Андрей Битов. Уроки Армении

Исторический факт

Описание обычая/праздника

Еда

Одежда/украшения/утварь

Картина

Цитата

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Одной строкой

В Армении иногда можно встретить одновременно все четыре времени года: когда в Араратской долине зреют сочные персики, абрикосы, виноград, дающий лучшие в мире сорта коньяка и десертных вин, высоко на склонах гор, окружающих долину, не хватает тепла для созревания даже зерновых, а местами снег не сходит круглый год.

С картинками

Сегодня мне хочется рассказать вам одну прекрасную легенду о любви, известную в Армении не меньше, чем, скажем, история Ромео и Джульетты.

Это история царицы Шамирам и Ары Гехецика.

Царица Шамирам – она больше известна нам как Семирамида (ассирийское имя Шаммурамат) правила Ассирией в конце IX века до н.э., была умна, красива, много строила и отлично воевала. Имя её обросло множеством легенд.

Кристиан Колер. Семирамида

В ту пору армянами правил Ара по прозвищу Гехецик (Прекрасный). Наслышанная о необыкновенной красоте Ара Прекрасного, Семирамида возжелала добиться его любви.

Семирамида влюбилась в него и наедине заявила: "Ты действительно красив как бог! Ты будешь моим, Ара Прекрасный, как и твоя страна."

Овдовев, став свободной, Шамирам послала ему в Армению подарки с откровенным признанием в любви и послов, которые должны были передать армянскому царю её слова: «Приди, владей мною и моей страной».

Но Ара не принял их, сказав, что у него есть любовь.

Пьер Беллет. Семирамида

Однако у ассирийской царицы были далеко идущие планы: путем нового замужества объединить две державы. Еще раз направились послы в Армению, и вручили армянскому царю символы власти — корону, скипетр и меч, вместе с предложением Семирамиды прибыть в Вавилон и, женившись на ней, царствовать здесь либо же «исполнить ее сладострастное желание и вернуться к себе с великими пожалованиями». Семирамида уже готовилась надеть свое знаменитое ожерелье из семи рядов крупных розовых жемчужин, которым она изумляла участников самых торжественных дворцовых приемов, но вернувшиеся послы передали царице унизивший её отказ армянского царя.

Не хочешь любви – готовься к войне! Никто не смеет стоять на пути высоких чувств царицы Шамирам, будь он трижды прекрасен!

Джулиано Зассо. Мертвое тело Ары Гехецика доставлено царице Шамирам

Разгневанная его отказом, Семирамида пошла войной на Армению. Углубляясь в страну, ассирийская армия упорно шла вперед. Семирамида приказала командирам взять Ара живым, но, к ужасу царицы, ее избранник был убит в кровопролитном сражении у склона горы, которую народ называет Араи-лер (гора Ара) и мало кто помнит другое ее название – Цахкеванк. На том же месте впоследствии было основано село, по сей день называемое Араи-гюх (село Ара).

Семирамида приказывает своим людям найти Ара Прекрасного. Угасавшего царя перенесли в шатер Семирамиды, где он испустил дух. Царица велела жрецу Мирасу воскресить любимого, и тот, положив тело на вершине горы, стал вызывать псоглавых духов «аралезов», спускающихся с неба зализывать раны убитых воинов и оживлять их.

Иосиф Роттер. Ара Гехецик и Шамирам

 

Мобилизовав свои резервы, армянская армия выступила против ассирийцев, мстя за царя Ара, но военачальники Семирамиды, рассчитав свои силы, убедили ее избежать новых боевых действий, грозивших вылиться в затяжную войну. Тогда Семирамида распустила слух: «Я велела богам зализать его раны, и царь оживет». Но начавшийся через 10 дней процесс разложения отрезвил ее.

Вардгес Суренянц. Семирамида над трупом Ара Прекрасного

Тело убитого царя похоронили, а Семирамида, надев на одного из своих любовников облачение армянского царя, распустила слух, будто «боги зализали раны Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу». Таким образом, успокоив армян и добившись прекращения войны, Семирамида покинула Армению, поверив словам Мираса, будто дух Ара взят богами в Араратские горы и оттуда перенесется к покорившей его сердце царице.

Шамирам смирилась и вернулась в Вавилон. А армяне в честь своего любимого царя назвали его именем гору Арарат и Араратскую долину, где проходило сражение.

 

ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ

Праздник "Благословение винограда" проводится в воскресный день, следующий за 15 августа.

По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Люди приносят в церковь первый раз сорванные гроздья, чтобы они были благословлены. В этот день совершают жертвоприношение, получают благословение за выращенный виноград, который считается самым благородным среди других фруктов.

В дохристианской Армении ритуал благословения винограда совершал царь или верховный жрец. До этого дня запрещалось срывать виноград, чтобы гроздь достигла требуемой сладости, а то вместо вина мог получиться уксус. Армяне очень любили этот праздник и ждали его с нетерпением. Ведь Мать-природа наградил их за добросовестный труд!

Люди собираются группами, родственники, друзья совершают паломничество, порой шагая целый день и ночь. Наконец, караван достигает места назначения. Пока взрослые накрывают столы, молодые играют, состязаются в силе. Пир начинается в полдень. Радость эта праведна, праведен хлеб этих людей – ведь эта радость обретена нелегким трудом.

 

ЕДА

В прошлый раз, рассказывая о мацуне, я пообещала, что сегодня расскажу про один из столпов армянской кухни, а именно кисломолочный суп СПАС.

СПАС для армянина как БОРЩ - для украинца, ОКРОШКА - для русского, или ПАСТА - для итальянца.

1 л. мацуна

1 л. воды

6 горстей пшеничной крупы (“дзавар”) – по горсти на порцию

1 яйцо

1 ч.л. (без горки) муки

1 луковица

30-40 гр сливочного масла

свежая зелень кинзы

сухая мята

соль

Мацун можно заменить любой похожей кисломолочкой, например, кефиром.

Спас варят на ПШЕНИЧНОЙ КРУПЕ. Не путать с пшеном, пшенкой. Это просто зерна пшеницы (по-армянски ДЗАВАР). Вот так она выглядит:

 

 

Наиболее близкая замена дзавару - это булгур (дробленая пшеница). Но булгур надо варить намного меньше. Он разваривается очень быстро!

Для настоящего армянского спаса нужна именно кинза, а также свежая (или сухая) мята.

Пшеничную крупу хорошо промыть холодной водой, залить небольшим количеством воды, чтоб только покрыло на 1-2см и оставить на ночь. На следующий день крупа будет уже достаточно мягкая, чтобы варить ее сразу в супе.

В кастрюлю, в которой будем варить спас, разбить яйцо, добавить щепотку соли и муку, слегка взбить вилочкой или венчиком до однородности, чтобы не было комочков. Затем добавить мацун и хорошо перемешать. (Иногда, кроме мацуна, в спас добавляют пару ложек сметаны, но это в том случае, если мацун уж очень кислый.)

Разбавить холодной водой. Тут два важных момента:

1 - Наливаем именно воду в мацун, а не наоборот. Иначе комочков вам не избежать!

2 - Наливаем воду постепенно, пока нас не устроит густота. Даже мацун бывает разной густоты, а если вы используете кефир, то тем более. Не надо разбавлять массу сильно! Она должна быть ни очень густой, ни слишком жидкой...

Теперь добавляем размоченную крупу, перемешиваем и ставим на средний огонь. В начале варки, до закипания, спас нужно регулярно помешивать. (Это важный момент, иначе суп свернется и будет испорчен).

Параллельно мелко нарезаем и обжариваем до золотистого цвета лук. На сливочном масле.

Как только суп закипит, огонь убавляется до минимума. Спас варится до готовности крупы. Как только крупа будет готова, добавляем уже готовый поджаренный лук (вместе со всем маслом), а также кинзу, немного мяты и соль.

 

ПРЕДМЕТЫ БЫТА

ЦИТАТА ВЫПУСКА

«- Свет… Слишком много света.

Сейчас я ловлю себя на том, что, когда говорил «линия и цвет», я не был точен. Я скорее следовал традиции, нежели собственному ощущению. Я скорее отдавал дань Сарьяну, чем натуре.

… Должен же я был сказать: линия и свет.

Свет в Армении, быть может, основное мое зрительное впечатление, главное физическое переживание. Сказать, что он слишком яркий и его слишком много, — ничего не сказать. Это свет особого качества, которого я нигде ранее не встречал. Я вспоминал свет в Крыму, Средней Азии, снежных горах вот там было много света, яркий свет, ослепительный, даже громкий свет, — но никогда я его не переживал так, как в Армении. Впервые он был для меня чем-то таким же осязаемым, что ли, как вода, ветер и трава. От него было не спастись, не деться, не укрыться… И если Армения — самое светлое место в моей жизни, то Севан — самое светлое в Армении...»

Андрей Битов. Уроки Армении

Георгий Башинджагян. Озеро Севан в летний день


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: