МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
И ликвидации последствий стихийных бедствий
__________________________________________________________
ФГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ»
Кафедра права
«УТВЕРЖДАЮ»
начальник кафедры
капитан А.В. Бабаев
«___» 2011 г.
Автор: доцент, кандидат юридических наук Ульянов А.Д. | |
ДИСЦИПЛИНА: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 7: ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Обсуждена
на заседании кафедры
«____»_______2011 г.
протокол №
Химки – 2011
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
-разъяснить обучаемым роль и значение деятельности правоохранительных органов;
1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выставка литературы
Наглядные пособия
Слайды
Время: 2 академических часа
3. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Содержание занятия | Время, мин |
Вступительная часть | 5мин. |
Учебные вопросы: Введение 1. Система органов внутренних дел 2. Полиция, ее задачи, структура, права и обязанности 3. Органы предварительного следствия и дознания в системе МВД России 4. Кадры полиции Заключение | 80мин. 5 мин. 15 мин. 20 мин. 20 мин. 15 мин. 5 мин |
|
|
4.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЕМЫХ:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы: Сборник. М., 1989.
- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. — ст. 1 и 4 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446-1, (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) (ВВС, 1992, № 15, ст. 769; 1993, № 2, ст. 77; РГ, 1994, 14 и 19 января; СЗ РФ. 2002. №30.Ст.3033; 2005. №10.Ст.753; 2006. №31 (ч.1). Ст. 3427; 2007. №10.Ст.1151).
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации"
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 "Вопросы организации полиции"
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации"
|
|
- Указ Президента Российской Федерации 10 августа 2011 года № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети интернет».
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий"
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"
- Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2009.
- Правоохранительные органы: Учебник / Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. –М., 2009.
- Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция, 2010, №7.
- Щукин. В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь, 2005, N 6.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
- в связи с ограниченностью учебного времени проблемы законодательства рекомендуется рассматривать без выделения частных вопросов;
- в целях доведения большего объема учебного материала при изложении лекции необходимо использовать ТСО;
ВВЕДЕНИЕ
Для современного общества возрастание роли и сложность проблем управления представляют объективную закономерность, вытекающую, прежде всего из коренных изменений в политике, экономике, социальной сфере. Усложнение управления обусловлено все более высокими требованиями, предъявляемыми к нему, увеличением управляемых объектов, возрастанием объемов используемой при принятии управленческих решений информации, опасностью отрицательных последствий принятия необоснованных решений. Все более остро ощущается потребность ускоренного внедрения результатов научных открытий и разработок в практику. В современных условиях совершенствование управления становится важнейшим средством успешного функционирования общества во всех областях его жизнедеятельности. Нынешнее состояние политической, экономической и общественной жизни нашего общества, остающийся высоким уровень преступности, недостаточно эффективные действия по борьбе с коррупцией, увеличение правонарушений в экономической сфере деятельности предполагает дальнейшее развитие системы управления в органах внутренних дел.
Правоохранительная функция государства делится на рядподфункций: предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, дознание, предварительное расследование, судебное производство. Всего можно говорить о семи подфункциях. Четыре из них: предупреждение, раскрытие, дознание, расследование преступлений - осуществляют органы внутренних дел. Объем их работы по выполнению названных подфункций колеблется от 75 до 100%. Этим определяется место и значение органов внутренних дел в правоохранительной системе, как крупнейшего ее элемента, имеющего собственную и сложную организационную структуру, все составные части которой образуют МВД России.
МВД России - сложная система, состоящая из территориальных и отраслевых подсистем, имеющих собственное иерархическое построение. Центральное место в этой иерархии занимают территориальные органы внтренних дел районного уровня - горрайлинорганы внутренних дел, которые в сфере своего функционирования (на территории, транспорте и т.д.) непосредственно осуществляют борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности, и, в силу этого, находятся под пристальным вниманием населения. Поэтому очевидно, что от того, насколько законно, справедливо и профессионально ГРЛОВД осуществляют свою деятельность, зависит отношение населения и к МВД России, и к правоохранительной системе в целом.
|
|
Отсюда целью лекции является уяснение сущности многогранной деятельности органов внутренних дел, их задач и функций, структурного построения системы МВД России.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую МВД России, куда входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. С 1 января 2012 г. предельная штатная численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемая за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета устанавливается в количестве 1 106 472 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации - 907 630 человек, федеральных государственных гражданских служащих - 5000 человек, работников - 193 842 человек[1].
Правовой основой организации и деятельности органов внутренних дел РФ является Конституция, Закон о полиции, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Министра внутренних дел РФ. МВД России возглавляет Министр внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
|
|
В Министерстве внутренних дел Российской Федерации восемь заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра, одного заместителя Министра - начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации и одного заместителя Министра - главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, пользующегося правами заместителя Министра[2].
МВД России подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. Кроме того, МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
В МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел и о военной службе вводятся должности соответственно сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе - должности федеральных государственных гражданских служащих, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - должности работников.
Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы) являются:
а) на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;
б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;
г) на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации[3].
При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
МВД России выполняет следующие функции:
– определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;
– осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;
– обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий;
– обобщает практику применения законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти РФ предложения о его совершенствовании, подготавливает проекты нормативных правовых актов РФ по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, осуществляет нормативное регулирование своей деятельности и оказывает органам внутренних дел и внутренним войскам практическую и методическую помощь в организации нормативной правовой работы, налаживает пропаганду правовых знаний;
– участвует совместно с органами государственной власти субъектов РФ в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью; в разработке и реализации договоров и соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении законности, общественного порядка, общественной безопасности и по иным вопросам, предусмотренным Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами;
– организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
– организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;
– осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
– участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране Государственной границы РФ, обеспечению безопасности Российской Федерации, безопасности представительств иностранных государств на территории России, защите в системе министерства сведений, составляющих государственную тайну;
– обеспечивает охрану важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказывает содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников