом зодчестве.