Сакральная архитектура

«С помощью архитектуры земля откры­вает себя небу».

Р. Штейнер

Изучение сакральной геометрии ведет к обретению навыка во всех практических искусствах, в то время как изучение обыч­ной геометрии ведет к получению навыка только в сфере интел­лекта. Еще Монтескье говорил: «Интеллект есть способность на­ходить разницу в сходном и сходство в различном». Сакральная геометрия не только находит эту разницу, но и направляет, мо­делирует человеческую реакцию на нее. Лучший инструмент для такого моделирования — архитектурные формы, выступающие как памятники священному знанию, сохраненному заботливыми предшественниками для своих потомков.

Человеческий опыт и человеческая реакция на все вещи про­исходит из уникальной способности подсознательно признавать геометрический порядок мира. На этом уровне, совершенство, свойственное греческому храму или живописи Да Винчи следует не просто из-за того, что они сделаны из специфического мате­риала или имеют определенный оттенок, но потому, что гармо­нические размеры, содержащиеся в их проектах, подчиняются законам сакральной геометрии, которая сама является самостоя­тельным воплощением гармонических энергетических волн, му­зыки и универсальных пропорций. То, на что откликаются чув­ства, — это геометрическая и пропорциональная соразмерность и формы волн, созданные с помощью сакральной геометрии.

Священная геометрия обеспечивает средства для лицезрения проявлений Бога и Его разнообразия в универсальном порядке вещей. Эта идея особенно отчетливо прослеживается в исламе и индуизме. Мечети и художественные формы, также как и совре­менная архитектура, содержат в себе многие ключи к структуре Космоса, символы мира как творения Бога.

Различные обрядовые и оккультные сооружения, невзирая на похожесть геометрических форм, носят ярко выраженный инди­видуальный характер. Объяснить разницу можно разностью целей воздействия, а также свойствами данного места силы и индиви­дуальными способностями операторов. Каждая геометрическая фигура, лежащая в основе любого сооружения, имеет особое (тор-

сионное) поле вращения, свойственное лишь ей одной. Каждая конфигурация данного поля воздействует на окружающий инфор­мационно-энергетический континуум определенным образом. На основе знаний об этих процессах строятся современные психоге­нераторы.

Самыми ранними известными носителями идей сакральной геометрии были шумеры и египтяне. Их произведения строитель­ного искусства отражают и воплощают действие основных фунда­ментальных универсальных законов бытия. Посвященные всех стран и эпох использовали геометрию для объяснения воплощения Бо­жественного на земле; само слово геометрия, понимаемое как «мера земли», связано с наличием метафизического в природе.

Поскольку сакральная геометрия отражает Вселенную, ее чи­стые формы и динамические равновесие преследуют высокую цель: достижение духовной цельности через само-отражение, таким образом давая структурное понимание работы внутренней само­сти. Другими словами, путь для интуитивного разумения, нахож­дения причин существования вещей, путешествуя глубоко внутрь подсознания, выходя за пределы трехмерного мира и постигая всесторонние идеи и принципы мироустроения. Настоящее про­изведение сакральной архитектуры тоже выдается своими форма­ми за переделы трехмерного пространства, оставляя для тех, кто сможет возвыситься до правильного его понимания, безгранич­ное поле для духовной деятельности и расширения сознания.

Сознание организма — та сила, которая ведет, организует и преобразует его. Организм — это объединенная, действующая, са­мосущая система взаимоотношений, будь то клетка, человек, об­щество или солнечная система.

Человеческое стремление к осмысленному образу жизни при­вело к пониманию индивидуальности как микрокосма. Изучая каж­дую форму и природу своего бытия, человек находит соответ­ствие или серию соответствий работе Космоса как целого — мак­рокосма. Такое соответствие лежит в основе многих символичес­ких систем. Если человек действительно ощущает себя микрокос­мом, его жизненный путь и общественные отношения приобре­тают характер космического закона. Существенным при этом яв­ляется интуитивное понимание основной гармонии Вселенной и человеческого желания реализовать себя в созвучии с ней. Если природа гармонична и человек — часть природы, тогда он сам должен быть от природы гармоничен. Законы, управляющие его разумом и телом, отражают проявление природы большего масш­таба, принимают участие в его жизни.

Символические системы служат для того, чтобы помочь раз­вить, проявить, а если нужно, и восстановить органичность жиз­ненного пути — пути развивающейся природы.

Четырехмерный континуум ставит жесткие границы пости­жению Божественного; прорыв в высшие измерения очень тру­ден. Наше представление об окружающем мире формируется в основном за счет зрения (более 90% поступающей информации), то есть на базе оптических восприятий и представлений или, дру­гими словами, электромагнитных проявлений и взаимодействий в узком диапазоне частот. Мы представляем себе мир таким, ка­ким его видим. Мир был бы для нас чувственно другим, если бы, например, наш вестибулярный аппарат был более приспособлен к восприятию гравитационных взаимодействий. Пространство для нас могло бы стать гравитационным, а не оптическим, свето­вым, как сейчас, наделенным метрическими свойствами.

Мы представляли бы мир как некую среду, заполненную гра­витацией, в волнах которой плавают и взаимодействуют сгустки гравитации — звезды, планеты и мы сами. Физика знает четыре типа взаимодействий: электромагнитное, гравитационное, силь­ные и слабые ядерные взаимодействия.

Неявная цель этого метода познания окружающей действи­тельности заключается в том, чтобы позволить уму стать кана­лом, через который земля (как уровень проявленной формы) может обрести мистическую, космическую жизнь небес. Практи­ка сакральной геометрии в аспекте сакральной архитектуры — это способ поддержания целостности Вселенной. Геометрические диаграммы могут быть рассмотрены как моменты, показываю­щие непрерывное, бесконечное, универсальное действие Боже­ственного, обычно скрытое от сенсорного восприятия. Таким об­разом обычная математическая деятельность может стать дисцип­линой для интеллектуального и духовного понимания.

Как зеркало небес, сакральная геометрия применялась на про­тяжении тысячелетий в качестве способа установления на земле универсального порядка, действуя по известному герметическо­му принципу «что наверху, то и внизу». Конкретное воплощение этого порядка — священные сооружения. Египетская архитектура пирамид своими пространственными отношениями, линиями ука­зывает путь душе, восходящей из физического в духовный мир. Греческий храм посвяшает свои пространственные линии богам. Романская архитектура, например, церковь с ее крестообразной в плане формой, представляет собой место единения с энергией Иисуса Христа.

При визуализации определенных мотивов осуществляется ра­бота по кристаллизации тонкой энергии, и в подсознании возни­кает геометрический символ, представляющий результат медита­ции. Это сама Природа дает ответ Бога человеку. Если бы сам че­ловек занялся поисками точного соответствия своим настроени­ям, ему бы этого никогда не удалось. Только Божественная при­рода способна сделать подобное автоматически.

Практика сохранения жемчужин этого знания для поколений сохраняется в многочисленных невероятных по своей красоте и величию структурах типа собора в Шартре, одного из наиболее внушительных гимнов сакральной науки.

На Британских островах геометрический модус существова­ния и проявления Божественного проявлен в каменных ансамб­лях, средневековых соборах и изобилии кругов на земле.

С изобретением рентгеновской фотографии было обнаруже­но, что физическая структура элементов управляется множеством интервалов, окружающих центральной узел. Общее предположе­ние, что природа материи состоит из частиц, быстро уступило место концепции, что основные образцы материального мира суть геометрические формы волны. Ирония заключается в том, что, выбирая в качестве инструмента познания действительности гео­метрию, многие древние культуры шли тем же путем, на который

вступает современная наука, и наоборот. То же самое каса­ется и зодчества. Принципы сакральной геометрии особен­но важны для храмостроите­лей. Так как Вселенная была создана Богом, необходимость показа взаимодействия физи­ческих структур с Творцом проявляется в отражении. Хра­мы стали дверьми в сокровен­ные области физического мира и внутреннего мира со­знания. Это позволяет начи­нать работу по приближению

Пример британского круга на земле

к Божественному. Греческий скульптор так смотрел на возводи­мое им святилище, что видел в нем произведение всего Космоса. Победа над физической формой, над смертью выражена в крес­те, на котором был распят Иисус и который должен напоминать о духовной победе над смертью. В форме креста строилась крипта,

подземная часовня римских христиан. Более поздние постройки, готический храм, собор выражали не духовную победу над смер­тью, а ощущение души, побеждающей смерть в теле.

Эпоха Возрождения подарила человечеству последние боль­шие образцы применения принципов сакральной геометрии, ко­торая действовала на земле через великих посвященных. Вместе с тем, к XVII столетию стала преобладать рациональная логика мышления, основанная на материализме. Все сокровенное зна­ние было неизбежно осуждено и стало считаться «оккультным» («скрытым»).

Законы сакральной геометрии использовались древними для построения городов и храмов; они не изменились с тех самых пор — разве что стали более сложными. Однако изначальные формы геометрической сакрализации Вселенной остались теми же: круг, квадрат, прямоугольник и их бесконечные комбинации.

Сакральная архитектура берет свое начало в архитектонике символических форм. Например, при построении гороскопа, схе­матически выражающего описание состояния Космоса примени­тельно к отдельному человеку, а также символически толкующе­го его судьбу, использовались первичные геометрические элемен­ты, восходившие к кресту и квадрату. Древнегреческие гороскопы демонстрируют такую связь этой симметричной структуры с внут­ренним миром человека. Самые древние из известных гороскопов строились на основе квадратов, которые пересекались крестом.

В Древней Греции геометрия получила свое философское и поэтическое обоснование. Поскольку без знания геометрии и выс­шей гармонии нельзя вообще что-либо построить, знание ее — ключ к выживанию, отпирающий тайны Вселенной. Гармоничес­кое сочетание пропорциональных частей в архитектуре, их сораз­мерность, органическое единство рождает эмоциональное, эсте­тическое и духовное наслаждение, сходное с впечатлением, по­лученным от гармонического сочетания соразмерных музыкаль­ных звуков.

Известный теоретик зодчества Леон-Батиста Алберти писал: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания связи числа, ог­раничения и размещения, нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, есть источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по своей природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Она охваты­вает всю жизнь человеческую, пронизывая всю природу вещей.

Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произ­веденное ею было вполне совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».

Схемы построения средневековых гороскопов по законам сакральной

геометрии

Не каждый исследователь, собирающий примеры влияния сакральной геометрии на развитие человечества и изучающий это влияние, обращается к ее духовному аспекту. Для некоторых она предстает как дополнение к изучению археологии, архитектуры, художественной истории, сравнительного религиоведения или непосредственно геометрии.

На протяжении темной эпохи развития человечества, назы­ваемой в индуизме кали-югой, наблюдается фактическая утрата сакрального геометрического знания. Старая египетская и гречес-

кая (а также стоящая на заре прото-цивилизаций) геометрия по­степенно забывалась, цепь ученической преемственности для пе­редачи высшего знания нарушена.

Некоторый подъем в этом отношении наблюдался в эпоху Возрождения. Принятие арабской числовой системы подвигнул европейцев к выработке расширенного взгляда на методы счис­ления. Уже Прокл отчетливо зафиксировал главную особенность геометрической мысли: она способна дать развернутое знание о своих предметах лишь с помощью воображения, отразив их в во­ображаемой материи.

По Канту, геометрическое мышление есть пространственно-временное конструирование, а предмет геометрии — простран­ство и его отношения, временная динамика пространственных конструкций. Динамика священной геометрии выражается, как мы видели, с помощью иррациональных чисел. Иррациональные числа, которые являются обычными в геометрических доказатель­ствах, трудно понять с арифметической точки зрения. Следова­тельно, потребовалось определенное расширение сознания для постижения окружающего мира с несколько иных позиций. Сак­ральная геометрия, позволяющая оперировать с иррациональны­ми формулами типа 0.618...: 1:: 1: 1.618..., кажется многим людям непостижимо трудной наукой.

В течение XIX столетия размеры строительных материалов стали жестко стандартизироваться. Обычный кирпич был разме­ром 2x4x8 дюймов; бревно имело длину 12 футов и ширину 1, 2, 4, 8 или 12 дюймов. Строительство определялось точно заданным арифметическим соотношением исходных частей для возведения зданий, сооружений. Каждый проект имел в своей основе какую-либо геометрическую схему. При возведении деревянного дома в типично викторианском стиле строитель мог довольствоваться простой арифметикой. Более усложненной моделью являлось со­оружение спиральной лестницы; современные здания требуют уже сложнейших геометрических размышлений, в основе которых ле­жат, тем не менее, общие космические принципы сакральной геометрии.

Страны, расположенные в различных географических, кли­матических и социальных условиях, создают похожие художествен­но-мистические символы, эстетические образцы и архитектур­ные каноны. Архитектурный ансамбль перерастает в первенству­ющий символ, в синтетическое отражение трансмифа, в камен­ное подобие Града небесного. В такой символ он перерос в Египте и Вавилоне, Индии и странах буддизма, Греции, Иране, Япо-

нии, в североиндейской культуре и в средневековых аббатствах. Здесь сказывается иррациональный (в том же смысле, что и рас­смотренные выше иррациональные числа) вкус народа. Корни духовного вкуса уходят в неизведанные глубины жизни, к зако­номерностям, связующим народ с надстояшей над ним Боже­ственной реальностью, позволяющей кристаллизовать образ Бога в форме застывших форм.

Каким образом архитекторы прошлого возводили свои вели­чественные сооружения — храмы, пирамиды, которые до сих пор потрясают воображение людей? Ориентация архитектурных жем­чужин прошлого, дошедших до нас, подсказывает глубокий сак­ральный смысл этих построек, которые несут в себе гораздо боль­шее эзотерическое значение, чем стремление усладить взор на­блюдателя чисто эстетически. Даже используя самые современные компьютерные технологии, человечество не в силах повторить мистерию сооружения Великой египетской пирамиды! Только тщательное изучение общих космических законов сакральной гео­метрии, исследование их влияния на людей и возможность прак­тического применения в повседневной жизни способны помочь постичь глубокую тайну сооружений, построенных тысячи лет назад.

Правильные геометрические формы каменных индуистских храмов

1. Удайагири

2. Санчи

3. Ладх-Кхан (Айхол)

4. Храм Дурги (Айхол)

5. Бхитагаон 6 Деогарх

Геометрия предполагает непосредственный контакт с богами. Это происходит путем воссоздания на земле небесной структуры, где Солнце (изначальный бог) и Луна (второй бог) управляют естественным порядком вещей и предстают в основных архитек­турных формах. Древний человек уже понимал, что если бы смог составить «карту» Вселенной, то получил бы способность пред­сказывать прихоти богов, насылающих засухи, наводнения и мор на землю. Геометрия была основным инструментом для создания вещей вручную. Без нее ничего нельзя сделать. Когда вы задумы­ваете создать какую-либо вещь, вы следуете законам геометрии, которая, в свою очередь, основана на более древнем навыке — умении считать. В древнем мире это знание считалось волшеб­ством и в этом качестве сохранялось вдали от взоров профанов. Это была тщательно охраняемая тайна, к которой допускали только избранных. Как отображение структуры Вселенной, священная геометрия и архитектура являлись символической системой для понимания ее работы.

Один из дошедших до нас типов ранних сооружений сакраль­ной архитектуры — обсерватории. Они были не только сооруже­ниями для наблюдения за состоянием звездного неба, но явля­лись центрами духовного знания. Древние люди обладали потря­сающим знанием астрономии и могли предсказывать звездные со­бытия с высокой степенью точности. Такая точность определялась в немалой степени и мистической архитектурной формой ранних обсерватории. Древнейшие известные обсерватории в мире нахо­дятся в Индии и Армении.

В индийской традиции обсерватории можно понимать как ян-тры. Санскритское слово янтра происходит от корня ян, что зна­чит «сохранять, поддерживать энергию, внутренне присущую оп­ределенному элементу, объекту или понятию». В первом значении «янтра» может относиться к любому виду механических приспо­соблений, которые используются в разных видах деятельности. Поэтому янтра в таком значении есть любой прибор или инстру­мент, подобный тем, что применяются в архитектуре, астроно­мии, алхимии, химии.

Санскритский текст XI века Самарангана Сутрадхара, посвя­щенный архитектуре, дает яркое описание таких механических янтр. Крупные обсерватории, построенные в Дели и Джайпуре при покровительстве Джай Сингха (1636-1734), называются ян-тар-мантар, поскольку назначение этих массивных сооружений — служить инструментами (янтрами) для изучения небесных яв­лений.

Обсерватория в Дели

Армянские обсерватории называются карахундж. Кара озна­чает «каменный»; корень хундж произошел от хунчуни, что озна­чает «голос». Считалось, что эти сооружения могут вещать о тай­нах бытия и раскрывать их людям. Построенные уже к 4200 г. до н. э., карахундж (а также обсерватория в Метсаморе, построенная к 2800 г. до н. э.) позволили развить сакральную геометрию до тако­го уровня, что люди могли без особых трудов измерять расстоя­ния, широты и долготы, оценивать окружающий мир и предска­зывать солнечные и лунные затмения приблизительно за 1000 лет до того, как это стали делать в Египте. Города-крепости и храмы, которые были возведены в Армении (некоторым из них 7000 лет) показывают замечательное понимание мистерии сакральных чи­сел и геометрии в строительстве священных зданий. Они свиде­тельствуют об использовании в религиозной и повседневной жиз­ни сложной системы квадратов, прямоугольников, кругов и мно­гоугольников.

Современная архитектура больших городов, ориентированная на быстрое возведение домов-коробок и однообразных конструк­ций оказывает очень опасное влияние на человека. Человек пере-

мешается в искусственную среду обитания, полностью технокра-тизированную, где царит засилье железобетонных домов с выре­занными отверстиями для окон и дверей. Нарушение законов сак­ральной архитектуры приводит к тому, что стандартизированное окружение своими нелепыми формами оказывает деструктивное воздействие на психику, вызывая отрицательные эмоции и про­воцируя на немотивированные поступки. Именно поэтому, по ста­тистике, больше всего преступлений совершается в новых, «со­временных», дисгармоничных кварталах мегаполисов, где пожи­вает большой процент людей с очень низким уровнем сознания. Они влекутся туда определенными геометрическими непропор­циональными формами, а поселяясь, начинают действовать.

Французский архитектор Огюст Перре говорил: «Искусство архитектуры заключается в том, чтобы заставить звучать опоры». Храмовые сооружения звучат подобно оркестрам, но для их зву­чания требуется система сакральных геометрических пропорций, своеобразный размерный звукоряд. Этот звукоряд обеспечивает существование чисел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: