«С помощью архитектуры земля открывает себя небу».
Р. Штейнер
Изучение сакральной геометрии ведет к обретению навыка во всех практических искусствах, в то время как изучение обычной геометрии ведет к получению навыка только в сфере интеллекта. Еще Монтескье говорил: «Интеллект есть способность находить разницу в сходном и сходство в различном». Сакральная геометрия не только находит эту разницу, но и направляет, моделирует человеческую реакцию на нее. Лучший инструмент для такого моделирования — архитектурные формы, выступающие как памятники священному знанию, сохраненному заботливыми предшественниками для своих потомков.
Человеческий опыт и человеческая реакция на все вещи происходит из уникальной способности подсознательно признавать геометрический порядок мира. На этом уровне, совершенство, свойственное греческому храму или живописи Да Винчи следует не просто из-за того, что они сделаны из специфического материала или имеют определенный оттенок, но потому, что гармонические размеры, содержащиеся в их проектах, подчиняются законам сакральной геометрии, которая сама является самостоятельным воплощением гармонических энергетических волн, музыки и универсальных пропорций. То, на что откликаются чувства, — это геометрическая и пропорциональная соразмерность и формы волн, созданные с помощью сакральной геометрии.
Священная геометрия обеспечивает средства для лицезрения проявлений Бога и Его разнообразия в универсальном порядке вещей. Эта идея особенно отчетливо прослеживается в исламе и индуизме. Мечети и художественные формы, также как и современная архитектура, содержат в себе многие ключи к структуре Космоса, символы мира как творения Бога.
Различные обрядовые и оккультные сооружения, невзирая на похожесть геометрических форм, носят ярко выраженный индивидуальный характер. Объяснить разницу можно разностью целей воздействия, а также свойствами данного места силы и индивидуальными способностями операторов. Каждая геометрическая фигура, лежащая в основе любого сооружения, имеет особое (тор-
сионное) поле вращения, свойственное лишь ей одной. Каждая конфигурация данного поля воздействует на окружающий информационно-энергетический континуум определенным образом. На основе знаний об этих процессах строятся современные психогенераторы.
Самыми ранними известными носителями идей сакральной геометрии были шумеры и египтяне. Их произведения строительного искусства отражают и воплощают действие основных фундаментальных универсальных законов бытия. Посвященные всех стран и эпох использовали геометрию для объяснения воплощения Божественного на земле; само слово геометрия, понимаемое как «мера земли», связано с наличием метафизического в природе.
Поскольку сакральная геометрия отражает Вселенную, ее чистые формы и динамические равновесие преследуют высокую цель: достижение духовной цельности через само-отражение, таким образом давая структурное понимание работы внутренней самости. Другими словами, путь для интуитивного разумения, нахождения причин существования вещей, путешествуя глубоко внутрь подсознания, выходя за пределы трехмерного мира и постигая всесторонние идеи и принципы мироустроения. Настоящее произведение сакральной архитектуры тоже выдается своими формами за переделы трехмерного пространства, оставляя для тех, кто сможет возвыситься до правильного его понимания, безграничное поле для духовной деятельности и расширения сознания.
Сознание организма — та сила, которая ведет, организует и преобразует его. Организм — это объединенная, действующая, самосущая система взаимоотношений, будь то клетка, человек, общество или солнечная система.
Человеческое стремление к осмысленному образу жизни привело к пониманию индивидуальности как микрокосма. Изучая каждую форму и природу своего бытия, человек находит соответствие или серию соответствий работе Космоса как целого — макрокосма. Такое соответствие лежит в основе многих символических систем. Если человек действительно ощущает себя микрокосмом, его жизненный путь и общественные отношения приобретают характер космического закона. Существенным при этом является интуитивное понимание основной гармонии Вселенной и человеческого желания реализовать себя в созвучии с ней. Если природа гармонична и человек — часть природы, тогда он сам должен быть от природы гармоничен. Законы, управляющие его разумом и телом, отражают проявление природы большего масштаба, принимают участие в его жизни.
Символические системы служат для того, чтобы помочь развить, проявить, а если нужно, и восстановить органичность жизненного пути — пути развивающейся природы.
Четырехмерный континуум ставит жесткие границы постижению Божественного; прорыв в высшие измерения очень труден. Наше представление об окружающем мире формируется в основном за счет зрения (более 90% поступающей информации), то есть на базе оптических восприятий и представлений или, другими словами, электромагнитных проявлений и взаимодействий в узком диапазоне частот. Мы представляем себе мир таким, каким его видим. Мир был бы для нас чувственно другим, если бы, например, наш вестибулярный аппарат был более приспособлен к восприятию гравитационных взаимодействий. Пространство для нас могло бы стать гравитационным, а не оптическим, световым, как сейчас, наделенным метрическими свойствами.
Мы представляли бы мир как некую среду, заполненную гравитацией, в волнах которой плавают и взаимодействуют сгустки гравитации — звезды, планеты и мы сами. Физика знает четыре типа взаимодействий: электромагнитное, гравитационное, сильные и слабые ядерные взаимодействия.
Неявная цель этого метода познания окружающей действительности заключается в том, чтобы позволить уму стать каналом, через который земля (как уровень проявленной формы) может обрести мистическую, космическую жизнь небес. Практика сакральной геометрии в аспекте сакральной архитектуры — это способ поддержания целостности Вселенной. Геометрические диаграммы могут быть рассмотрены как моменты, показывающие непрерывное, бесконечное, универсальное действие Божественного, обычно скрытое от сенсорного восприятия. Таким образом обычная математическая деятельность может стать дисциплиной для интеллектуального и духовного понимания.
Как зеркало небес, сакральная геометрия применялась на протяжении тысячелетий в качестве способа установления на земле универсального порядка, действуя по известному герметическому принципу «что наверху, то и внизу». Конкретное воплощение этого порядка — священные сооружения. Египетская архитектура пирамид своими пространственными отношениями, линиями указывает путь душе, восходящей из физического в духовный мир. Греческий храм посвяшает свои пространственные линии богам. Романская архитектура, например, церковь с ее крестообразной в плане формой, представляет собой место единения с энергией Иисуса Христа.
При визуализации определенных мотивов осуществляется работа по кристаллизации тонкой энергии, и в подсознании возникает геометрический символ, представляющий результат медитации. Это сама Природа дает ответ Бога человеку. Если бы сам человек занялся поисками точного соответствия своим настроениям, ему бы этого никогда не удалось. Только Божественная природа способна сделать подобное автоматически.
Практика сохранения жемчужин этого знания для поколений сохраняется в многочисленных невероятных по своей красоте и величию структурах типа собора в Шартре, одного из наиболее внушительных гимнов сакральной науки.
На Британских островах геометрический модус существования и проявления Божественного проявлен в каменных ансамблях, средневековых соборах и изобилии кругов на земле.
С изобретением рентгеновской фотографии было обнаружено, что физическая структура элементов управляется множеством интервалов, окружающих центральной узел. Общее предположение, что природа материи состоит из частиц, быстро уступило место концепции, что основные образцы материального мира суть геометрические формы волны. Ирония заключается в том, что, выбирая в качестве инструмента познания действительности геометрию, многие древние культуры шли тем же путем, на который
вступает современная наука, и наоборот. То же самое касается и зодчества. Принципы сакральной геометрии особенно важны для храмостроителей. Так как Вселенная была создана Богом, необходимость показа взаимодействия физических структур с Творцом проявляется в отражении. Храмы стали дверьми в сокровенные области физического мира и внутреннего мира сознания. Это позволяет начинать работу по приближению
Пример британского круга на земле
к Божественному. Греческий скульптор так смотрел на возводимое им святилище, что видел в нем произведение всего Космоса. Победа над физической формой, над смертью выражена в кресте, на котором был распят Иисус и который должен напоминать о духовной победе над смертью. В форме креста строилась крипта,
подземная часовня римских христиан. Более поздние постройки, готический храм, собор выражали не духовную победу над смертью, а ощущение души, побеждающей смерть в теле.
Эпоха Возрождения подарила человечеству последние большие образцы применения принципов сакральной геометрии, которая действовала на земле через великих посвященных. Вместе с тем, к XVII столетию стала преобладать рациональная логика мышления, основанная на материализме. Все сокровенное знание было неизбежно осуждено и стало считаться «оккультным» («скрытым»).
Законы сакральной геометрии использовались древними для построения городов и храмов; они не изменились с тех самых пор — разве что стали более сложными. Однако изначальные формы геометрической сакрализации Вселенной остались теми же: круг, квадрат, прямоугольник и их бесконечные комбинации.
Сакральная архитектура берет свое начало в архитектонике символических форм. Например, при построении гороскопа, схематически выражающего описание состояния Космоса применительно к отдельному человеку, а также символически толкующего его судьбу, использовались первичные геометрические элементы, восходившие к кресту и квадрату. Древнегреческие гороскопы демонстрируют такую связь этой симметричной структуры с внутренним миром человека. Самые древние из известных гороскопов строились на основе квадратов, которые пересекались крестом.
В Древней Греции геометрия получила свое философское и поэтическое обоснование. Поскольку без знания геометрии и высшей гармонии нельзя вообще что-либо построить, знание ее — ключ к выживанию, отпирающий тайны Вселенной. Гармоническое сочетание пропорциональных частей в архитектуре, их соразмерность, органическое единство рождает эмоциональное, эстетическое и духовное наслаждение, сходное с впечатлением, полученным от гармонического сочетания соразмерных музыкальных звуков.
Известный теоретик зодчества Леон-Батиста Алберти писал: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания связи числа, ограничения и размещения, нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, есть источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по своей природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывая всю природу вещей.
Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».
Схемы построения средневековых гороскопов по законам сакральной
геометрии
Не каждый исследователь, собирающий примеры влияния сакральной геометрии на развитие человечества и изучающий это влияние, обращается к ее духовному аспекту. Для некоторых она предстает как дополнение к изучению археологии, архитектуры, художественной истории, сравнительного религиоведения или непосредственно геометрии.
На протяжении темной эпохи развития человечества, называемой в индуизме кали-югой, наблюдается фактическая утрата сакрального геометрического знания. Старая египетская и гречес-
кая (а также стоящая на заре прото-цивилизаций) геометрия постепенно забывалась, цепь ученической преемственности для передачи высшего знания нарушена.
Некоторый подъем в этом отношении наблюдался в эпоху Возрождения. Принятие арабской числовой системы подвигнул европейцев к выработке расширенного взгляда на методы счисления. Уже Прокл отчетливо зафиксировал главную особенность геометрической мысли: она способна дать развернутое знание о своих предметах лишь с помощью воображения, отразив их в воображаемой материи.
По Канту, геометрическое мышление есть пространственно-временное конструирование, а предмет геометрии — пространство и его отношения, временная динамика пространственных конструкций. Динамика священной геометрии выражается, как мы видели, с помощью иррациональных чисел. Иррациональные числа, которые являются обычными в геометрических доказательствах, трудно понять с арифметической точки зрения. Следовательно, потребовалось определенное расширение сознания для постижения окружающего мира с несколько иных позиций. Сакральная геометрия, позволяющая оперировать с иррациональными формулами типа 0.618...: 1:: 1: 1.618..., кажется многим людям непостижимо трудной наукой.
В течение XIX столетия размеры строительных материалов стали жестко стандартизироваться. Обычный кирпич был размером 2x4x8 дюймов; бревно имело длину 12 футов и ширину 1, 2, 4, 8 или 12 дюймов. Строительство определялось точно заданным арифметическим соотношением исходных частей для возведения зданий, сооружений. Каждый проект имел в своей основе какую-либо геометрическую схему. При возведении деревянного дома в типично викторианском стиле строитель мог довольствоваться простой арифметикой. Более усложненной моделью являлось сооружение спиральной лестницы; современные здания требуют уже сложнейших геометрических размышлений, в основе которых лежат, тем не менее, общие космические принципы сакральной геометрии.
Страны, расположенные в различных географических, климатических и социальных условиях, создают похожие художественно-мистические символы, эстетические образцы и архитектурные каноны. Архитектурный ансамбль перерастает в первенствующий символ, в синтетическое отражение трансмифа, в каменное подобие Града небесного. В такой символ он перерос в Египте и Вавилоне, Индии и странах буддизма, Греции, Иране, Япо-
нии, в североиндейской культуре и в средневековых аббатствах. Здесь сказывается иррациональный (в том же смысле, что и рассмотренные выше иррациональные числа) вкус народа. Корни духовного вкуса уходят в неизведанные глубины жизни, к закономерностям, связующим народ с надстояшей над ним Божественной реальностью, позволяющей кристаллизовать образ Бога в форме застывших форм.
Каким образом архитекторы прошлого возводили свои величественные сооружения — храмы, пирамиды, которые до сих пор потрясают воображение людей? Ориентация архитектурных жемчужин прошлого, дошедших до нас, подсказывает глубокий сакральный смысл этих построек, которые несут в себе гораздо большее эзотерическое значение, чем стремление усладить взор наблюдателя чисто эстетически. Даже используя самые современные компьютерные технологии, человечество не в силах повторить мистерию сооружения Великой египетской пирамиды! Только тщательное изучение общих космических законов сакральной геометрии, исследование их влияния на людей и возможность практического применения в повседневной жизни способны помочь постичь глубокую тайну сооружений, построенных тысячи лет назад.
Правильные геометрические формы каменных индуистских храмов
1. Удайагири
2. Санчи
3. Ладх-Кхан (Айхол)
4. Храм Дурги (Айхол)
5. Бхитагаон 6 Деогарх
Геометрия предполагает непосредственный контакт с богами. Это происходит путем воссоздания на земле небесной структуры, где Солнце (изначальный бог) и Луна (второй бог) управляют естественным порядком вещей и предстают в основных архитектурных формах. Древний человек уже понимал, что если бы смог составить «карту» Вселенной, то получил бы способность предсказывать прихоти богов, насылающих засухи, наводнения и мор на землю. Геометрия была основным инструментом для создания вещей вручную. Без нее ничего нельзя сделать. Когда вы задумываете создать какую-либо вещь, вы следуете законам геометрии, которая, в свою очередь, основана на более древнем навыке — умении считать. В древнем мире это знание считалось волшебством и в этом качестве сохранялось вдали от взоров профанов. Это была тщательно охраняемая тайна, к которой допускали только избранных. Как отображение структуры Вселенной, священная геометрия и архитектура являлись символической системой для понимания ее работы.
Один из дошедших до нас типов ранних сооружений сакральной архитектуры — обсерватории. Они были не только сооружениями для наблюдения за состоянием звездного неба, но являлись центрами духовного знания. Древние люди обладали потрясающим знанием астрономии и могли предсказывать звездные события с высокой степенью точности. Такая точность определялась в немалой степени и мистической архитектурной формой ранних обсерватории. Древнейшие известные обсерватории в мире находятся в Индии и Армении.
В индийской традиции обсерватории можно понимать как ян-тры. Санскритское слово янтра происходит от корня ян, что значит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую определенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспособлений, которые используются в разных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инструмент, подобный тем, что применяются в архитектуре, астрономии, алхимии, химии.
Санскритский текст XI века Самарангана Сутрадхара, посвященный архитектуре, дает яркое описание таких механических янтр. Крупные обсерватории, построенные в Дели и Джайпуре при покровительстве Джай Сингха (1636-1734), называются ян-тар-мантар, поскольку назначение этих массивных сооружений — служить инструментами (янтрами) для изучения небесных явлений.
Обсерватория в Дели
Армянские обсерватории называются карахундж. Кара означает «каменный»; корень хундж произошел от хунчуни, что означает «голос». Считалось, что эти сооружения могут вещать о тайнах бытия и раскрывать их людям. Построенные уже к 4200 г. до н. э., карахундж (а также обсерватория в Метсаморе, построенная к 2800 г. до н. э.) позволили развить сакральную геометрию до такого уровня, что люди могли без особых трудов измерять расстояния, широты и долготы, оценивать окружающий мир и предсказывать солнечные и лунные затмения приблизительно за 1000 лет до того, как это стали делать в Египте. Города-крепости и храмы, которые были возведены в Армении (некоторым из них 7000 лет) показывают замечательное понимание мистерии сакральных чисел и геометрии в строительстве священных зданий. Они свидетельствуют об использовании в религиозной и повседневной жизни сложной системы квадратов, прямоугольников, кругов и многоугольников.
Современная архитектура больших городов, ориентированная на быстрое возведение домов-коробок и однообразных конструкций оказывает очень опасное влияние на человека. Человек пере-
мешается в искусственную среду обитания, полностью технокра-тизированную, где царит засилье железобетонных домов с вырезанными отверстиями для окон и дверей. Нарушение законов сакральной архитектуры приводит к тому, что стандартизированное окружение своими нелепыми формами оказывает деструктивное воздействие на психику, вызывая отрицательные эмоции и провоцируя на немотивированные поступки. Именно поэтому, по статистике, больше всего преступлений совершается в новых, «современных», дисгармоничных кварталах мегаполисов, где поживает большой процент людей с очень низким уровнем сознания. Они влекутся туда определенными геометрическими непропорциональными формами, а поселяясь, начинают действовать.
Французский архитектор Огюст Перре говорил: «Искусство архитектуры заключается в том, чтобы заставить звучать опоры». Храмовые сооружения звучат подобно оркестрам, но для их звучания требуется система сакральных геометрических пропорций, своеобразный размерный звукоряд. Этот звукоряд обеспечивает существование чисел.